Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям готовит приказ "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий на издание социально значимой литературы в рамках реализации ФЦП "Культура России" (2012–2018)". В РПЦ и Совете муфтиев России подготовили заявление с просьбой о госсубсидиях при издании религиозной литературы, пишет газета "Известия".
Одним из первых желание получить господдержку на издание социально значимой литературы заявил Совет муфтиев России, где готовятся к выпуску нового русского перевода Корана массовым тиражом.
"До сих пор существовали только авторские переводы, а необходимо, особенно в целях профилактики межнациональных конфликтов, чтобы был единый перевод, понятный и мусульманам, и христианам, считает зампредседателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов. На данный момент проходят консультации по формулировкам в книге, а в дальнейшем мы планируем выпуск Корана крупным тиражом. Поэтому господдержка нам очень пригодится".
Зампредседателя издательского совета Русской Православной Церкви отец Валентин Тимаков также сказал, что Церковь на государственные инвестиции на издание православной литературы.
"Религиозная и другая социальная литература низкорентабельны и нуждаются в субсидиях. Государство понимает, что эти деньги пойдут на просвещение общества, которое нам так необходимо", сказал он.
Представители и православного, и особенно мусульманского духовенства не раз говорили, что сектантство и религиозный экстремизм пользуются прежде всего непросвещенностью граждан России в религиозных вопросах: обрывочные сведения о религии легко укладываются в самые разные мировоззренческие схемы, в том числе и те, что предлагаются злонамеренными пропагандистами.
С другой стороны, нет никаких сомнений, что издание религиозной литературы (в том числе и основополагающих для христианства и ислама текстов – Библии и Корана) за государственный счет вызовет протесты и обвинения в нарушении Конституции.
"Должно ли, на ваш взгляд, государство поддерживать издание религиозной литературы? Если да – как при этом отвечать на упреки в нарушении религиозной нейтральности государства?" с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
Игумен СЕРГИЙ (РЫБКО), известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище:
Когда государство вернет то, что было награблено у Церкви – землю, недвижимость, иконы, ценности, тогда будем говорить о недопустимости субсидий, налоговых послаблений и прочем.
У нас есть при приходе издательство, нам никто не помогает, мы издаем книги на то, что зарабатываем, и не надо нам никаких субсидий. Я предпочитаю отказываться от государственных грантов.
В регионах люди небогатые, для них издаются книги недорогие. И если получится выделить деньги для Русской Православной Церкви, слава Богу, деньги на благо пойдут, но на мое издательство это никак не повлияет, да и много все равно не дадут.
Игумен ЛУКА (СТЕПАНОВ), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета:
Прежде всего, я не могу согласиться, что государство может быть идейно нейтрально и религиозно индифферентно. Безбожие, которое некоторые пытаются выдать за светскость, есть просто невежество и личное богоборческое устремление человека. Объявлять его непременной позицией государства так же недопустимо, как и принуждать неверующих выражать согласие с религиозной догмой.
Государство обязано определить свои духовно-нравственные приоритеты. Или оно переходит на позиции европейского распутства, безбожия и антихристианства, или избирает, как некоторые исламские страны, законы какой-либо религии, или же формулирует и определяет для себя духовно-нравственные приоритеты, идеалы и религиозные традиции, которые будут лежать в основе всей жизнедеятельности государства, состоящего из людей, действующих в определенной системе мировоззренческих координат.
Определив, что добро, а что зло, что идеал, а что его противоположность, мы, конечно же, не будем задаваться вопросом, нужно ли государству поддерживать религиозную основу его жизни. Нужно ли кого-то убеждать, что для России это православие? Вернувшись к православной системе ценностей и оценок общественных процессов, индивидуальных проявлений человеческой личности, мы, разумеется, станем перед прямой необходимостью государства развивать православное книгопечатание, православное образование, культуру.
Таким образом, государство выполнит свою миссию не просто обеспечения народа безопасностью физической от внешних завоевателей, разбойников и хулиганов, не только накормит народ тем, что нужно для телесного выживания, но обеспечит главное – спасение в вечности своих верноподданных, их душевное и духовное здравие, созидательное и образовательное развитие в системе тех духовно-нравственных ценностей, которые открывает для нас богооткровенное православие.
