Межрелигиозный совет России выступил с идеей создать в "новой Москве", в Солнечногорском или Дмитровском районе, Парк мировых религий. На территории в 250 га предполагается построить православную церковь, синагогу, мечеть, буддийский храм, а также гостиницы, кафе, религиозные кинотеатры и магазины. В центре парка архитекторы предлагают расположить "Дом народов" в форме сплюснутого яйца, из которого выходит конструкция в виде башни, похожей на гигантский факел.
В некоторых странах "религиозные диснейленды" такого образца уже существуют. Таковы, например, пишет "Коммерсант", парк "Святая Земля" в Буэнос-Айресе, который представляет собой уменьшенную копию Иерусалима, библейский комплекс Holy Land Experience во Флориде, где собрана вторая в мире – после Ватикана – коллекция религиозных древностей, а также масштабная модель Иерусалима, выставка скрижалей Мертвого моря, копия Гроба Господня и кинотеатр с подборкой христианских фильмов, и его европейский аналог – строящийся комплекс Holy Land на Майорке.
В этих проектах можно усмотреть отдаленное сходство с расположенным в Подмосковье Новым Иерусалимом – тоже своего рода модели Святой земли. Разница, однако, в том, что патриарх Никон, устраивая Новый Иерусалим, рассчитывал не на туриста, пришедшего за впечатлениями и развлечениями, а на паломника, пришедшего за духовным опытом.
Напомним также, что в Москве уже есть место, где рядом расположены церковь, мечеть и синагога – это мемориальный комплекс на Поклонной горе. Есть в столице и попытка совместить религиозные памятники с зоной отдыха – парк в Коломенском.
Председатель православного просветительского общества "Радонеж" Евгений Никифоров заявил, что для верующего сама идея подобного парка оскорбительна. "Это ситуация из "Ревизора" Гоголя. Манилов говорит Чичикову: "А знаете, Павел Иванович, а хорошо бы здесь мостик перекинуть и чтобы на нем сидели купцы и торговали себе" (на самом деле, конечно, похожее место находится не в "Ревизоре", а в "Мертвых душах", и Манилов не говорит этого Чичикову, а просто мечтает вслух, – Regions.Ru). Это профанация. Коммерческий проект, потому что это занижение самого высшего, что есть в человеческой жизни. Религия – это не то, из чего можно делать "Диснейленд", который здесь предлагается, да еще с зарабатыванием каких-то денег", – возмущается он.
"Как вы относитесь к идее подмосковного "Парка мировых религий"? Не кажется ли вам, что это профанация? Можно ли эту идею реализовать так, чтобы от нее была какая-то польза кроме денежной прибыли?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
Протоиерей Александр АБРАМОВ, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках:
Не знаю, правда ли Межрелигиозный совет России выступил с подобной инициативой. И я не думаю, что парк во Флориде можно считать корректным сравнением. Там абсолютно светский тематический парк, куда туристы приходят за деньги. Бывают тематические парки, посвященные природным зонам, а бывают посвященные религиям. Ничего общего с гармонизацией межрелигиозных отношений это не имеет.
В Москве помимо Поклонной горы есть другие места, где соседствуют храмы разных религий – как в Отрадном или районе Проспекта мира, где рядом стоит Соборная мечеть и храм в честь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе. А чуть-чуть поодаль огромный Собор армянской апостольской церкви. Не думаю, что территориальное соседство что-то обозначает. Ясно же: православный верующий все равно будет ходить в свой храм, соседство мечети для него ничего не значит, равно как и правоверный иудей будет ходить в синагогу, а высящийся рядом купол православного храма ничего не будет для него обозначать.
Я глубочайшим образом убежден, что нормализация межнациональных отношений достигается не через шоу, а через кропотливую работу с теми, кто реально создает религиозную "погоду". Не с фиктивными религиозными лидерами, которые собираются на красивых конференциях и говорят приятные друг другу слова, а с теми, кто верховодит радикалами, кто готовит наиболее жесткие религиозные доктрины, кто на самом деле управляет ситуацией, и подобная деятельность очень часто скрыта от посторонних глаз, она деликатная и закулисная.
Протоиерей Александр ДОБРОДЕЕВ, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:
Знаете, с чем бы я сравнил такой Парк религий? Представьте себе большую семью: муж, жена, дети, бабушки, дедушки, дяди, тети, другие многочисленные родственники...Сейчас, как бы ни было материально тяжело, все стараются жить отдельно, в разных квартирах. А что будет, если всех этих людей разместить под одной крышей?
К тому же вера – очень личное дело. Свои чувства нельзя выставлять напоказ. Если влюбленные начнут публично обниматься, признаваться друг другу в любви на камеру, это будет похоже уже не на подлинные чувства, а на театральное действо. Так и в вопросе строительства Парка религий. Главный бог, который будет в нем царить, – это деньги.
Я неоднократно посещал тюрьмы и видел, что во многих есть и православный храм, и мечеть. Но в тюрьме людей содержат принудительно, так что такое соседство – вынужденная мера. Делать же это добровольно, за счет средств налогоплательщиков... мне такая идея не по душе.
Сейчас многие наши храмы переполнены. Если хотят сделать что-то хорошее для людей, почему бы не направить эти средства на строительство храмов, а также мечетей, синагог в тех районах, где в них действительно есть нужда?
В так называемой "новой Москве" никогда не было иудеев и буддистов, и вдруг там построят синагогу и буддийский храм. Зачем? Потому что это Парк? Это мне тоже непонятно. В общем, вопрос нужно хорошо проработать.
Игумен СЕРГИЙ (РЫБКО), известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище:
Диснейленд построить можно, но только без православных, пожалуйста.
Я резко отрицательно отношусь к таким начинаниям, ни к чему хорошему они не приведут. Думаю, уважающие себя представители традиционных конфессий отнесутся к этому также. Что еще за коммерческая составляющая? В религии зарабатывать деньги – дело неблагодарное. В православии, наоборот, принято отдавать, а не брать.
И зачем конфессии специально объединять? Все по-разному смотрят на вопросы веры. Зачем смешивать несовместимое? Да, на Земле допустимы заблуждения, но с религией шутить нельзя. На Поклонной горе было логичным создать такой комплекс – в войну с фашистами погибали люди разных религий, – а превращать религии в парк развлечений, это не дело.
Священник Георгий БЕЛОДУРОВ, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:
Это профанация и есть: в доме отдыха расслабимся, а потом сходим куда-то развлечемся... Думаю, люди, которые это предлагают, не понимают, что такое религия и зачем она нужна.
Вера человека ведет к небу, а такое место релаксации ведет не к небу, оно лишь для времяпрепровождения.
Не думаю, впрочем, что это оскорбительно для верующих, потому что верующие, думаю, туда и не поедут. Но найдутся те, кто поднимет шумиху. Думаю, представители большинства религий не согласятся с этим предложением.
Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:
Если это предложение выдвигает Межрелигиозный совет России, значит, там есть голоса представителей православия. Если бы они увидели в этом какую-либо опасность, идея не была бы вынесена на широкое обсуждение. Значит, стоит подумать, как реализовать ее должным образом.
Духовные центры в Русской Православной Церкви существуют в виде храмов и монастырей, нам не нужны дополнительные проекты, чтобы создавать и укреплять наши центры. Данное предложение – нечто новое в жизни социальной и общественной.
Стоит напомнить, что распространенные по всему миру так называемые парки развлечений посвящены совершенно идиотским сюжетам. Идея Межрелигиозного совета очевидна: выдвинуть альтернативу для родителей и их детей, которым нужны семейные развлечения. В самой этой потребности ничего дурного нет, просто развлечения должны быть более продуктивными и менее глупыми. Остальное – вопрос реализации.
В том , что на одной территории будет православный и буддистский храм, тоже нет ничего дурного, таких мест полно в нашей стране, этому никто не будет возражать. Что плохого в культурно-образовательно-развлекательном комплексе? Главное, чтобы для традиционных конфессий все было приемлемо.
Альбир-хазрат КРГАНОВ, член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России:
У нас в стране это не первый прецедент. В Татарстане рядом существуют храмы разных конфессий, в Москве на улице Хачатуряна есть мечеть, синагога и часовня, как и на Поклонной горе. Думаю, центр, объединяющий на одной площадке храмы традиционных конфессий России и имеющий рядом другую инфраструктуру, может быть как раз лицом нашей многоконфессиональной и многонациональной страны. Полагаю, верующие люди отнесутся к этому нормально, мы не видим в этом экуменизма.
Конечно, в реализации идеи надо будет учесть некоторые нюансы. Например, у мусульман запрещено внутри мечети заниматься торговлей. Но здесь поможет близость социальных точек – пунктов питания, гостиниц, конференц-залов, магазинов по продаже религиозных атрибутов.
Было бы неплохо построить этот комплекс поближе к крупным университетам, чтобы можно было с его помощью воспитывать нашу молодежь.
Исмаил-хаджи БЕРДИЕВ, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа:
Такой опыт уже есть. В Отрадном рядом построили мечеть, синагогу и церковь. И ничего не произошло.
В идее строительства Парка религий ничего плохого нет. Объединить мечеть, синагогу и церковь – не значит объединить религии.
И неудобств такой парк никому не причинит. Обычно у мусульман строят мечети с минаретом. Он нужен для того, чтобы призывать людей к молитве. Если рядом живут мусульмане, то им можно кричать с минарета. А если христиане или представители других религий, созывать их на молитву незачем. Значит, никто и не будет этого делать, создавая, таким образом, жителям неудобства.
Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:
На Межрелигиозном совете России мы все принципиально поддержали идею о создании парка. Хорошо бы его построить в Сочи, чтобы он мог знакомить всех с образом России. Это один из центральных курортных городов, куда приезжает много туристов в любое время года.
Важно, чтобы это был культурно-религиозный центр, который знакомил бы, прежде всего, нашу молодежь с образом жизни представителей традиционных конфессий. Например: вот православный храм, куда можно зайти, зажечь свечу, встретиться со священником, а рядом в трапезной можно попробовать, что кушают в праздники, в пост. Тут же рядом можно познакомиться с историей Русской Православной Церкви, изучить макеты храмов и т.п. То есть несколько часов человек проводит в православной Руси. Делаешь несколько десятков шагов и попадаешь в мечеть, а рядом шатер, где можно попробовать еду, которую кушают в дни мусульманских праздников. А вот синагога, где можно покушать кошерной пищи, познакомиться с бытом евреев и т.п.
У нас есть прекрасное Золотое кольцо русского православия, можно и там построить парк, но не знаю, насколько он будет посещаемым. Хотя ради мира и согласия, возможно, не стоит жалеть денег и усилий, лучше создать такой центр.
Источник: REGIONS.RU