То или иное именование происходящего в Сирии уже навязывает оценку ситуации в свете определенной идеологии. Что происходит? Народ восстал против тиранического режима в рамках тренда "арабская весна"? Экстремисты и террористы пытаются свергнуть законную власть? В первом случае Сирия уподобляется Ливии, и судьба Асада предрешена. Весь цивилизованный мир должен поддерживать восставший за свободу народ, не считаясь ни с жертвами, ни с расходами. Во втором случае Сирия это такой Афганистан, где ровно наоборот: весь цивилизованный мир должен поддерживать (в том числе и оружием) законную власть, чтобы не допустить победы экстремистов.
Позиция России по Сирии вызывает серьезные вопросы при первом ответе и единственно возможна при втором. И действительно, зачем давать оружие каннибалам? США уже один раз серьезно просчитались, поддерживая исламских моджахедов в Афганистане против Советского Союза, а потом получив от них своего рода благодарность 11 сентября 2001-го.
Сложность происходящего все больше выходит на поверхность и заставляет останавливаться в нерешительности даже лидеров Запада, так спокойно и деловито покончивших с Саддамом Хусейном или Муамаром Каддафи.
В Сирии идет полномасштабная религиозная война. Полуторатысячелетнее противостояние шиитов и суннитов, начатое "битвой верблюдов" еще при жизни соратников Пророка, снова перешло в свою горячую фазу. Для боевиков "Хезболлы", бьющихся за Кусайр или Хомс бок о бок с солдатами сирийской регулярной армии, для тысяч шиитов со всего мира дело идет о защите гробницы Зейнаб, дочери Али, в Дамаске. Для алавитов сирийского шиитского религиозного меньшинства, опоры дома Асадов, составляющих основу его армии и сил безопасности, речь просто идет о выживании их семей и их конфессии.
Ведь так называемая сирийская оппозиция уже тоже не скрывает своих целей создания суннитского государства, в котором сунниты станут не просто большинством, а останутся одни и будут жить по своим законам. Не зря суннитские экстремисты со всего мира (в том числе и из России) собираются так активно под знамена "борьбы с тираном". Не зря авторитетный суннитский клирик АльКарадави призвал всех способных носить оружие суннитов сражаться с режимом Асада. Те самые непоседливые бородачи, которые могли бы взрывать себя в Вашингтоне или Лондоне или сражаться с войсками НАТО в Афганистане, теперь сражаются против других мусульман шиитов, рассчитывая еще (под брендом "защиты свободы") снова поживиться разнообразной поддержкой Запада материальной, финансовой, идеологической.
Как ни оценивай режим Асада, Сирия при нем не была похожа на "исламский эмират Афганистан" под властью движения "Талибан".
Асады и отец, и сын, сами происходящие из религиозного меньшинства алавитов, обеспечивали религиозную терпимость, мир и добрососедство между испокон веков живущими на территории Сирии различными конфессиями.
Весь парадокс сирийской ситуации в том, что войска Асада сражаются сейчас на передовом рубеже защиты наиболее актуальных ценностей Запада религиозной и гражданской толерантности, светского государства. Странное непонимание этого самим Западом делает эту схватку достойной шекспировской трагедии.
Сирийская оппозиция уже мало склонна к толерантности, то ли еще будет. Придя к власти, она уничтожит религиозные меньшинства, обвинив их в поддержке тиранического режима, в кровавых преступлениях против "борцов за свободу".
Мишень оппозиции не только шииты, но и община сирийских христиан, составляющая 10% населения и процветавшая при "тираническом режиме" Асадов.
Похищения епископов, убийства мирных христиан, недавнее нападение бомбистов-смертников на старый христианский квартал в Дамаске все это ставит под вопрос судьбу сирийских христиан, последователей Антиохийской православной церкви и других христианских сообществ. Не зря предстоятель РПЦ патриарх Кирилл недавно так тревожно и точно сказал об "уничтожении христиан в Сирии". А ведь Сирия это колыбель христианства. Именно на пути в Дамаск произошло знаменитое обращение Савла в Павла.
Россия сама является мультиконфессиональной страной, где веками мирно живут бок о бок христиане, иудеи, шииты и сунниты, буддисты. Поддержка режима Асада сегодня это не просто поддержка законной власти против экстремистов в ситуации, болезненно напоминающей чеченские события 1990-х. Это поддержка религиозного разнообразия и религиозной терпимости против фанатизма и мракобесия.
А православным христианам нельзя забывать, что битва, которую ведут Асад и его союзники, это еще и борьба за сирийских христиан за их возможность исповедовать свою веру, да и просто за их жизнь.
Источник: Известия