Иерей Андрей МИХАЛЕВ, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии:
Одна из главных социальных проблем современности аборты. Их делают по миллиону в год. Мы вымираем. Если ничего не изменится ни экономика, ни политика, ни что-либо еще уже никому не понадобится. Основная задача просвещения – донести это до людей. И поддержка государства, несомненно, сыграла бы в этом большую роль.
Когда мы демонстрировали в вузах Орловского региона фильм об абортах "Безмолвный крик", выяснилось, что почти никто из студентов не знает, как вредны они для женского организма. И это в высших учебных заведениях! Еще одна большая проблема – суициды среди молодежи.
Пусть такая литература не чисто религиозная, а скорее, социальная, она должна быть. Хотелось бы также, чтобы издавалось больше книг о традиционных семейных ценностях, ведь что такое семья? – это малая Церковь.
Менять отношение к чему-либо нужно не запретами. Главное – изменить мышление. Думаю, чтение полезной литературы в этом поможет.
Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:
Государство должно поддерживать издание любых качественных произведений вообще. Многие отвыкли от хорошей литературы и необходимо, чтобы они могли читать классику. А религиозная культура – часть классической, и нет никаких причин относиться к ней иначе, чем к прочей классике.
В том и особенность классических текстов – мы же не можем запретить государству их издавать, например, ту же Библию? Это касается и других произведений, имеющих значение для всего человечества например, тех, которые, помимо религиозной, имеют еще и научную или культурную ценность. Государство же заботится о памятниках архитектуры? Книги такие же памятники, только человеческой мысли.
Отрадно, если и представители других конфессий смогут издавать качественную религиозную литературу.
Священник Николай СВЯТЧЕНКО, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, Преподаватель Санкт-Петербургского Института Религиоведения и Церковных Искусств. Сотрудник Антисектанского центра "Ставрос":
Очень хорошо, если государство будет финансировать религиозные издания. Замечательно, что появится новый перевод Корана, который облегчит религиозный диалог православных и мусульман. И было бы, конечно, полезно, если бы государство финансировало сочинения, труды богословов XXвека, христианских философов, которые входят в сокровищницу русской культуры.
К сожалению, эти произведения многим людям неизвестны. Они с большим трудом издаются и могут дойти лишь до узкого круга читателей. С экономической точки зрения такие издания трудоемки и убыточны. А тем временем полки в книжных магазинах заполняет макулатура низкопробные детективы и любовные романы, которые ничего не дают ни уму, ни сердцу. Соответственно, читательский вкус к качественной литературе падает.
Я думаю, чем больше будет возможностей издавать религиозную литературу, традиционную для нашей страны, тем активнее люди будут ее читать и становиться более образованными, эрудированными и терпимыми.
Безусловно, наше государство – светское, но при этом мы не можем вытравить из памяти грандиозную историю нашей великой страны. Ее нужно знать не только ради великих свершений, но и для того, чтобы обрести вдохновляющие начала.
С какой стати различные фонды финансируют литературу низкого качества, которая оставляет человека равнодушным к происходящей вокруг духовной деградации? При этом произведения, которые имеют самое прямое отношение к нашей религиозной культуре, и порожденной ею истории страны, игнорируют...
Ришат-хазрат ДАВЫДОВ, имам Тульской области:
Я абсолютно согласен с Рушаном Аббясовым: должен быть единый перевод Корана, потому что сейчас по-разному трактуют и переводят. Должен быть Совет, который будет заниматься переводом. А востребованность Корана большая, ко мне и православные обращаются с вопросом о Коране в русском переводе. Это даже для саморазвития полезно всем прочитать. Когда есть единый перевод, это снимает многие вопросы, поскольку разные переводы рождают противоречия, к тому же радикальный ислам по-своему трактует книгу.
Господдержка необходима для издания исламской и православной литературы. Она востребована людьми, даже не смотря на то, что Церковь отделена от государства. Не думаю, что нужны огромные суммы для издания таких книг.
Иерей Иван ВОРОБЬЕВ, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы:
Программы и субсидии нужны, потому что Церковь, кроме своего христианского учения, призывает к правильному отношению к своей родине, к культуре, к народу. И мы знаем, что христианская вера может в определенной степени компенсировать отсутствие идеологии, от которого сейчас страдает наше общество.
Протестующие против любой поддержки Церкви государством выступают, к сожалению, не только против христианства, но и, в конечном итоге, может быть, не желая того, против становления общества, его самосознания, патриотизма и правильного отношения к своей истории и прошлому. Это так называемая либеральная точка зрения, которая чаще всего направлена против народа. Они говорят, что Церковь отделена от государства, не понимая, что это на самом деле означает. Когда в 1918 году Ленин подписал декрет, он не имел в виду невмешательство государства в церковные дела. Речь шла о том, чтобы у Церкви забрать образовательную функцию и отобрать все имущество. Церковь не может быть абсолютно отделена, так как Церковь это народ, который составляет государство.
Альбир-хазрат КРГАНОВ, член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России:
Почему государство не может тратить средства на издание религиозной литературы? Мы же издаем книги наших великих писателей, произведения авторов разных народов нашей страны, которые воспитывают любовь к родине, патриотизм. Почему мы для многомиллионной общины верующих людей не можем тратить средства? Почему мы должны вычеркивать из этого списка религиозную литературу? Ведь это тоже часто общей культуры нашей страны.
Так что это правильное направление работы программы. Традиционные религиозные организации должны получать средства на издание своей литературы.
Марат-хазрат АРСЛАНОВ, руководитель отдела по работе с детьми и молодежью Совета муфтиев России, ректор Московского Исламского колледжа:
Безусловно, государство должно помогать и участвовать в финансировании. Кроме всего прочего, материальная помощь даст возможность обеспечить издание только тех книг, которые будут рассказывать об исламе в правильном ключе, приемлемом для России, а не с уклоном в экстремизм. И если не отслеживать ничего, не контролировать, то последствия скажутся не лучшим образом, а возможно даже приведут к серьезным потерям.
Лучше сейчас вложить средства, тем более не такие уж они большие, зато у нас будут понятные и адекватные учебники и книги, которые в нужном ключе будут освещать актуальные для России вопросы. Безусловно, это принесет большую пользу.
Ибрагим ИБРАГИМОВ, заведующий кафедрой восточных языков и культур в Пятигорском государственном лингвистическом университете:
Вопрос актуальный, потому что государство, действительно, не может напрямую финансировать религиозные организации. Но я думаю, всегда можно найти какие-то обходные пути. Например, подключить к издательскому процессу светские организации, допустим, университеты. Они и получат субсидии.
Однако вопрос в другом. Единый перевод Корана цель, конечно, хорошая с просветительской точки зрения. Но возникают вопросы: кто будет готовить этот перевод, насколько он будет авторитетным для мусульман, потому что от того, кто станет автором или авторами, зависит очень многое.
Проблема, в первую очередь, заключается в том, что Татарстан живет своей "отдельной" мусульманской жизнью, Башкирия своей, а у Северного Кавказа она своя. Поэтому, если такой перевод и будет, его нужно делать совместными усилиями, чтобы этот единый Коран действительно стал авторитетным для всех мусульман России. Еще очень важный момент: прежде чем его издавать, нужно провести экспертизу. Мне кажется, проводить отбор лучшего произведения необходимо на конкурсной основе, и вот лучшее произведение потом и финансировать. Не хотелось бы, чтоб государственные деньги пошли на издание литературы, которая оказалась бы не нужна самим мусульманам.
Светлана ЗУБАНОВА, соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор:
Я за то, чтобы государство выделяло деньги. Оно принимало участие в разрушении Церкви в советский период, поэтому должно постепенно компенсировать эти потери. Например, мы рассматриваем как искупление своей вины принятую государством программу по строительству 200 храмов в Москве. Население к этому относится положительно. Не думаю, что будет много протестов и из-за издания православной литературы за государственный счет.
Что касается мусульманской литературы, надо учитывать, что на развитие мусульманского образования выделяются колоссальные средства. Православное образование таких денег не получает. Считаю, что ко всем вероисповеданиям надо относиться одинаково. Хотя другие религии тоже пострадали в советский период, но понесли не такого урона, как православие.
Источник: REGIONS.RU