Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела. Он, в частности, сказал:
"Многие сегодня с презрением и пренебрежением говорят о православных народах как экономически неуспешных. Строят графики зависимости экономического процветания от вероисповедания. Дескать, атеисты самые успешные, протестанты чуть менее, католики и того меньше, а православные самые бедные и несчастные.
Но я бы вместо того, чтобы спорить с этой схемой, напомнил бы вот о чем. Многие современные экономисты, не страдающие рыночным фундаментализмом, говорят, что рост экономики и потребления не может быть бесконечным и что народы, которые смогут отойти от идеи непременного и ничем не сдерживаемого роста, окажутся более успешными в условиях, когда этот рост прекратится. А прекратится он обязательно, рано или поздно, потому что ограничены ресурсы планеты, да и потребление, даже бессмысленное, не может бесконечно нарастать.
Я бы согласился с теми, кто говорит, что нужно переходить от экономики роста к экономике достаточности. И именно достаточность и самоограничение в стяжании земных благ всегда были свойственны православной цивилизации. В ее традициях было не бесконечное умножение материальных богатств, а умение довольствоваться малым или, по крайней мере, разумным количеством земных благ.
Думается, что за таким подходом будущее. И нам сегодня нужно изложить его в категориях экономической науки и построения экономической системы. Уверен: очень скоро, а возможно уже сейчас, нас услышат. И предлагаемая модель экономики будет гораздо более успешной, чем идея вечного роста и безграничного потребления, которые не могут не окончиться крахом".
"Близка ли вам идея такой экономики? Как могла бы выглядеть такая система?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Мнения священнослужителей
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях: Мне совсем не близка методология рассуждений о. Всеволода. На мой взгляд, она тенденциозна и заключается в том, чтобы оправдать то, что называется инерционностью. Нужен совершенно иной, правдивый взгляд. Ведь двадцатый век начисто проигран Россией и сдан коммунистам. А о. Всеволод, по-моему, пытается выстроить интеллектуально привлекательную модель, выдавая нужду за добродетель – вот, мол, нам, православным, особо ничего и не нужно, мы и так обойдемся.
В результате здесь путаются два главных начала: одно дело внутренний мир аскета и подвижника, другое дело – состояние и историческое бытие большого многомиллионного народа, которое в двадцатом веке оказалось совершенно катастрофическим. Ведь мы сами себя погубили – великую во всех отношениях, богатейше одаренную Богом страну. Нами же все было изничтожено. Или мы этого не понимаем и начинаем выстраивать какие-то неустойчивые и нравственно не укрепленные ходули?
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:
Здесь, по-моему, речь не столько о самой экономике, сколько об отношении к ней. На самом деле, зачем мне сразу десять пар обуви да еще завидовать соседу, что у него обувь лучше, чем у меня? Все это гримасы общества потребления. Исходить из того, чего тебе достаточно, подход здравый и правильный. Но для него требуется большая воспитательная работа, ведь у каждого свое представление о достаточности. Вот, например, раньше в походе как было: чтобы сахар всем достался, каждый должен был взять по совести, но если оказывалось, что у кого-то совесть слишком "большая", то остальным ничего не доставалось. Поэтому чтобы экономика достаточности реализовалась, нужно серьезное воспитание самоограничения. Это комплексная проблема. Но постановка ее совершенно правильная.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах:
С о. Всеволодом я совершенно согласен. Экономические отношения должны опираться на духовно-нравственные основания. А с оппонентами о. Всеволода, которые предлагают надуманную, искусственную модель, в принципе не согласен. Да, в силу различных неблагоприятных исторических условий экономики православных стран не всегда развивались успешно. Но вот православная Россия перед революцией показывала самые высокие темпы экономического роста. И никакого противоречия между православием и экономическим прогрессом не было. А погубили все именно атеисты. Надо как раз сконцентрироваться на изучении российского экономического опыта в до-атеистический период. А какие собственно атеистические экономики имеются в виду? Советскую атеистическую экономику назвать успешной ну никак не получается. А современную успешную китайскую экономику атеистической назвать нельзя там в основе мораль, опирающаяся на древние религиозные представления.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук:
На самом деле серьезные исследования зависимости экономических показателей от вероисповедания были бы чрезвычайно интересны. Вот, например, Макс Вебер вполне обоснованно указал на связь протестантизма с развитием капитализма. О других конфессиях подобных исследований нет, видимо, потому, что их представители не проявили также ярко экономической активности. А в протестантизме именно провозглашается взаимосвязь этого вероисповедания и экономического преуспеяния.
В православии, конечно, такой массовости и очевидности нет. С другой стороны вспомним, что наиболее успешными бизнесменами в России до революции были выходцы из старообрядчества. Это факт, и здесь связь с конфессиональной принадлежностью совершенно очевидна.
Что касается экономики достаточности, то о. Всеволод, конечно, прав в том смысле, что в православии материальное преуспевание никогда не рассматривалось как некое угождение Богу в отличие от того же протестантизма, где материальное преуспевание расценивается как следствие правильных отношений с Богом. Скорее, наоборот: нам ближе евангельское слово о том, как трудно богатому человеку войти в Царствие небесное. В этом смысле экономика достаточности ближе к православию. И из истории мы знаем, что Россия не стремилась к высоким экономическим показателям ради показателей, но всегда умела сама обеспечить себя всем необходимым и благодаря своим ресурсам, и благодаря трудолюбивому народу, и благодаря нашей религиозной традиции. В этом смысле умение довольствоваться достаточным более перспективно, чем стремление к обогащению любыми способами.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:
Во-первых, когда мы говорим об экономике православных народов, нужно отделять религиозную форму от экономической стороны. Там, где религия играла большую роль, экономика как раз была успешной, потому что православие против лени и лжи. Возьмите старообрядческое купечество XIX века: какие были люди с точки зрения твердости слова, выполнения обещаний! Иначе и быть не могло, потому что купца ждало бы бесчестие, в религиозном смысле его бы считали клятвопреступником.
Во-вторых, хорошо было бы вопрос о системе потребления ставить по-другому. Христос говорит: "Не можете Богу служить и мамоне", а Мамон – это дух наживы. Там, где властвует дух наживы и во главу ставится прибыль – неважно дает ли она прекрасный экономический результат или что-то другое, человеку и обществу обеспечено духовное опустошение. Поэтому прежде всего нам надлежит говорить о духовном богатстве, которое нам надлежит приобретать.
Лень, ложь, лукавство, обман – все это православие осуждает, зато для православных характерно трудолюбие и самопожертвование, потому что Бог любит трудящихся. А когда мы в субботу летим на Багамы проматывать денежки, в воскресенье идем в храм, а в понедельник проводим очередную махинацию – это не поведение православного человека. Да, отец Всеволод Чаплин прав: православным характерна умеренность, мы пришли в этот мир быть добрыми, заботливыми и честными. А графики строить на тему того, представители какой религии наиболее успешны в своих действиях, это ложный путь. Можно построить график зависимости силы притяжения от температуры, но эти явления не зависят друг от друга. Графики должны быть логически обоснованы.
Фатых-хазрат Гарифуллин, муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России:
Недавно закончился месяц рамазан, в течение которого мусульмане постились. Пост это тоже своего рода испытание, ограничение. Кроме того, что в дневное время нельзя есть, пить, сквернословить и т.п., каждый мусульманин обязан отдавать милостыню деньгами, продуктами обездоленным, сиротам, малоимущим, многодетным. И чем богаче человек, тем больший он должник.
В Коране сказано: "Если вы обладаете всем богатством земного шара или даже больше, это богатство вам не поможет в Судный день откупиться от грехов". Сегодня люди потеряли голову: вещизм, богатство – это привело к коррупции, всевозможным преступлениям. Люди забыли, что есть единый Бог, который когда-нибудь потребует держать ответ за все эти бесчинства. Единственное решение этих острых вопросов – соблюдение законов Всевышнего Творца. Если мы заглянем в божественные книги, то узнаем, чем должен себя ограничить человек, что ему запрещено. Если человек будет богобоязненным, эти острые углы сгладятся.
Шафиг Пшихачев, член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии:
Один из основополагающих принципов ислама, который высказан пророком Мухаммедом, звучит так: "Каждый бесполезно потраченный грош – харам", то есть относится к категории запретов, не приносящих пользу человеку. Есть еще одно высказывание Пророка: "В день величайшего суда каждый верующий отчитается перед Всевышним за те траты, которые производил человек на Земле, кроме тех, которые он имел в отношении своей семьи". Для каждого мусульманина существует целый перечень запрещенных деяний, это как раз чтобы человек пользовался только самым необходимым в жизни. Когда мы столкнулись с международным экономическим кризисом, патриарх Кирилл говорил, что начало его было положено в кризисе человеческих взаимоотношений. Если человек не будет потребителем, земля прокормит еще несколько миллиардов людей. А при нынешнем раскладе, когда 1% людей обладает несметными благами, а 99% населения довольствуются крохами, естественно, на этой земле будет кризис.
Кстати, при всех сложностях, происходящих сегодня в арабских странах, исламские банки не подверглись таким жесточайшим банкротствам, как банки западных стран, потому что в исламе рубль должен быть подтвержден делом. А если мы, друг друга обманывая и ничего не производя, будем перепродавать товар втридорога, начнется кризис. Сегодня мировое сообщество тесно связано, и если где-то уровень жизни понижается, это быстро отзывается на другом конце планеты. Мы приближаем гибель человеческого сообщества, идет самоуничтожение. Я согласен, что верующему не нужны ограничения извне. Исходя из своей веры, принципов и норм, которые предписывает ему та или иная религия, он живет самоограничением, не пытается потреблять больше, чем требуется, считает это грехом.
Исмаил-хаджи Бердиев, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа:
В каждом аспекте, каждом моменте нашей жизни присутствует религия, будь это экономика или еще что-то. Истинно верующий мусульманин должен работать, иначе он грешен. Он может просить милостыню только если он калека и работать не может. Человек может много зарабатывать, но часть дохода он обязан отдавать нуждающимся. Если же мусульманин будет брать себе излишне много, он за это будет наказан Всевышним. Экономика достаточности этим и отличается: если человеку нужен литр воды, а он возьмет 10 литров, то за эти 9 лишних литров он будет отвечать перед Всевышним. Если люди будут жить по законам Всевышнего, перестанет нарастать потребление.
Нашему обществу надо объяснять религиозные истины, которые ниспосланы Всевышним, и это надо делать не спеша, без истерики, чтобы никто никого не боялся, и тогда мы будем жить умеренно.
Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:
Под экономикой мы понимаем бизнес, предпринимательство в сфере производства и услуг с конечной целью получения прибыли. Конечно, в религии не содержится никаких конкретных предложений по структурированию экономики, управлению бизнесом, однако в основе экономики и бизнеса так или иначе лежат принципы религиозной этики, которая не одно столетие формирует коды культуры, архетипы. Поэтому в XIX-XX веках представители отечественного бизнеса сформировали мощный русский капитализм. И если бы не последующие катастрофы, революции и войны, рыночная экономика России была бы одной из передовых и ведущих в мире.
Любая мораль состоит в оценке человеческого поведения, запрещения или поощрения человеческих поступков. Религиозная этика придает огромное значение нравственной активности человека в мире. Речь должна идти о разумном использовании всех экономических возможностей. "Экономика должна быть экономной", бизнес не должен создаваться только ради получения денег, "а там хоть трава не расти". Сегодня вполне можно жить и хозяйствовать в соответствии с библейскими принципами, оставаться успешным и конкурентоспособным. Богатство делает человека сильным, но эта сила должна быть использована только во благо ближнему и всему человечеству. Человек становится сильным для общего блага, иначе он все вокруг погубит и сам погибнет.
Нужно развивать производство, а не только использовать данные Господом природные богатства, развивать хозяйственную идеологию, благодаря которой можно успешно вести бизнес не только без стыда, но и во благо общества и государства. Надо научиться с меньшими затратами производить больше, подобно Христу, накормившему тысячи людей пятью хлебами и двумя рыбами.
Источник: REGIONS.RU