Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда в ходе своего выступления на IV Петербургском Международном Юридическом Форуме заявил, что превращение права в самодовлеющую силу, оторванную от моральных установлений, приводит к уменьшению авторитета самого права и негативным общественным последствиям.
"Современные документы, такие как Хартия основных прав Европейского Союза, не содержат упоминания о морали, в отличие от, скажем, еще послевоенных документов, например, Европейской конвенции о защите прав человека 1950 года", напомнил В.Р. Легойда.
"Первоисточник культуры религия, из которой вырастает мораль и которая, в свою очередь, воплощается, в том числе и в систему общеобязательных норм", добавил он.
Вместе с тем В.Р. Легойда напомнил, что в православной традиции закону всегда отводилось отчасти второстепенное значение, а на первом месте стояла "благодать". В допетровское время на Руси священные тексты воспринимались как нормы прямого действия для повседневного руководства.
"В этом не было пренебрежения к закону или противопоставления "благодати" закону, хотя тем самым и подчеркивалась некоторая вторичность закона по отношению к "благодати"", сказал председатель СИНФО.
"Если немца, русского и американца спросить "по закону тебя судить или по совести?", то немец ответит "по закону", русский "по совести", а американец вообще не поймет вопроса", отметил В.Р. Легойда.
Председатель СИНФО сказал, что в этой "вторичности" закона можно усмотреть истоки правового нигилизма.
"Некоторые связывают правовой нигилизм с ней напрямую, но это неверно, хотя косвенная связь и присутствует. При этом вторичность закона уравновешивается пониманием благодати как идеала", заявил представитель Церкви.
"Российский правовой нигилизм вырос из социалистического условно глобального права, которое последовательно отказывалось от морали и религии, своих первоисточников. У людей не осталось ни права, ни той самой христианской совести, которую выжигали вместе с верой. Отнюдь не религия стала источником возникновения правового нигилизма, а, наоборот, отрыв права от религиозных норм", сказал он.
В заключение В.Р. Легойда подчеркнул, что Церковь может помочь в повышении правовой культуры, в преодолении правового нигилизма и обратил внимание участников Форума на принятые Русской Православной Церковью документы, которые выражают ее отношение к теории и практике прав человека, приведя в пример утвержденные в 2008 году "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека".
Источник: Синодальный информационный отдел Московского Патриархата