Многочасовые очереди к привезенным с Афона Дарам волхвов показали, насколько возросло влияние Русской православной церкви. Об этом и иных насущных темах, связанных с верой, "АиФ" поговорил с Владимиром ЛЕГОЙДОЙ, главой Синодального информационного отдела Московского патриархата.
Логика неверующего
Владимир Романович, в Москве к Дарам волхвов стояли гигантские очереди. При этом далеко не все в этой очереди ходят в церковь, держат посты... Ощущение, что у нас в стране победило не православие, а идолопоклонничество. Или такой первый шаг неизменно приведет людей в храмы в будущем?
Как говорят в академической среде, ощущение категория ненаучная... Ваши вопросы заданы в логике неверующего человека. Верующий знает, что можно стать в конец очереди одним, а выйти через несколько часов совсем другим. Так со многими и происходит. Мы часто говорим о свободе человека, но есть еще свобода действий Бога. Да и как можно оценить "религиозное качество" многотысячной очереди, где стоят совершенно разные люди? Их разность, пожалуй, единственная точная характеристика этой общности. Кстати, в дни пребывания Даров в Москве мне звонили с разными вопросами о святыне очень многие и очень разные люди. Включая всему миру известных докторов наук, людей с высоким уровнем церковного сознания. Их очень сложно назвать идолопоклонниками.
А что может привести человека к Богу? Да все что угодно. Это область действия Господа, а не человека. Проверено временем.
Запад насаждает моду на гомосексуализм. Как защитить нацию от этого?
Не может быть компромисса между злом и добром.
Церковь учит нас, что гомосексуализм должен быть назван грехом, а не "естественной склонностью". И это касается любого греха, а не только вами упомянутого. Но, называя грех грехом, мы, православные христиане, не испытываем ненависти к грешнику. Любой согрешающий всегда может обратиться ко Христу и будет услышан, а Церковь примет его покаяние с любовью.
Что касается общества, то уже не раз говорилось, что западные стандарты в этом вопросе у нас естественным образом отторгаются. Кстати сказать, не только у нас: вспомним недавние многотысячные выступления против легализации однополых браков во Франции. Про наказание: Церковь вряд ли будет приветствовать какую бы то ни было казнь. Но правовые гарантии против пропаганды греха действительно очень важны.
Особенно когда это касается детей и подростков.
Удивляет людей ситуация с протодиаконом Андреем Кураевым человек говорит то, что поддерживается в народе и укрепляет авторитет Церкви, а его за это наказывают. Как же так?
Если вы об увольнении отца Андрея из Московской духовной академии, то это решение корпорации, к которой я не имею чести принадлежать. Могу лишь повторить то, что сообщали уважаемые ее члены в своих комментариях: около двух лет назад (!) отцу Андрею говорили, что ряд его высказываний несовместим с преподаванием в академии. Ждали два года. Ученый совет счел, что ситуация, увы, не изменилась. Сам отец Андрей и после увольнения с уважением высказывался о своих коллегах, а также сказал, что не будет оспаривать принятого решения. Что касается его недавних якобы разоблачений, то судить о людях на основании записей в блогах, да еще и анонимных записей, не пристало. Ни одну проблему ни выдуманную, ни реально существующую не решить публикацией анонимных жалоб. И уж авторитет Церкви вся эта шумиха никак не укрепляет. Не знаю, что должно твориться в душе человека, чтобы писать об этом в сочельник и Рождество. Мне искренне жаль отца Андрея.
Призыв к действию
Людей умилил новостной сюжет, где патриарх попросил удочерить девочку-сироту, написавшую ему письмо. В стране год как действует запрет на усыновление детей американцами, но россияне детей чаще усыновлять не стали, несмотря на все призывы Церкви. Что же делать?
Умиление хорошее чувство, но, полагаю, Святейший призывал не только умиляться, но действовать. Знаю, что призывом Предстоятеля вдохновлены многие священники и миряне. Скажу по секрету, что в ближайшем окружении патриарха есть священнослужители, которые недавно усыновили сирот и сирот-инвалидов. Примером своих священников и прихожан Церковь призывает к доброделанию все наше общество. Это сейчас крайне важно, ведь пока очень многие дети становятся сиротами при живых родителях. Церковь об этом говорит давно, но голос ее не всем слышен, а изменений пока мало. Но это не повод, чтобы не говорить. Было бы неплохо, чтобы такие темы попадали в топ медиарейтингов. Недооценивать эффект воздействия СМИ на человека в современном информационном обществе я бы не стал. Усыновление детей должно стать в том числе и усилиями журналистов подлинным образцом нормального поведения в российском обществе.
Патриарх говорил о проблеме коммерциализации Рождества, часто наши читатели сетуют на коммерциализацию веры как таковой... Как это переломить?
Я не уверен, что коммерциализацию Рождества или общества в целом удастся остановить. Но это не причина, чтобы не сопротивляться. Надо хотя бы попробовать, как говорил герой Джека Николсона в фильме "Пролетая над гнездом кукушки".
Если же в вашем вопросе затронута тема пожертвований в Церкви, то здесь, в очередной, уже даже не знаю какой по счету раз, хочу сказать вот что: 1) в любой религии существуют пожертвования; в Церкви они были с евангельских времен: сегодня на наши с вами пожертвования существуют храмы, живут священники и их семьи; 2) пожертвования, как и вера вообще, вещь сугубо добровольная. "Невольник не богомольник". И не жертвователь, конечно; 3) если человек пришел, например, креститься и у него нет никакой возможности пожертвовать на храм, его должны крестить без всяких финансовых условий. Единственное условие церковного таинства сознательное желание быть христианином, поэтому сейчас в храмах активно идет катехизация научение основам веры перед крещением.
Теракт как плата
Как после терактов в Волгограде остановить разгул исламских экстремистов?
Как политолог замечу, что в демократическом обществе чрезвычайно сложно бороться с терроризмом. Теракт состоит из двух частей: самого действия и его освещения в СМИ. Без второго как бы теряется смысл первого. Увы, это плата за демократию... Если кратко отвечать на ваш вопрос, верующие должны уметь отделять религию от политических и коммерческих спекуляций на вере; спецслужбы высококлассно заниматься своей профессиональной деятельностью, все граждане вместе не поддаваться панике и помогать профессионалам в меру своих сил. А как христианин скажу, что Церковь верит в силу молитвы, надеется на милосердие Божие. Убежден, что верующий человек не превратится в результате теракта в запуганное существо, чего на самом деле хотят террористы.
Церковь вряд ли будет приветствовать любую казнь.
К Дарам волхвов люди стояли в многочасовых очередях. Жаль, что привезти их смогли так ненадолго, но как же хорошо, что в принципе успели!
Источник: Аргументы и Факты