ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

РПЦ: празднование 1025-летия Крещения Руси проходит на высоком уровне

16 июля 2013

О том, когда и почему Русь крестилась, об отличиях нынешнего праздника от празднования 1000-летия Крещения в 1988 году, рассказал первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

День Крещения Руси традиционно отмечается 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. В этом году в связи с круглой датой – 1025-летием Крещения Руси – организаторы заявили о совместном праздновании в России, Украине и Белоруссии – "от Камчатки до Ужгорода и далее". Торжества пройдут с особым размахом с участием предстоятелей и представителей всех Поместных православных церквей... О том, когда и почему Русь крестилась, об отличиях нынешнего праздника от празднования 1000-летия Крещения в 1988 году, об особой миссии Церкви на постсоветском пространстве РИА Новости рассказывает первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

– Отец Максим, исследователи порой называют разные даты крещения Руси, например, 990 или 991 год... На ваш взгляд, установленный год Крещения, 988-й, действительно соответствует тому, что имело место в истории?

– Этот вопрос неоднократно обсуждался – и точная дата, и место крещения Руси. Последний раз на эту тему была достаточно серьезная дискуссия, исследование, когда готовился первый подготовительный том "Православной энциклопедии" (начала издаваться с 2000 года – ред.) . И большинство ответственных историков соглашается с тем, что другой даты, на которую мы бы имели веские основания переносить юбилей, нет.

Когда мы говорим о событиях более чем тысячелетней давности, мы, конечно, допускаем определенную меру зазора, но основная масса исторических данных убеждает нас, что речь идет именно о 988 годе.

– А какая часть населения Киевской Руси реально могла креститься в 988 году, на этот счет существуют какие-то данные?

– Мне кажется, такая постановка вопроса уводит нас немного не в ту область. Дело не в том, каков был процент крестившихся киевлян и, скажем так, подданных князя Владимира, а в том, что он, как некогда равноапостольный император Константин в IV столетии, понял, что именно христиане – те, которые уже есть в его окружении или есть в сопредельных государствах, и христианство как религия могут стать опорой и основой того общества, того государства, которое он надеялся создать.

Да, конечно, это было меньшинство населения, и мы сейчас не посчитаем процентов, и никакая статистика по отношению к событиям 988 года невозможна. Но это было то меньшинство, которое, по слову Евангелия, было "солью", вокруг которой все осолялось, становилось соленым; та "закваска", которая придала будущей истории России именно тот вектор развития, в котором мы и прожили эти 1025 лет.

– Чем был обусловлен выбор Древнерусским государством в качестве основополагающей религии православного христианства? В летописях, допустим, можно прочесть о том, что у "магометан" князю Владимиру не понравился запрет на то, чтобы есть свинину и пить вино, православию же было отдано преимущество за великолепие богослужения, то есть тоже какие-то внешние признаки. Насколько это отражает истинную мотивацию великого князя?

– На самом деле, тут два момента. Во-первых, я бы не назвал эти соображения внешними, а назвал бы их, скажем так, не относящимися к рационалистическому дискурсу. Сама эстетика богослужения в храме святой Софии – это не красивый клип, который производит впечатление на человека, а прикосновение к чему-то, что нигде больше увидеть невозможно. Собственно, и сейчас те, кто оказываются в соборе святой Софии в Константинополе, это чувствуют. Это действительно "небо на Земле". И можно представить, как этот опыт, это переживание могло быть донесено русскими людьми, которые там побывали, до князя Владимира. Этот опыт, несомненно, сыграл свою роль, даже если мы допускаем определенную последующую мифологизацию этого летописного повествования.

День крещения Руси: как князь Владимир отказался от язычества

Но, конечно же, выбор князя Владимира не сводился к одним только онтологическим или эстетическим предпочтениям. Это был еще и тот трезвый выбор государственного мужа, который видел именно в восточном христианстве, в православии наиболее гармоничное сочетание духовно-религиозного и национально-государственного начал, при котором нет ни теократического подавления Церковью общественно-государственной жизни, ни превращения Церкви в служанку государству.

