ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Священнослужители о неоязычниках

12 июля 2013

Протодиакон Андрей Кураев поддержал администраторов, исключивших из программы молодежного праздника появление Нептуна, водяных и русалок. Напомним, что опрошенные Regions.Ru парламентарии единодушно осудили действия администрации, а священнослужители разошлись во мнениях: одни усмотрели в этом вполне оправданную борьбу с язычеством, другие – отталкивающий фанатизм.

Отец Андрей по этому поводу пишет:

"С советских времен прошло много лет. За это время боги вышли из музеев. У нас заработала "машина времени": самые архаичные верования, самые странные, вдруг оживают в головах. Даже по московским паркам ходят неоязычники, воздающие почести Даждьбогу, Стрибогу и так далее. Разумеется, когда религия отмирает, она уходит в мир сказок или игр. Но сегодня-то маятник качается в другую сторону... Когда наш учительский корпус изрядно заражен всякого рода оккультизмом, уповать на то, что все это останется только игрой, крайне наивно. Это значит не замечать, в какой стране мы живем. Игра однажды перестает быть игрой...

То, что происходит в детстве, становится матрицей для последующей жизни. Если ребенок принимал участие в таких игровых религиозных обрядах понарошку, ему будет психологически легче поиграть во что-нибудь другое, серьезное, в более старшем возрасте (в том числе, в сектах). Как итог мы видим совершенно безумное с христианской точки зрения поведение российских туристов: оказываясь за границей, они начинают участвовать во всех местных обрядах – индуистских, ламаистских и вообще каких угодно... Христиане первых веков даже понарошку в такие игры не играли бы – за это отлучали от Церкви, и они предпочитали умереть, но не участвовать в языческих обрядах.

Я вообще считаю, что это огромное упущение в церковной проповеди и пастырстве последних десятилетий: новое язычество не замечается. Я уже много лет предлагаю Патриархии публиковать накануне сезона отпусков памятку для туристов: что можно, а чего нельзя делать в чужих храмах с точки зрения религиозной безопасности. Можно было бы и с турагентствами договориться, чтобы такую памятку вручали при покупке тура на некоторых направлениях – не при поездке в Болгарию или Германию, разумеется, а при путешествии в Индию, Китай, Японию... Можно было бы сделать постоянную полосу в журналах авиационных компаний: "Православная Церковь предостерегает".

Напомним, неоязычники за последнее время не раз "отметились" осквернениями крестов и храмов. Так, 17 июня они надругались над памятником древнерусским воинам – защитникам Старой Рязани.

"Согласны ли вы, что неоязычество превратилось в серьезную духовную проблему? Если да, то какие причины этому вы видите? Что этому может и должна противопоставить Церковь?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Мнения священнослужителей

Протоиерей Александр Добросельский, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Заокское Рязанской области, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина:

Нормальному сознанию вообще трудно представить, как это можно в современном цивилизованном мире всерьез стать язычником. Однако, к нашему ужасу, такое встречается все чаще.

Языческое мировоззрение в современном мире, пропитанном научной логикой, свидетельствует о полной расхлябанности чувств при полном же отсутствии какой-либо рациональной культуры. Современный язычник как будто сам себя обманывает изо всех сил, называя черное белым, а белое черным, лишь бы как-то оправдать в своей совести те чувства, которые при этом возникают и которые полюбились. Разговаривать с таким человеком – все равно что переубеждать шизофреника: каждый раз ужасаешься очевидной глупости и необоснованности его убеждений при невозможности чем-либо помочь ему.

Лучше всего бороться с язычеством мерами профилактическими – не давая втягивать людей в состояние массового психоза так называемых "мистерий". При любом акте идолопоклонничества возникают такие психические состояния, которые потом никакой логикой откорректировать невозможно.

Игумен Мелетий (Соколов), игумен, преподаватель Московской духовной семинарии:

Вся проблема в неверии – в отсутствии действительной веры во Христа в очень значительной части общества. Увы, это реалия нашей сегодняшней общественной жизни. Ведь многие православные христиане "по происхождению" не могут объяснить в чем собственно их вера. Это в первую очередь проблема внутренней миссии Церкви – что, по-моему, очевидно.

Что касается разного рода " народных праздников", которые еще в советское время активно навязывались и в пионерлагерях, и на турбазах, и на народных гуляниях, то можно вспомнить, что в курсах литературы и фольклора языческие верования (со всеми этими лешими и русалками) наших древних предков преподносились исключительно в положительном свете, как нечто "истинное и родное", как "венец культуры". И вот сейчас это все хлынуло в духовный вакуум, образовавшийся вследствие неверия. Бороться с этим можно только духовным просвещением народа.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе:

Неоязычество опасно, прежде всего, своей примитивностью и соответствующим контингентом адептов. Мы как-то проводили небольшое микроисследование, социологическое, изучили анкеты так называемых "язычников" в популярных системах "вконтакте" и "одноклассники". Большинство из них указали, что учатся в ПТУ. Это и понятно: чем меньше у человека знаний в голове, тем легче им манипулировать, выдавать грубые поделки типа "Велесовой книги" за подлинный источник.

Адепты "неоязычества" качают мышцы, предоставляя прокачивать голову своим "жрецам".

Чтобы это исправить, нужна целенаправленная работа с молодежью на каждом приходе, нужна государственная образовательная молодежная политика, не связанная с политически ориентированными "Селигерами" и прочими подобными проектами.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии:

Неоязычество и впрямь поднимает голову, но только на пустом месте – там, где нет нормальной катехизации, церковного и духовного просвещения. Тогда пустота замещается различными химерами прошлого, теми же советскими пережитками – какими-то несуразными ритуалами со всеми этими нептунами, распространившимися по всей Руси. Того, что просто невозможно было представить до революции, сейчас пруд пруди.

Но грубое противодействие с помощью запретов здесь не поможет. Это только оттолкнет от Церкви тех, кто собственно религиозно-языческой составляющей в этих мероприятиях не ощущает. Нужно терпеливо просвещать людей, объяснять, где безобидное веселье и шутка, а где действия, наносящие духовный вред.

Конечно, по большей части народные увеселения не имеют столь уж глубокого духовного религиозного подтекста, чтобы с ними так жестко бороться. Но, с другой стороны, языческие элементы все-таки должны изживаться, если они действительно имеют место в этих праздниках.

Но люди должны осознать, почему это плохо в духовном плане, а для этого им нужно все это еще и объяснить. А если это просто запретить без всяких объяснений, то можно нанести не меньший духовный вред.

Александр Копировский, магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института:

Да, навязывание и распространение язычества стало серьезной духовной проблемой. Я собственными глазами видел группы детей и подростков, которые под руководством старших активно погружаются в этот языческий мир: все время сражаются на мечах, истошно кричат, призывая Перуна в помощь. Подается это в качестве как бы игры, но вместе с тем, очевидно, что это самая настоящая инициация в языческий дух. Подобных примеров масса.

И область проникновения язычества расширяется. Неоязычество в самых разных формах очень активно и агрессивно проникает в сознание современных людей – и детей и взрослых.

Что этому можно противопоставить? Только не систему запретов и разрешений – это вообще не дело Церкви! Поддержка действий администрации отцом Андреем кажется мне очень странной. Одинаково опасно и не обращать внимания на эти "детские игры", и пытаться запрещать их от имени Церкви, как будто это какая-то идеологическая система.

Церковь должна противопоставить положительный пример, она должна отвечать на запросы, обращенные к ней, причем не формально, не на уровне официальной идеологии.

Источник: REGIONS.RU

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама