Высшее моральное предназначение "человека русского мира", его широта и щедрость души, связаны с необходимостью утверждать в мире во всех сферах жизни евангельские ценности и Божественную правду. Такое мнение высказал председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод ЧАПЛИН.
Высшее моральное предназначение "человека русского мира", его широта и щедрость души, о чем говорил в ходе недавней "прямой линии" президент России Владимир Путин, связаны с необходимостью утверждать в мире во всех сферах жизни евангельские ценности и Божественную правду; и в случае если народ останется верен этому призванию, его ожидают обновление и "русская Пасха", переход на качественно иную ступень развития. Такое мнение высказал РИА Новости председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Владимир Путин, общаясь с россиянами во время "прямой линии" 17 апреля, заметил, что, по его мнению, русский народ менее прагматичный и расчетливый, чем представители других народов, но шире и щедрее душой. Как отметил глава государства, в России "всегда, сотнями лет опирались на свои ценности". Президент считает, что "русский человек и, сказать пошире, человек русского мира, прежде всего, думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало". Поэтому, продолжил Путин, "человек русского мира обращен больше не в себя любимого, он развернут вовне".
По словам протоиерея Всеволода Чаплина, не следует забывать, что вся европейская цивилизация, "от Лиссабона до Владивостока", является по преимуществу христианской, имеет общие ценности, о чем, напоминает он, говорит и Владимир Путин.
"К сожалению, сейчас некоторые западные элиты пытаются отойти от ценностей, сформировавших нашу цивилизацию, и даже агрессивно их разрушить, при этом критикуя Россию; но прекрасно, что наша страна продолжает утверждать традиционные, а на самом деле, вечные ценности, и призывать к миру, к построению общежития в подлинном, изначальном смысле этого слова общего жительства, общей жизни от Владивостока до Лиссабона, продолжая при этом лучшие традиции российской внешней политики, в частности, традиции императора Николая Второго", сказал РИА Новости Чаплин.
Путь человечества и "точка невозврата"
По его мнению, современная мировая цивилизация во многом "завязана" на философию гуманизма, появившуюся в так называемую эпоху Возрождения, в центре которой стоит человек. Однако, замечает священнослужитель, "двадцатый, а уже теперь и XXI век наглядно показали, что совершенно свободный человек кончает плохо", поскольку "он удобопреклонен ко греху, он опасен и для себя, и для окружающих".
"Гуманизм мировоззрение антигуманное. Эгоизм, жизнь для себя потеря себя и саморазрушение", отмечает Чаплин. В этих условиях "новое слово" миру, считает отец Всеволод, может сказать Россия. Эту мысль он более подробно развивает в статье "Придем к Русской Пасхе!", опубликованной на сайте Московского патриархата. Ценностные установки "русского и шире российского народа", по мнению главы синодального отдела, особенно тесно связаны с Православием, с христианством, а предназначение русского народа (или "русская идея", о которой в последнее время многие говорят), с определенным Божественным замыслом об этом народе.
"Господь прошел путем страданий и воскресения. Только таким путем может идти к спасению и человек. Подобный путь свойственен также христианским народам. Наш народ много пострадал в XX веке, многажды чувствовал себя обездоленным и униженным в начале века XXI, но сейчас, убежден, вновь становится возможной Русская Пасха. Да, мы не знаем, что будет с миром в ближайшие месяцы и годы. Слишком велики грехи человечества, слишком сильны те, кто хотел бы исключить саму возможность сопротивления этим грехам и жизнь по спасительной Христовой вере", пишет священник.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди во время Великого поста напомнил, что древний потоп произошел в свое время именно потому, что "люди давно оставили истинного Бога и впали во множество грехов, так что эти грехи захватили сознание и стали разрушать природу личности и человеческие отношения". Как отметил патриарх, тогда "человечество прошло точку невозврата" "зло распространилось с такой силой, что обратного хода не было". Но "зло всегда завершается небытием" и Господь принял решение уничтожить падшее человечество, за исключением семейства праведного Ноя, сохранившего веру и продолжавшему жить по Божьему закону, сказал предстоятель РПЦ.
Чаплин о миссии России
Протоиерей Всеволод Чаплин признает, что "если на некоторые народы или на весь мир вновь падет Божия кара, это будет справедливо; если Господь человеческими руками покарает крупные города, это будет справедливо вдвойне". Он, однако, выражает надежду, что "продлится время для покаяния" и в ходе земной истории еще "будет явлен пример духовного воскресения и обновления целого народа, которое могло бы обличить грех и указать людям путь к иной, святой жизни".
"Сегодня у нашего народа такая возможность есть. Она не повод для гордыни или чванства, триумфализма или превозношения над другими. Она повод для серьезного труда", считает представитель Русской церкви.
"Сегодня нам нужно будет приложить много труда, чтобы не изменить своему высшему призванию, своей настоящей миссии, на которую, конечно же, будут ополчаться, если мы будем нести ее так, как Господом положено. Но без нее мы всегда будем несчастны. Совершая же ее, утверждая Божию правду, в каждой сфере жизни, от экономики до культуры, мы останемся верны той первой любви нашего народа ко Христу, которой он только и жил по-настоящему, стараясь идти путем, ведущим от Гефсимании, неправого суда и Голгофы к свету Воскресения", замечает протоиерей Всеволод Чаплин.
То есть, добавляет он РИА Новости, если деятельность руководителей государства и народа "соотносятся с высшей правдой, то и перед Богом, и перед историей не будет стыдно, и столько, сколько хватит сил, ты сможешь достойно устраивать жизнь на Земле". "И перед такой мотивацией, перед таким смыслом бессильна даже смерть, о чем сказал президент".
Согласно учению Церкви, цель жизни человека и шире народа заключается не в собирании материальных благ. "Временная жизнь дана нам не для того, чтобы стать самыми богатыми покойниками на кладбище или занять первую строчку в каком-нибудь рейтинге, пусть даже память о нем сохранится в интернете через 200 лет после нашей смерти. Временная жизнь это экзамен для вступления в вечность, и так к ней и нужно относиться. Хорошо, что на высшем этаже нашего государства это понимают", заключает собеседник агентства.
Источник: РИА Новости