Под проливным дождем закончился Второй Санкт-Петербургский международный фестиваль "Опера всем", проводившийся при поддержке правительства города. По сравнению с прошлым годом мероприятие стало гораздо более приближенным к горожанам и гостям культурной столицы оперы ставились на площадках, способных вместить всех желающих, и скандалов, подобных прошлогодним, когда не сумевшие попасть во двор Михайловского замка зрители освистали устроителей, не наблюдалось.
Было и еще одно любопытное отличие: праздник музыки и прекрасного рисковал оказаться закольцованным в рамках актуальных идеологических клише: если фестиваль начался державной и верноподданнической "Жизнью за царя", на которой присутствовали представители династии Романовых, то окончанием его стал спецпроект фестиваля православная оратория "Страсти по Матфею" митрополита Иллариона (Алфеева), исполнение которой у стен Смольного собора почтил присутствием губернатор Георгий Полтавченко.
Музыкальный руководитель фестиваля русский итальянец Фабио Мастранджело дирижировал первыми двумя постановками "Жизнью за царя" и "Фаустом". Залитая солнцем Соборная площадь Петропавловской крепости, на которой, как и год назад, фестиваль открылся оперой Глинки с оригинальным названием и оригинальным же либретто барона Розена, вместила в себя массивные декорации с доминирующей и откровенно клюквенной шапкой Мономаха, но непосредственная близость императорских гробниц вполне могла привести наиболее впечатлительных зрителей в священный трепет. Всех собравшихся ожидал приятный сюрприз: на замену Александру Матвееву из Михайловского театра в партии Сусанина вышел знаменитейший мариинский бас Геннадий Беззубенков, ставший героем первого дня.
"Фауст", данный на Исаакиевской площади, оказался весьма графичным и стильным: режиссер-постановщик Виктор Высоцкий как бы заключил действие в старинную книгу с готическим шрифтом; заглавные литеры имен персонажей, размещенные на подмостках, задавали строгий тон происходящему. Традиционно изъяли сцену Вальпургиевой ночи, но хореография все же была представлена вставным номером-реверансом в сторону Мусоргского: гибкий и вертлявый молодой человек задиристо отплясал знаменитую "Блоху", что очень понравилось публике. Также восторженные аплодисменты достались Артему Короткову из Веймарской оперы (Фауст) и в особенности Софье Некрасовой (Маргарита), покорившей присутствующих своим красивым и нежным сопрано.
"Трубадур", благоразумно перенесенный организаторами из маловместительного кронверка Петропавловской крепости на Соборную площадь, оказался самым ярким – буквально, пронзительно-красным пятном фестиваля. Цвет страсти оттенялся черными одеяниями хора и миманса, а явление на сцене живых разномастных лошадей обеспечило сильную реакцию зрителей. Режиссер постановки Василий Заржецкий – недавний выпускник Театральной академии, мастерской худрука "Зазеркалья" Александра Петрова представил заковыристый сюжет оперы Верди как борьбу стихий огня и камня, что и отражали декорации, а стоящий у пульта в этот вечер Сергей Стадлер приложил максимум усилий для того, чтобы Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга выдал все, на что он был способен в тот ветреный и уже совсем не погожий вечер.
Однако, полным разгулом стихии ознаменовался последний вечер фестиваля: под обложным дождем давали "Евгения Онегина" и "Страсти по Матфею" на Елагином острове. Но не было пределов стремления петербуржцев познать прекрасное: нескончаемая цепочка любителей музыки, устремившихся к сцене, растянулась по расхлябанным дорожкам парка, мокрый газон позади Елагинского дворца был заполнен самой разномастной публикой: наиболее предусмотрительные предпочли провести около двух часов под дождем до начала представления, но зато занять сидячие места. Остальные зрители также не смутились непогодой: кто стоял, а кто и уселся на туристские "пенки", которые мало спасали от мокрой травы. Было много пожилых людей, дети с восторгом резвились среди клумб и запрещенных в обычное время луж. Зрители с ограниченными возможностями с энтузиазмом раскатывали на мотоколясках. Словом, вид был абсолютно среднеевропейским и умилительным для сердца меломана: выражаясь выспренно, город наперекор стихиям приник к живому источнику музыки. Легкие декорации, изображавшие уголки поместья Лариных, как и белый фон с пушкинскими автографами были крайне удачными, певцы не жалели себя, окончательный успех постановки (режиссер Элина Амромина, художник Юлия Гольцова, дирижер Виктор Соболев) закрепил своим выступлением бас из Большого театра Петр Мигунов.
Объявление о спецпроекте фестиваля исполнении оратории "Страсти по Матфею" вызвало противоречивые чувства. Уж больно структура фестиваля стала напоминать партийные концерты времен застоя, которые должны были увенчаться идеологически выверенным номером, славящим партию, дружбу народов и верный ленинский курс. Тем более, что оратория митрополита Иллариона формально не вписывается в рамки оперного фестиваля. Но, к счастью, обошлось без идеологического и административно-православного морализаторства: немногие слушатели (не более шестисот человек во главе с губернатором) стали просто избранными счастливчиками. Музыка Алфеева оказалась прекрасной, кинематографичной и доступной слушателю любой степени подготовки. Щемящее многоголосье скрипок (выделялось великолепное соло на альте Алексея Калашникова) брало за душу и почти заставляло слушателей плакать. Заслуженных "браво" удостоились камерный хор Смольного собора (руководитель Владимир Беглецов), бас Юрий Власов, тенор Артем Мелихов, сопрано из Большого театра Светлана Касьян, оркестр государственного Эрмитажа (дирижировал Сергей Стадлер) и сам автор митрополит Илларион.
По сути, музыканты совершили маленький подвиг: стопроцентная влажность при +14 по Цельсию далеко не самые лучшие условия ни для голосов, ни для инструментов. Тем не менее, почти никто не ушел от Смольного, пока не прозвучала последняя нота, а ливень стал естественной декорацией для величественной музыки.
Спору нет: фестиваль "Опера всем" при всех возможных организационных накладках и неудобствах, связанных с непогодой, становится одним из самых зрелищных и востребованных оупен-эйров Санкт-Петербурга. До сих пор перед глазами стоит пожилая петербурженка в дождевике, с энтузиазмом шлепающая под ливнем с подругой по грязной разбитой тропинке на Елагином острове и восклицающая: "Подумай, сейчас будем слушать "Онегина" в естественных условиях! Господи, какая красота!"
Источник: Фонтанка.ру