При этом есть еще один важный момент. В X столетии именно Восточное православие давало возможность полноценного развития национальных культур. Сам по себе перевод богослужения и всего комплекса основных, базовых христианских текстов на национальный язык становился исключительной вехой в судьбе каждого народа, который к этому приобщался. Народ входил в полноту восточно-христианской, византийской культуры, и это князь Владимир, как мудрый правитель, конечно, провидел и учитывал.

– Часто можно услышать, что возрождение духовной жизни в современной России началось с празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси... Достойное ли внимание уделяется сегодня этому событию, празднику на государственном уровне в средствах массовой информации?

– Мне кажется, что нынешнее празднование 1025-летия Крещения Руси проходит на высоком, достойном уровне. Во-первых, очень важно, что мероприятия пройдут в трех главных исторических центрах Восточного православия, единого русского мира – в Москве, Киеве и Минске.

Празднование начнется, как об этом сказал Святейший патриарх Кирилл, 24 июля в Москве, в храме Христа Спасителя торжественным богослужением с участием предстоятелей и представителей многих Поместных православных церквей. А апогеем его станут мероприятия в Киеве, Литургия на Владимирской горке, на которой также ожидается участие всех глав или представителей Православных церквей и государств, большинство народов которых исповедует Православие. Не менее значимые богослужебные мероприятия пройдут и в Минске.

Само по себе это объединение трех центров русского мира и исторических центров православия, находящегося под омофором Русской православной церкви, видится очень и очень важным. И то, что с этим у нас будут соединены самые разные мероприятия – от народного фестиваля, который планируется 24 июля в Москве, до тех экспозиций о "двух Крещениях Руси", которые предполагается разместить в московском метро... Все это говорит о том, какой путь прошли наши страны, наша страна за эти 25 лет.

В 1988 году праздник Крещения Руси фактически проходил как праздник церковно-религиозный. Да, он стал вехой, положившей начало возрождению, но тогда государством отмечался вполне изолированно. Сегодня мы видим торжественные мероприятия, которые призваны именно стирать последние грани, которые, может быть, еще существуют у кого-то в сознании, между общественной и церковной жизнью.

– В эти дни в рамках торжеств в Россию из Греции доставили крест апостола Андрея Первозванного. Какое значение имеет это событие для верующих в России, можно ли ожидать столь же массового паломничества к этой почитаемой святыне христианского мира, как во время приноса в 2011 году пояса Богородицы?

– По поводу того, какое будет паломничество, я не буду выступать в роли пророка, ибо это дело неблагодарное. А значимость принесения креста апостола Андрея, думаю, прежде всего состоит в том, что она возводит нас к самым первоосновам христианства и показывает, что в целом Православная церковь, в том числе и наша Русская православная церковь, есть церковь, восходящая своей верой ко Христу и к апостолам. И то, что она хранит, не есть некая национальная традиция или этническое предание – это есть именно то Вселенское православие, то Вселенское христианство, которое соединяет нас с Христом и апостолами.

– Насколько сильны в нынешней Украинской православной церкви тенденции к отделению от Московского патриархата? Существуют ли какие-либо проблемы во взаимоотношениях с Белорусской церковью? Вообще, благодаря каким факторам удается сохранять духовное единство на постсоветском пространстве?

– Думаю, то, что мы видим, несмотря на определенные существующие проблемы – они не могли не возникнуть в жизни тех или иных частей единой Русской церкви в тех или иных государствах – показывает, что именно Церковь является самым стабильным и единствообразующим институтом на всем постсоветском пространстве. Ибо никакие другие институции не смогли удержать единство в столь массовом всенародном масштабе.

Я глубоко убежден, что это связано именно с особой природой Церкви, которая не есть ни общественная организация, ни окологосударственное учреждение, которая двухприродна: будучи включенной в человеческую историю, она по своей внутренней сущности, по своей внутренней онтологии связана с вечностью, и в этом смысле может противостоять разрывам и распадам совершенно по-иному, чем любой другой институт в земной истории.

Источник: РИА Новости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама