С Николаем Кузьмичом мы встретились в его мастерской. На столе у него микроскоп, пинцеты, порошки. На стенах фотографии, эскизы.
Вот сейчас делаю эту икону, показывает на эскиз художник.
Николая Кузьмича из Бреста часто называют Лазорем Богшей XXI века именно он раскрыл секреты известного средневекового мастера. Брестчанину удалось виртуозно повторить знаменитый крест Евфросиньи Полоцкой, утерянный во время Великой Отечественной войны. Для этого Николай Кузьмич в совершенстве овладел древневизантийским искусством перегородчатой эмали. Позже он создал раку для мощей белорусской святой и ставротеку (своеобразный футляр) для креста. Все это сейчас хранится в Свято-Евфросиньевском монастыре Полоцка. Наш земляк даже вошел в пятерку лучших мастеров мира, которые работают в технике перегородчатой эмали.
"Если бы я знал тогда, что это за крест, не взялся бы"
Николай Петрович, почему именно вам доверили делать крест?
Я, если честно, сам не знаю, как так вышло. Тогда, в 90-е, крест восстанавливали на волне "адраджэння" всего белорусского. Крест Евфросиньи Полоцкой был национальной белорусской святыней, и "Згуртаванне беларусаў свету "Бацькаўшчына" предложило его воссоздать. Позже к ним присоединилась и православная церковь. Кастингов, как сейчас модно, никто не проводил. Просто знали, что я занимаюсь эмалями, вот и предложили. Деньги тогда собрала церковь и еще один предприниматель Анатолий Селивончик.
Как вообще шла работа над воссозданием креста, ведь он пропал?
Представьте: 90-е, развал Советского Союза, ничего о кресте неизвестно. О технике перегородчатой эмали тоже. А тебе нужно повторить крест. Это как если бы тебя закрыли в комнате, дали книжку с иероглифами и сказали: "Учи!". Если бы я тогда знал, что это такое, то, видимо, и не взялся. Но как-то так все получилось само собой. Владыка Филарет дал мне свое благословение. И я начал работать... На работу ушло пять лет. Благо в архиве Российской академии наук в Санкт-Петербурге нашлись фотонегативы оригинального креста, сделанные в XIX веке. Именно с этих негативов сделали фотографии, на которых крест был виден в мельчайших деталях. Помогла мне Татьяна Макарова, доктор исторических наук из Москвы, она древневизантийскими эмалями занималась. Я начал ездить в Москву в Оружейную палату и изучать, изучать... Мое счастье в том, что я соприкоснулся с творчеством величайшего мастера того времени Лазарем Богшей. Это был самый крепкий мастер Древней Руси.
К слову, все пять лет работы над крестом нас охраняли сотрудники КГБ.
Вы никогда не задумывались, как сложилась бы ваша судьба, если бы не крест?
Если честно, сейчас я даже не представляю, как тогдашнему пацану из Бреста это удалось. Я же был темный человек полностью. Не скажу, что и сейчас просветленный. Но тогда, в 1993 году, браться за воссоздание креста Евфросиньи это была самонадеянность какая-то.
Ваша жизнь изменилась после того, как вы восстановили крест? Может, более удачливым стали или более состоятельным?
О деньгах речи не шло. Главное было восстановить национальную реликвию. А жизнь, конечно, изменилась. Расширился кругозор, мастерство отточилось. Я стал поклонником древневизантийской культуры.
Знаю, что до того как стать одним из пяти лучших эмальеров мира, вы 10 лет потратили на изучение технологии перегородчатой эмали...
Да больше считайте, всю жизнь отдал. Я с 32 лет занимаюсь эмалью, а сейчас мне 63. Первый раз попробовал подошли мы друг другу. Это как в любви, химическая реакция произошла. А там пошло-поехало, стал бывать на симпозиумах эмальеров, на выставках. Ведь эмали популярны во многих странах, вплоть до Гавайев. Куда только не катался! Был в Испании, во Франции. Дважды в Лиможе выставлялся. В Союз художников вступил, выставок было много, заказов...
Сейчас смотрите, наверное, на крест и думаете: мол, вот тут нужно переделать, вот тут...
Прошло время, и, конечно, видишь свои недостатки. Я переделал сейчас большую часть пластин. Сейчас очень хочу лицевую сторону закончить переделывать. Но мешают финансовые проблемы кроме меня и монастыря, крест уже никому не нужен.
Как так, ведь это национальное достояние?
Считается, что он сделан поэтому вопрос и закрыт. Писал всем белорусским банкам письма. Только один отозвался, все остальные ответили: "Нет возможности". А когда мне и Ермакова ответила, что нет возможности, у меня полдня болела голова... Сейчас обратился с письмом к митрополиту Павлу. Жду ответа.
Настоящий крест до сих пор не нашли?
Даже если его найдут, думаю, он станет музейным экспонатом. В церковной службе вряд ли его будут использовать.
"В школе я был крепким двоечником"
Я прочитала на вашем сайте, что художественное училище им. Глебова вы окончили в 32 года довольно поздно...
В 1961 году, когда мне было 11 лет, нас батька из Дрогичинщины увез в Ростовскую область. Отец мой, обычный крестьянин, решил податься на "белые хлеба". Вернулись мы в свою хатку, когда мне был 21 год. У меня было всего восемь классов образования да училище тракторное. В школе, признаться, я был крепкий двоечник... Потом служил на флоте три года, стенгазеты рисовал. После армии работал художником-оформителем в Брестском театре, на телевидении. И параллельно шесть раз поступал в художественное училище.
Измором брали?
А чего сдаваться? Каждое лето, помню, начинались эти головные боли со стихотворениями, правилами... Все сдавал хорошо: рисунок, композицию. Но вот с диктантом не везло, получал двойки. Но поступил-таки в 28 лет. Там девочки были по 16 лет, а тут я.
Вот вы говорите, что отец ваш был крестьянином. А в кого вы уродились художником тогда?
В мамочку мою. Она замечательно рисовала, делала набойки на стенах: бурачок нарезает, трафарет делает и тук-тук по стене. Тогда делали такие украшения на дома. Вот мама моя этим и занималась.
"Сделал для Войтюшкевича перстень с "погоней"
Вы кроме всего прочего делаете и ювелирные изделия. Говорили как-то, что подарили "пярсценак" Змитеру Войтюшкевичу.
С Войтюшкевичем все так вышло: мне очень нравится его творчество, а еще творчество Олега Хоменко. Я их песни тут, в мастерской, кручу, когда работаю.
Поскольку все наши артисты люди небогатые, так захотелось им сделать что-то приятное. Позвонил Войтюшкевичу и говорю: "Дима, хочу тебе подарок сделать". Ведь он же личность публичная, должен хорошо выглядеть. И я ему просто красивый знак на руку сделал, перстень с "Пагоняй". А в прошлом году презентовал брошь серебряную, под стать ему.
А где можно посмотреть ваши работы?
В Художественном музее Брестской крепости, в Российском музее декоративно-прикладного искусства, в Калуге тоже. Есть мои работы и в Германии. Ну, и в частных коллекциях, конечно. Национальный художественный музей моими работами не интересуется. Была мысль подарить работу Третьяковке, для статуса они бы взяли, хорошая уникальная работа. Но пока руки не дошли.
Удается зарабатывать на своем деле?
Я получаю пенсию, содержу эту мастерскую. Денег вроде хватает, хотя с продажей работ есть проблемы, особенно ювелирных работ. Жаль, нет у нас галереи современного ювелирного искусства. И хорошая авторская вещь в Беларуси не может конкурировать с магазинной. К сожалению, на заводах ювелиры создают не предметы искусства, а ширпотреб.
Но больше всего меня беспокоят не деньги, а то, что уникальной технологией перегородчатой эмали в Беларуси занимаюсь только я. От меня недавно ушел мой ученик Андрей Мазько, который 10 лет со мной работал. Овладел тончайшим искусством и все бросил. Разочаровался... Ушел в какую-то типографию, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Вот на этом все и закончится, я думаю. А ведь наши эмали могли бы быть брэндом. Потому как техника у нас есть уникальная, мы могли бы гордиться ими. Я даже согласен консультировать всех желающих бесплатно.
Источник: Комсомольская правда