ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Братья-христиане" карают Донбасс

Владислав Мальцев :: 07 августа 2014

"Если кто-то из нас погибнет в бою, то в Вальхалле нас ждут наши предки!" – кричит высокий мужчина, одетый во все черное, стоя перед выстроившимися перед ним в шеренгу бойцами. Это не кадр из фильма про викингов и не сценка со сбора реконструкторов Средневековья. На Софийской площади в центре Киева принимает присягу новая очередь батальона специального назначения "Азов", и ораторствует перед добровольцами командир этой части – Андрей Билецкий, более известный среди своих соратников как "Белый вождь".

Перунова рать Запорожья

"Еще четыре месяца назад он сидел в харьковском СИЗО по обвинению в экстремизме и покушении на убийство, а теперь воюет против сепаратистов в Донецкой области", – так лаконично описала 17 июня с.г. Билецкого, вождя неонацистской Социал-национальной ассамблеи, "Украинская правда". Сам он поведал в интервью этому изданию, что, собственно, "Азов" вырос из присоединившихся к нему, Билецкому, после освобождения 24 февраля "активистов правых организаций и футбольных ультрас". В марте они вели бои на улицах Харькова с пророссийскими активистами, апогеем которых стала бойня на Рымарской улице: при штурме здания, где забаррикадировались ультраправые, они застрелили двух человек, после чего были задержаны милицией. Но вскоре оказались на свободе, а в первых числах мая, как утверждает Билецкий, ему удалось убедить и.о. министра внутренних дел Украины Арсена Авакова легализовать его бойцов и выдать им оружие.

8 мая батальон, состоявший тогда из 60 человек, был спешно переброшен в Мариуполь и принял участие в первой попытке штурма города, закончившейся гибелью десятков мирных жителей. 13 июня "Азов", разросшийся до 250 человек, участвовал во втором штурме Мариуполя, а затем перебазировался на рубежи самопровозглашенной Донецкой народной республики. При этом, отметил Билецкий, официально его батальона вроде бы и не существует: "У нас есть одна официальная рота, бойцы которой оформлены как сотрудники МВД. Остальные пока добровольцы, но даст бог, оформимся когда-то все официально".

На описанном выше смотре на Софийской площади добровольцы "Азова" горячо поддержали своего "Белого вождя", начав скандировать: "В Вальхаллу! В Вальхаллу!" Идеи язычества многим из них – по примеру западноевропейских неонацистов – явно близки, хотя родная славянская и германо-скандинавская мифология переплетаются до степени неразличения. Из групп Социал-национальной ассамблеи в соцсетях известно, что 22 июня бойцы ее отделения в Запорожье – в форме и со знаменами – приняли участие в праздновании Купалы на острове Хортица, проводимом языческим объединением "Русское православное коло" (неоязычники свободно прилагают к себе термин "православный", ибо так якобы называлась древнеславянская религия). На сайте и в аккаунтах этого языческого объединения идет сбор денег "на поддержку воинов-родноверов" в батальоне "Азов", причем эта часть именуется ими не иначе как "Перуновой ратью".

Девиз влившейся в "Азов" неонацистской группировки Misanthropic Division – "Убивать за Вотана" (нем. Toten fur Wotan). В поддержку батальона выступают и музыкальные группы неоязыческой ориентации: в прошедшем 13 июля в Харькове концерте для добровольцев "Восточное братство" принял участие целый ряд подобных коллективов, включая культовую для украинских неонацистов группу "Секира Перуна" (укр. "Сокира Перуна"). Некоторые из языческих групп в последние месяцы выпускают композиции в поддержку "Азова", украшенные символикой батальона (рунический символ "волчий крюк" на фоне "черного солнца") и изображением "черных человечков", как неформально именуют себя бойцы этой части в антитезу "зеленым человечкам", действовавшим в марте в Крыму в поддержку присоединения полуострова к России.

Праворадикалы из подобных группировок есть и в других батальонах на востоке Украины. Так, в батальоне "Айдар", действующем в Луганской области, целый взвод состоит из входящей в "Правый сектор" группировки "Белый молот". Символика этого возникшего в 2013 году в Киеве объединения апеллирует к неоязычеству, например, содержит изображение популярного среди поклонников скандинавской мифологии "молота Тора", увенчанного головой норманна в боевом шлеме. Уже на майдане в его ряды влились более мелкие неонацистские группировки, например отряд "Викинги". Опекает бойцов "Белого молота" руководитель языческой организации "Великий огонь" Геннадий Боценюк, который даже называет себя в интервью различным СМИ "духовником Правого сектора".

Партия Иисуса Христа на передовой

Как это ни удивительно, но плечом к плечу с этими радикальными неоязычниками воюют и ультрас из христианских группировок. Пятой ротой батальона значится "Сотня Иисуса Христа", насчитывающая около 60 человек (примерно четверть всего батальона), сформированная партией "Братство" Дмитрия Корчин ского. "Слава Иисусу Христу!" – такое приветствие звучит на смотрах роты, свидетельствуют побывавшие в расположении "Азова" журналисты.

