Праздник пошлости
После недавнего празднования 1025-летия крещения Руси можно часами переключать с одной радиостанции на другую, но от этого ничего не изменится. Все обитатели информационно-музыкального и развлекательного эфира и "Ретро ФМ", и "Европа плюс", и "Наше радио", и "ДиФМ", и "Авторадио", и "Дорожное", и "Милицейская волна", и "Радио-Ваня", и "Радио Шансон", и "Лав радио" и многие другие, в том числе и так называемое "Русское радио", все как один живут вне связи с тысячелетней отечественной нравственной традицией, практически никогда не связывают свои передачи с Православием, молчат о Христе.
На развлекательных ФМ-радиостанциях постоянный праздник пошлости и безграничной свободы от совести: плоские, часто "ниже пояса", шутки, мягко говоря, "туповатая" болтовня ведущих (особенно утром), песни про так называемую "любовь", про желание уехать из России, про уголовный мир, про разгульную, свободную и беззаботную жизнь для себя. И как добавление к этому рейтинги песен про все это и прочее.
В эфир ФМ-станций не попадает народная и классическая музыка, там нет места русским народным песням и русскому романсу. Не услышишь там виртуозной игры отечественных пианистов, скрипачей, баянистов, гитаристов... Крайне редко, как правило, к очередной годовщине начала Великой Отечественной войны или Победы над фашистами появляется патриотическая песня.
Вся страна вынуждена слушать "поп-звезд". Всех этих шуфутинских-киркоровых-стасовмихайловых-буйновых-димбиланов, их двойников-женщин и европейскую поп-музыку. Слушать три притопа, два прихлопа и четыре аккорда песни "про любовь" со стандартными фразами, типа "дыхание страсти", "приди ко мне", "сердце плачет", "мы с тобой чужие", "любила и страдала".
Самое печальное, что возможности услышать что-то другое нет и пока не будет. Потому что настоящая музыка и песня заставляют думать, сопереживать, они возвышают, очеловечивают, объединяют, они всегда национальны и традиционны. В них выражаются народные идеалы, чаяния, стремления. Любая реклама, пущенная после такой музыки, вызовет у слушателя только отвращение.
Пустые штампы
Владельцам ФМ-станций (а Михаил Гуцериев один из них) не нужна идеология державности, национальная идея, традиционная семья ведь их главная идея заключена в трех "р" рейтинг, рынок, рубль.
В одном из своих недавних выступлений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл точно обозначил цель работы развлекательных коротковолновых радиостанций и всех либеральных СМИ: "Человеку внушается, что он живет один раз и он должен наслаждаться. А что такое наслаждаться жизнью? Это значит раскрепощать свой инстинкт: ешь сколько хочешь, пей сколько хочешь, остальное все сколько хочешь, и никакой ответственности. Чем меньше ответственности, тем лучше".
Песенки радиостанций вытравляют из сознания слушателей все человеческое, оставляя лишь звериное стремление жить только для себя, жить в похоти, сладострастии, абсолютном эгоизме.
Попсовая пропаганда внушает пустые штампы, которые впоследствии аудитория, воспринимает на веру, как свои мысли, и в дальнейшем транслирует их дальше, проецирует на всю свою жизнь. А слушателей у "Русского радио", "Европы+" и "Шансона" в сотни раз больше, чем у либерального "Эха Москвы"...
Молодые люди, души которых расплющены мощным радиокатком, мечтают уехать в Лондон, побывать в "городе в стиле диско" Сан-Франциско и, "думая о пилоте", прилететь в Париж. У них в голове, как у "Потапа и Насти" , "все пучком", они вместе с Лепсом счастливы "лет уж сто", они, как и солист группы "Пицца" "безотказны к страсти" и так далее. Ни семьи, ни детей, ни Родины-России в этих песнях, как правило, нет. А слушатели десятилетиями впитывают пропагандируемые многотысячной глоткой динамиков "ценности".
О том, что такие песни калечат души всех, кто их слушает, ни составители рейтингов, ни певцы, ни, тем более, авторы музыки и слов никто не задумывается. Потому что понятие "душа" никак не может уживаться с понятием "рейтинг". Не рыночное оно. А рынок дело циничное.
На всех ФМ-станциях без исключения учредители культивируют утренние развлекательные программы. Их ведущие работают в формате, который нормальный человек определит словом "кретинизм". Эти радийные разговоры "ни о чем" приносят больше вреда, чем самая оголтелая либеральная пропаганда какого-нибудь Николая Карловича Сванидзе или А лексея Алексеевича Венедиктова.
Медиамаркетологи основательно потрудились над утренним шоу. Все предельно ясно и четко: целевая аудитория молодые люди, а основные задачи: не позволить слушателю серьезно воспринять жизнь, настроить на модную волну, увлечь в очередной марафон музыкальных "топов" и вложить в сознание реципиента программу на беззаботное потребление. Ведь продукция радиостанции должна быть "впихнута" слушателю любыми средствами. Иначе медиахозяева, потеряв рейтинги, утратят и прибыль от рекламы.
Вместо выводов
Помните Дурацкий остров, куда попал Незнайка. Там, беспрестанно развлекаясь, коротышки быстро превращались в баранов. Советский писатель Николай Носов точно обрисовал духовный процесс деградации человека, занятого только потреблением и увеселением.
Нет, я не призываю заменить радиоведущих священниками. Я хочу лишь напомнить о том, что любой народ без веры подобен парусному кораблю без капитана. Крепкие борта судна, опытные матросы и хороший ветер это не все, что нужно для безопасного плавания. Нужен точный, правильный курс, нужен опыт управления кораблем.
Мне могут возразить: в нашем государстве религия отделена от государства. Поэтому не нужно требовать от "обитателей" радиоэфира религиозности. Действительно, по закону это так. Но нельзя отделять народ от его истории и культуры, нельзя забывать или перечеркивать прошлое, связанное с великими деяниями предков, нельзя стирать память о святых подвижниках, нельзя оскорблять подвиги самопожертвования многих и многих поколений от первых веков существования Руси до сего дня. Если это происходит, то народ превращается Иванов, не помнящих родства, в манкуртов, в баранов.
Я в какой-то степени завидую чеченской молодежи. В Чеченской республике она ограждена от лживой информационно-песенной пропаганды коротковолновых станций. Четкая установка на любовь к своему народу, почитание истории, родной веры и традиционной семьи ощутима в каждом чеченском СМИ. Думаю, люди в других регионах России (и в первую очередь руководство) должны осознать: нынешнее воздействие информационно-музыкального ФМ-радио на молодежь это духовная кастрация поколений России только вступающих в жизнь. Это духовная гибель нашей страны, за которой неминуемо придет и гибель физическая.
P.S. Народная мудрость гласит: когда поле не засеяно, на нем растут сорняки. Да, не культурные всходы традиционных религий тянутся к небу в душах многих наших современников, а сорняки духовной пустоты, сект, неоязычества и атеистического сознания. И поливают эти обильные всходы либеральные деятели коротковолнового радиоэфира.
Николай Крижановский, г. АРМАВИР, Краснодарский край
Источник: Литературная Россия