ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Православие, самодержавие, опера – торжество над стихией

Евгений Хакназаров :: 25 июля 2013

Под проливным дождем закончился Второй Санкт-Петербургский международный фестиваль "Опера – всем", проводившийся при поддержке правительства города. По сравнению с прошлым годом мероприятие стало гораздо более приближенным к горожанам и гостям культурной столицы – оперы ставились на площадках, способных вместить всех желающих, и скандалов, подобных прошлогодним, когда не сумевшие попасть во двор Михайловского замка зрители освистали устроителей, не наблюдалось.

Было и еще одно любопытное отличие: праздник музыки и прекрасного рисковал оказаться закольцованным в рамках актуальных идеологических клише: если фестиваль начался державной и верноподданнической "Жизнью за царя", на которой присутствовали представители династии Романовых, то окончанием его стал спецпроект фестиваля – православная оратория "Страсти по Матфею" митрополита Иллариона (Алфеева), исполнение которой у стен Смольного собора почтил присутствием губернатор Георгий Полтавченко.

Музыкальный руководитель фестиваля русский итальянец Фабио Мастранджело дирижировал первыми двумя постановками – "Жизнью за царя" и "Фаустом". Залитая солнцем Соборная площадь Петропавловской крепости, на которой, как и год назад, фестиваль открылся оперой Глинки с оригинальным названием и оригинальным же либретто барона Розена, вместила в себя массивные декорации с доминирующей и откровенно клюквенной шапкой Мономаха, но непосредственная близость императорских гробниц вполне могла привести наиболее впечатлительных зрителей в священный трепет. Всех собравшихся ожидал приятный сюрприз: на замену Александру Матвееву из Михайловского театра в партии Сусанина вышел знаменитейший мариинский бас Геннадий Беззубенков, ставший героем первого дня.

"Фауст", данный на Исаакиевской площади, оказался весьма графичным и стильным: режиссер-постановщик Виктор Высоцкий как бы заключил действие в старинную книгу с готическим шрифтом; заглавные литеры имен персонажей, размещенные на подмостках, задавали строгий тон происходящему. Традиционно изъяли сцену Вальпургиевой ночи, но хореография все же была представлена вставным номером-реверансом в сторону Мусоргского: гибкий и вертлявый молодой человек задиристо отплясал знаменитую "Блоху", что очень понравилось публике. Также восторженные аплодисменты достались Артему Короткову из Веймарской оперы (Фауст) и – в особенности – Софье Некрасовой (Маргарита), покорившей присутствующих своим красивым и нежным сопрано.

"Трубадур", благоразумно перенесенный организаторами из маловместительного кронверка Петропавловской крепости на Соборную площадь, оказался самым ярким – буквально, пронзительно-красным – пятном фестиваля. Цвет страсти оттенялся черными одеяниями хора и миманса, а явление на сцене живых разномастных лошадей обеспечило сильную реакцию зрителей. Режиссер постановки Василий Заржецкий – недавний выпускник Театральной академии, мастерской худрука "Зазеркалья" Александра Петрова – представил заковыристый сюжет оперы Верди как борьбу стихий – огня и камня, – что и отражали декорации, а стоящий у пульта в этот вечер Сергей Стадлер приложил максимум усилий для того, чтобы Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга выдал все, на что он был способен в тот ветреный и уже совсем не погожий вечер.

Однако, полным разгулом стихии ознаменовался последний вечер фестиваля: под обложным дождем давали "Евгения Онегина" и "Страсти по Матфею" на Елагином острове. Но не было пределов стремления петербуржцев познать прекрасное: нескончаемая цепочка любителей музыки, устремившихся к сцене, растянулась по расхлябанным дорожкам парка, мокрый газон позади Елагинского дворца был заполнен самой разномастной публикой: наиболее предусмотрительные предпочли провести около двух часов под дождем до начала представления, но зато занять сидячие места. Остальные зрители также не смутились непогодой: кто стоял, а кто и уселся на туристские "пенки", которые мало спасали от мокрой травы. Было много пожилых людей, дети с восторгом резвились среди клумб и запрещенных в обычное время луж. Зрители с ограниченными возможностями с энтузиазмом раскатывали на мотоколясках. Словом, вид был абсолютно среднеевропейским и умилительным для сердца меломана: выражаясь выспренно, город наперекор стихиям приник к живому источнику музыки. Легкие декорации, изображавшие уголки поместья Лариных, как и белый фон с пушкинскими автографами были крайне удачными, певцы не жалели себя, окончательный успех постановки (режиссер Элина Амромина, художник Юлия Гольцова, дирижер Виктор Соболев) закрепил своим выступлением бас из Большого театра Петр Мигунов.

Объявление о спецпроекте фестиваля – исполнении оратории "Страсти по Матфею" – вызвало противоречивые чувства. Уж больно структура фестиваля стала напоминать партийные концерты времен застоя, которые должны были увенчаться идеологически выверенным номером, славящим партию, дружбу народов и верный ленинский курс. Тем более, что оратория митрополита Иллариона формально не вписывается в рамки оперного фестиваля. Но, к счастью, обошлось без идеологического и административно-православного морализаторства: немногие слушатели (не более шестисот человек во главе с губернатором) стали просто избранными счастливчиками. Музыка Алфеева оказалась прекрасной, кинематографичной и доступной слушателю любой степени подготовки. Щемящее многоголосье скрипок (выделялось великолепное соло на альте Алексея Калашникова) брало за душу и почти заставляло слушателей плакать. Заслуженных "браво" удостоились камерный хор Смольного собора (руководитель – Владимир Беглецов), бас Юрий Власов, тенор Артем Мелихов, сопрано из Большого театра Светлана Касьян, оркестр государственного Эрмитажа (дирижировал Сергей Стадлер) и сам автор митрополит Илларион.

По сути, музыканты совершили маленький подвиг: стопроцентная влажность при +14 по Цельсию – далеко не самые лучшие условия ни для голосов, ни для инструментов. Тем не менее, почти никто не ушел от Смольного, пока не прозвучала последняя нота, а ливень стал естественной декорацией для величественной музыки.

Спору нет: фестиваль "Опера – всем" при всех возможных организационных накладках и неудобствах, связанных с непогодой, становится одним из самых зрелищных и востребованных оупен-эйров Санкт-Петербурга. До сих пор перед глазами стоит пожилая петербурженка в дождевике, с энтузиазмом шлепающая под ливнем с подругой по грязной разбитой тропинке на Елагином острове и восклицающая: "Подумай, сейчас будем слушать "Онегина" в естественных условиях! Господи, какая красота!"

Источник: Фонтанка.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама