В четверг, 31 октября, открылся XVIII Всемирный Русский народный собор (ВРНС), пленарные заседания которого проходят в храме Христа Спасителя в Москве. В последние годы мне довелось неоднократно быть наблюдателем и участником этой важной общественной акции.
У большинства моих знакомых и коллег Народный собор ассоциируется преимущественно с деятельностью Русской православной церкви (РПЦ): ведь председателем (ВРНС) неизменно является Патриарх Московский и всея Руси, а пленарные заседания проходят в Зале церковных соборов ХХС. На самом деле Народный собор выходит далеко за рамки РПЦ и ее постоянных прихожан. Чтобы убедиться в этом, достаточно бросить взгляд на участников и гостей собора.
Обычно здесь собираются около трех тысяч человек со всех концов России и из ближнего и дальнего зарубежья. Даже по внешнему виду они очень разные. Здесь можно увидеть известных политических и общественных деятелей, ученых и популярных артистов. Плотной группой сидят молодые кадеты в военной форме. В партере беседуют между собой представители традиционных российских религиозных конфессий: православные иерархи в клобуках, католические священники с белыми воротничками, мусульманские имамы в чалмах, иудеи с кипой на голове. Все это представляет весьма живописное зрелище. В конечном итоге внешнее разнообразие участников собора отображает и его содержание: ВРНС это добровольное объединение весьма разных общественных движений с неодинаковыми политическими и идеологическими взглядами. Это общественный форум, на котором разные движения стремятся найти общую духовную основу российской цивилизации.
Тема нынешнего собора более чем актуальна: "Россия как страна цивилизация. Солидарное общество и будущее русского народа". Как мы видим, в ней переплетены проблемы прошлого, настоящего и будущего России.
Сегодняшний мир переживает глубокий финансово-экономический кризис. Но, может быть, еще большую угрозу для будущего мирового сообщества представляет кризис духовный. Классическая экономическая теория спроса и предложения уже не способна дать исчерпывающего ответа на вопрос: почему многие, еще недавно процветающие национальные экономики сегодня оказались под реальной угрозой финансового дефолта. А, может быть, это случилось потому, что поклонение золотому тельцу стало всеобщим культом, а догма получения прибыли единственным критерием эффективного управления.
В современной конкурентной борьбе все большее значение начинают иметь не только материальные активы (уровень капитализации, финансовые инвестиции и т.п.), но и нематериальные: человеческие ресурсы, морально-этические нормы хозяйствования, социальная ответственность, наконец, социальный климат и духовное состояние общества. Некоторые отечественные журналы поучают нашу молодежь в специальной рубрике: "Как я заработал свой первый миллион". Там "героем" выступает, например, один из сегодняшних "нуворишей", который без тени смущения рассказывает о себе: еще в младших классах он продавал своим одноклассникам вкусные шоколадные конфеты, в старших уже одалживал деньги под большие проценты, правда, он сам признает, что не знал таблицу Менделеева и до сих пор пишет с ошибками. У меня же популяризация подобного "героя" скорее вызывает противоположные чувства: я вспоминаю отвратительный образ ростовщицы из бессмертного романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание".
Давно известно и доказано, что безоглядная погоня за прибылью убивает духовность, разрушает солидарность на уровне корпорации и всего общества, является одной из главной причин коррупции. Я уверен, что большинство россиян сегодня испытывают на себе давление этой бездуховности. Мы ее часто ощущаем в отношениях с нашими непосредственными руководителями, когда читаем газеты и журналы, смотрим телешоу и т.д. К этому можно добавить, что сейчас наша страна, как недавно заявила Валентина Матвиенко, переживает "прямую интервенцию совершенно чуждой для нашей самобытности и культуры веяний и течений". Думаю, что на этот раз с подобной констатацией спикера Совета Федерации нельзя не согласиться.
Массированная и системная пропаганда бездуховности парализует волю нации, которая начинает терять способность двигаться вперед. Безусловно, работа Народного собора направлена на то, чтобы избежать угрозы потери качественных особенностей российской цивилизации, что означало бы ее неизбежный уход с исторической сцены.
Как и прежде, наряду с пленарными заседаниями в рамках собора работали секции, где обсуждались более конкретные проблемы. Например, я участвовал в работе секции "Духовно-нравственные основы российской цивилизации в семье и образовании".
Конечно, самосознание принадлежности к определенному цивилизационному сообществу формируется в основном в семье, в школе и в студенческой аудитории. Большая социальная ответственность здесь ложится и на плечи преподавательского корпуса средней и высшей школы, к которому я отношу и себя.
Фетишизация денег и культ золотого тельца у нас начали насаждаться чуть ли не с детского садика, где малыши уже спорят, какие марки автомашин и смартфонов круче других. Многие выпускники средней школы убеждены, что их там учили "считать и делать деньги" и что от этого будет зависеть их будущий социальный статус в обществе. Совсем недавно одна из моих слушательниц курса МВА (Master of business administration) была в полной растерянности от того, что с ней недавно случилось. Ее четырнадцатилетняя дочка заявила: "Мама, ты на Витю (младший брат) потратила на семь тысяч рублей больше, чем на меня, очень прошу тебя компенсировать мне эту сумму наличными...". Что делать? спрашивала меня слушательница, кстати сказать, весьма успешная московская предпринимательница.
На секции, в работе которой я принял участие, меня, конечно, больше всего привлекла дискуссия относительно нашей системы высшего образования.
К сожалению, процесс насаждения чуждых российской цивилизации моральных ценностей продолжается и в высшей школе. Возьмем, к примеру, наши учебники по менеджменту. Прежде всего, их трудно назвать "нашими", так как большинство из них написаны зарубежными гуру или являются интерпретацией отечественных авторов все тех же зарубежных концепций, предназначенных другой аудитории и иному менталитету. В этих учебниках вся система управления сводится исключительно к финансовой эффективности, критерием которой является только прибыль. Управление персоналом преподносится с позиций крайнего индивидуализма, где личные материальные интересы явно превалируют над общими, социальными, а продвижение вверх по профессиональной лестнице обосновывается принципами социального дарвинизма побеждает всегда более сильный. При подобном подходе, как мне представляется, мы забываем о нашем явном преимуществе: ведь для российской цивилизации характерны социальная солидарность, дух коллективизма или то, что Николай Бердяев называл "коммунитаризмом". Иными словами, нам легче сформировать команду единомышленников, т.е. реализовать одно из важнейших условий эффективного управления. Но почему мы это не используем? Да потому, что продолжаем поклоняться чуждым идолам и ориентироваться на чуждые нам ценности.
Большое беспокойство вызывают рассуждения в наших учебниках по проблемам конкуренции. Терминология там взята как будто из военных уставов: "штурм", "наступление", "оборона", "передний край", "разведка боем" и т.п. Это также можно считать зарубежным наследием, к тому же не очень свежим в концептуальном отношении. Во многих учебниках игнорируются социальные аспекты современной конкуренции: сегодня потребитель требует экологически чистый и нефальсифицированный продукт, ему не безразличен общественный имидж предприятия, его социальная ответственность перед обществом.
Дискуссии, которые проходили на секции, еще раз убедили меня в том, что наша система образования требует не только совершенствования ЕГЭ, но и более глубокой реформы. В частности, наши учебники по менеджменту должны адаптировать глобальные тенденции и современные концепции управления к особенностям российской цивилизации и национальному менталитету.
Я уверен, что и нынешний Народный собор, его работа и принятые на нем документы найдут широкий резонанс в российском обществе. Наверное, россияне уже истосковались по тем аспектам российской цивилизации, которые позволяют им гордиться своим историческим прошлым, а сегодня верить, что она не сойдет в историческое небытие.
Источник: Трибуна