Ответное послание Патриарх Кирилл направил Михаилу Калашникову в День Победы, 9 мая 2012 года. Пресс-секретарь Патриарха диакон Александр Волков передал "Комсомолке" это письмо.
"Конструктору, Герою России М. Т. Калашникову Уважаемый Михаил Тимофеевич!
Сердечно поздравляя Вас с праздником Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, хотел бы выразить Вам искреннюю признательность за Ваше письмо и слова поддержки, высказанные в мой адрес.
Долгие годы Вы посвятили трудам на благо Родины, ее безопасности и обороноспособности. Изобретенное Вами стрелковое оружие, лишив вероломного, хорошо оснащенного врага многих боевых преимуществ, сберегло немало жизней наших солдат, помогло им самоотверженно защищать родную землю. Уверен, что Ваш вклад в приближение Великой Победы всегда будет жить в памяти благодарных потомков.
С болью в сердце Вы пишете о том, что созданное Вами некогда в благих целях оружие сегодня далеко не всегда используется для сохранения мира. Но важно понимать, что ответственность за это лежит не на изобретателе, а на тех злонамеренных людях, которые достижения технического прогресса обращают во вред ближним. Разделяя Ваши озабоченности по поводу современного состояния мира, вместе с тем хотел бы отметить, что зло не имеет самостоятельного бытия и вошло в мир лишь с человеческим грехом, преодолеть который нам может помочь только Божия благодать, подаваемая в церковных Таинствах, в чтении Священного Писания, в молитве. Пользуясь случаем, хотел бы выразить Вам признательность за Ваши усилия по восстановлению и строительству храмов, возрождению порушенных в прошлом святынь.
Еще раз поздравляя Вас со знаменательным праздником Великой Победы, желаю Вам крепости сил, душевного мира, духовной бодрости и помощи от Господа во всех благих делах и начинаниях. Предстательством Пречистой Девы Марии да сохранит Вас Милосердный Владыка в добром здравии на многая лета.
С уважением КИРИЛЛ, Патриарх Московский и всея Руси".
Детали
"Письмо пришло по обычной почте"
Отец Александр, кто-то передал Святейшему письмо или оно пришло просто по почте? спросила "Комсомолка" пресс-секретаря Патриарха диакона Александра Волкова. Оно пришло по обычной почте, обычным письмом. Удивило ли его это письмо?
Он был приятно удивлен полученным посланием, в котором прославленный конструктор и оружейник сформулировал так полно проблемы, стоящие перед нашим обществом и государством. Михаил Тимофеевич человек, заслуживающий самого глубокого уважения со стороны всего российского общества. А написанное им письмо свидетельствует о том, что он от всей души болел за нашу страну и ее будущее. Они были хорошо знакомы на протяжении многих лет, и Патриарх очень тепло к нему относился.
Разговор о главном
Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН: Греха Михаила Тимофеевича не вижу!
Отец Всеволод, были вы знакомы с Михаилом Калашниковым лично? И с его творением?
Я держал автомат Калашникова в руках в школе и позже, когда немного занимался стрельбой.
Но, став священником, боевое оружие держать в руках перестал иногда постреливаю по мишеням из пневматики. А с Михаилом Тимофеевичем встречался на различных мероприятиях. Близкого общения не было, но это был, бесспорно, не столь далекий от веры и религиозно-нравственных вопросов человек, как это иногда принято считать.
Это был человек, близкий к церкви. Человек, который помог восстановить храм Святого Архангела Михаила в Ижевске, да и само письмо Святейшему Патриарху говорит о том, что это был человек, не чуждый религиозных размышлений.
Создание оружия не грех, если оружие предполагается к использованию в справедливых, морально оправданных целях. Не случайно церковь освящает оружие, в том числе ядерное, не случайно на иконах многие святые изображаются с оружием. Грешит тот, кто применяет оружие для агрессии, но когда его используют для защиты своих ближних, своего Отечества, свободы исповедания людьми истинной веры, в таких случаях церковь благословляет и поддерживает эти действия, считает их праведными. Именно поэтому у нас столько святых воинов. Если кто-то пытается поставить знак равенства между христианством и радикальным пацифизмом, говорить о том, что христианин не может применять силу, то это суждения, очень далекие от настоящей христианской традиции.
В данном случае греха никакого я не вижу. Святейший Патриарх, когда выражал соболезнования в связи с кончиной Михаила Тимофеевича, сказал, что это был патриот и достойный сын Отечества. Так что оценка этого человека глубоко положительна.
Как получается, что для одних и тех же людей создатель водородной бомбы Сахаров герой и демократ, а Калашников чуть ли не нерукопожатное лицо?
Когда человек судит о том, справедливо или нет применение силы, основываясь на том, что применяющий силу сходится или расходится с тобой по политической позиции, это напоминает мораль готтентотов, мораль дикарей: если у тебя украли корову, это плохо, а если ты украл это хорошо. Такая варварская "мораль" часто встречается среди вроде бы просвещенных людей: например, применять силу против митинга в Бирюлеве это правильно, а против митинга на Болотной нет. Если националисты нападают на полицейских это плохо, а если демократы хорошо.
Источник: Комсомольская правда