Корчинский – самый известный и эксцентричный экспериментатор на националистическом поле Украины. Став de facto в 1991 году у руля партии "Украинская национальная ассамблея" (de jure он был лишь одним из полевых командиров ее военизированного крыла – Украинской национальной самообороны), уже в 1993 году он сменил ее идеологию на радикальный микс из пропаганды "Красных бригад", "Сендеро луминосо" и прочих левацких движений, так как классический "бандеровский" национализм казался ему слишком мирным и добропорядочным.

"Наша задача – превратить политическую ситуацию в военную, – призывал Корчинский. – Заговорщики и сектанты всегда боролись с государством с целью самим стать государством. Сегодня это противостояние составляет последний смысл истории". Однако его соратники по УНА-УНСО оказались не готовы к бесконечным радикальным переменам, и в 1997 году Корчинский покинул их, инициировав в 1999 году создание "Братства". Правда, зарегистрировал новую партию украинский Минюст только в августе 2005 года. "Мы живем в эпоху исламской революции, и мы знаем по прошлому опыту, что революции всегда побеждают, – презентовал в ноябре 2005 года идеологию своей партии Корчинский в интервью изданию Ukraine daily. – Наши дети будут ходить в мечети, если мы не поднимем революцию христианскую... Нам сейчас нужна православная "Хезболлах", православный джихад, нам нужно быть круче христианами, чем они мусульмане". В программных документах организация прямо уподоблялась ливанской "Партии Аллаха":

"Братство" – это партия Иисуса Христа".

В августе 2005 года Корчинский, лично руководивший боевиками УНА-УНСО, захватывавшими в начале 1990-х годов храмы для Киевского Патриархата, перешел в Московский Патриархат. По его словам, "сейчас наиболее правильно политически настроены епископы в Московском Патриархате, а в Киевском и во всех иных альтернативах сидят епископы, которые ориентированы на заигрывание и союз с прозападными силами". Легализация при ставшем президентом Викторе Ющенко в "мягком" варианте национализма антисистемщику Корчинскому ("Я неспособен реализоваться в нормальных условиях", – как-то признался он) была неприятна. Он разошелся с наследниками ОУН (вроде официального правопреемника этой организации – Конгресса украинских националистов), вошедшими к тому времени в ряды президентского блока "Наша Украина". С другой стороны, вождь "Братства" мог питать надежды на помощь Москвы в противостоянии с победившими оранжевыми. Вспомним, что 19 июля того же года он провел мастер-класс в лагере прокремлевского молодежного движения "Наши" на Селигере – на тему "противодействия уличным беспорядкам". В чем в чем, а в этом Корчинский знал толк – 18 июля 1995 года его бойцы дали полноценный бой киевскому "Беркуту " на Софийской площади в Киеве во время похорон главы Киевского Патриархата митрополита Владимира (Романюка). За его ценный опыт можно было простить бывшему вождю УНА-УНСО и отряд "Викинг" в Чечне в 1994-1995 годах, и штурм Киево-Печерской лавры 19 июня 1992 года.

Кроме того, "Братство" после победы первого майдана пережило резкий всплеск численности, умело привлекая в свои ряды борцов с оранжевыми, которым антимайданные партии не могли предложить каких-то вариантов уличной радикальной политики. Мощное отделение "Братства" появилось тогда в Донецкой области (как в областном центре, так и в иных населенных пунктах), менее многочисленное – в Луганске, а также в Харькове, Днепропетровске, Запорожье, Крыму, Николаеве, Одессе и т.д.

В ряде городов под этот бренд переходили ранее возникшие антимайданные организации – такие, например, как "Славянская гвардия" в Запорожье. В рядах партии, по данным "НГР ", состояло тогда по всей Украине не менее трехсот хорошо подготовленных, мотивированных и готовых к "прямому действию" активистов.

Впрочем, такой уровень "Братству " удержать надолго не удалось. В последующие годы оно численно "обвалилось" на порядок, удержав в своих рядах лишь актив в Киеве и еще ряде городов. Дело в том, что "тараканы в голове" у Корчинского остались прежними, что проецировалось на его религиозные взгляды. "Детки должны знать, что посох у доброго дедушки Мороза (он же святой Николай) для того, чтобы разбивать головы еретикам, – писал он в январе 2006 года на сайте своей партии. – Он... сидел во время гонений императора Диоклетиана на христиан. Тогда практически не было не сидевших и не претерпевших пыток епископов. Поэтому среди них встречалось много выдающихся людей. Достойно таскал колодки – достойно будешь носить панагию".

(Вспоминается его же сочинение "Война в толпе" (1998):

"Когда тебе скажут, "это философ", спроси, по какой статье он сидел? Когда скажут – "это поэт", спроси, где он воевал?") Явно ожидаемые им плюсы от сотрудничества с Московским Патриархатом быстро получить не удалось – и Корчинский начал искать новую Церковь, причем, что немаловажно, каноническую. Рассматривались разные варианты, вплоть до Антиохийского Патриархата, но все это было далеко, и в итоге в августе 2006 года Корчинский объявил о переходе партии под духовное руководство Русской Православной Церкви Заграницей (напомним, подписание Акта о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ состоится лишь 17 мая 2007 года). Как заявил он интернет-изданию "Высокий вал", это стало идеальным вариантом для преодоления разделения симпатий его партийцев между Киевским и Московским Патриархатами: "Мне надоело мирить наших братьев, и я сказал: вот есть "зарубежники", каноничнее не бывает". Тем более, по словам Корчинского, сам он с частью "братьев" является членом киевского прихода этой Церкви, который за неимением культового здания... базировался непосредственно в офисе "Братства".

"Членов "Братства" массово отправляли в одесскую семинарию РПЦЗ, чтобы они получили там богословское образование и далее стали священниками, – рассказал "НГР " источник в РПЦЗ. – Большинство из них, конечно, обучения не выдержали и сбежали или были отчислены, но несколько в итоге получили хиротонию". По его словам, из Киева в региональные отделения партии даже "спускали разнарядку " на посещение богослужений, и "братьям" приходилось искать хоть каких-то священников и просить их формально записаться в РПЦЗ. Конечно, возникавшие таким образом "приходы" имели мало общего с тем, что обычно подразумевают под церковными общинами. Это скорее был некий аналог авторитарной партии в формате религиозной секты.

Однако в мае 2007 года представлявший РПЦЗ в Украине митрополит Одесский и Таврический Агафангел (Пашковский) был запрещен в служении в связи с публичным оспариванием подписания Акта о каноническом общении с РПЦ, на что ответил созданием собственной версии РПЦЗ. "Братство" вместе с ним снова оказалось вне канонического по церковным понятиям мира.

УЛЬТРАС В СВОЕЙ СТИХИИ

А вот что касается войны – это подлинная стихия Корчинского. Вместе с несколькими своими старыми соратниками по УНСО, воевавшими с ним в Приднестровье, Абхазии и Чечне, он превратил свою малочисленную партию (ее численность в последние годы не поднималась выше 30 человек) в некий элитный боевой отряд, обученный как военному делу, так и рукопашному и ножевому бою. Свои боевые качества "братья" показали 12 апреля 2007 года, когда 30-40 членов националистических организаций (Молодежный националистический конгресс, "Украинская альтернатива", "Патриот Украины" и т.д.) попытались сорвать лекцию Корчинского в офисе "Братства". Всего три "братчика", используя ножи и прочие подручные средства, в течение нескольких минут выкинули провокаторов из помещения, нанеся пятерым из них тяжелые ранения. Что интересно, избит был в тот день в числе провокаторов и Владимир Шпара – один из нынешних ротных "Азова". Сейчас, правда, это никак не мешает их боевому содружеству с созданной Корчинским "Сотней Иисуса Христа", равно как и уже описанные выше симпатии социал-националистов к язычеству.

Их сближение логично произошло на основе общей мобилизации праворадикалов с началом Майдана, в котором они увидели предвестие давно ожидаемой "национальной революции". 1 декабря 2013 года, когда толпы ультраправых прорывались через кордоны внутренних войск к администрации президента Украины, там были и Корчинский, и идеолог социал националистов Олег Однороженко, а ряд штурмовиков даже щеголяли повязками с символикой партии Билецкого. Либеральная аудитория протеста вместе с системными националистами сразу же окрестила участников боев на Банковой "провокаторами", но и для Корчинского, и для социал-националистов это не впервой. В начавшейся стихии насилия они быстро нашли себя, оттеснив с передовой умеренные силы протеста. В ряды "Азова" и Социал-национальная ассамблея, и "Братство" мобилизовали и свой актив, и сторонников, появившихся у этих движений начиная с нулевых годов. Это и футбольные фанаты, и студенты, и участники вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве 90-х годов.

Командует "Сотней Иисуса Христа" батальона "Азов" 26-летний Дмитрий Линько, руководитель одесского отделения "Братства" . В организацию, по его словам, он вошел еще в 17 лет. В 2008 году он был одним из организаторов первого марша УПА в Одессе – вместе с представителями УНА-УНСО и вошедшей затем в Социал-национальную ассамблею ультраправой группировки "Слава и честь". После озвученных в 2009 году заявлений о скором начале революции Линько скрывался за рубежом и, как сообщил в июле с.г. интернет-изданию Vocativ, "помогал революциям в других странах: принимал участие в протестах в Москве, был в Каире в январе 2011 года (во время революции пирамид. – "НГР " )ив Стамбуле в мае-июне 2013 года, когда были протесты на площади Таксим". "В Стамбуле несколько дней я участвовал в боях против турецкой полиции", – добавляет он. Сегодня он и подобные ему национал-революционеры разных мастей надеются построить с автоматом в руках новую страну – по своим собственным идеологическим лекалам.

Добровольцы на Софийской площади в Киеве горячо поддержали своего вождя, скандируя: "В Вальхаллу! В Вальхаллу!" Члены "Братства" мечтают о христианской революции, аналогичной исламской в Иране.

Источник: Независимая газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама