Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир ЛЕГОЙДА рассказывает о том, зачем нужна исповедь: мы сами себя простить не можем только обмануть. А также вы узнаете, как вас может окрикнуть бабушка на территории Даниловского монастыря, если вы идете с руками за спину, и как это может повлиять на вашу жизнь. Владимир Легойда о том, зачем.
История первая. Злые бабушки
Много лет назад мои первые робкие шаги по территории Даниловского монастыря были сразу прерваны резким окриком проходившей мимо бабули: "Почему руки за спиной держите? Нельзя. Ходите тут, оскверняете..." Конечно, гораздо лучше было бы, если б она тихонько и с кроткой улыбкой сказала мне: "Сынок, в храме не принято стоять или ходить вот так..." Тогда во мне закипело "благородное негодование". Повод, конечно, понятен. Вот я, такой весь измучившийся и исстрадавшийся (а главное, весь такой умный, хороший и вообще молодец), решил наконец пойти в Церковь... И что в ответ?
Вместо хлеба-соли и условных красных дорожек под ноги холод непонимания, грубость и вообще, полное игнорирование моего благородного порыва!
Кажется, я ничего не ответил тогда "злой бабушке", но весь кипел, быстро выходя из монастыря... "Нет, и в Церкви все не так!" Прошло некоторое время, и, когда душе стало совсем невмоготу, я буквально приполз в храм и пошел на исповедь. Тогда мне уже было все равно, кто что говорит и как на меня смотрит. Так хотелось глотнуть свежего воздуха, что даже какие-то окрики либо не воспринимались вообще, либо как "так тебе и надо!".
Говорят, Церковь это больница, место для страдающих душой. Недаром перед исповедью священник говорит кающимся:
"Понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши" ("Ты пришел в больницу, да не уйдешь отсюда неисцеленным"). А что главное для больного? Получить действенное лекарство. Конечно, хорошо бы, чтобы весь обслуживающий персонал сочувствовал тебе и мило улыбался, раскрывая перед тобой двери. Наверное, это тоже помогает выздоровлению. Но в жизни так бывает не всегда.
И у гениального врача может быть скверное настроение, и уборщица может позволить себе поворчать в ваш адрес, когда вы не вытерли ноги и идете в грязных башмаках по полу, и даже улыбчивая красавица на ресепшене в дорогой клинике может сказать что-то такое, что вам не понравится. Но ведь от этого мы не откажемся от лекарства! Не к красавице же пришли, а к врачу. И не за вежливостью персонала, а за лекарством.
Я не считаю, что "злые старушки" это хорошо. Это плохо, и в идеале этого быть не должно. Но идущему в Церковь следует понимать, к кому и зачем он туда идет. К Христу.
За спасением. А иначе незачем в Церковь идти.
История вторая. Исповедь
Самая первая исповедь не стала для меня чем-то значимым. Так, к сожалению, бывает нередко. Я стоял в большом храме, вокруг было очень много народа, длинная очередь на исповедь... Естественно, я волновался.
Но мало-помалу собрался, что-то рассказал священнику, не сообщив при этом, что исповедуюсь впервые. Он мне что-то ответил.
Я отошел. Не очень понимая, что же со мной произошло и зачем все это было надо.
Где-то через год я оказался на стажировке в США. И там познакомился с общиной, основанной потомками русских эмигрантов.
Община хранила традиции, искоренявшиеся в России после революции. Эти традиции восходили к последним духовникам Оптиной пустыни, к людям, их окружавшим и любившим.
Некоторое время я просто общался с членами общины, разговаривал с их священником.
Я видел, что мои новые знакомые молятся, исповедуются, причащаются. Но при этом никто из них ни прихожане, ни священник не подталкивал меня, не советовал подойти к исповеди.
Однажды я сам решил это сделать. При этом, как порой полагают неофиты, я считал, что рассказывать священнику можно далеко не обо всем, потому что есть вещи, о которых и говорить-то стыдно. Переполненный комплексами и сомнениями, готовый только к такой вот "полуисповеди", я пошел к священнику. Рассказал ему о чем-то и замолчал. Священник тоже молчал какое-то время, а потом стал называть те мои грехи, говорить о которых я не собирался. Он называл их совершенно точно, хотя говорил очень деликатно, как бы вместо меня... Я заплакал.
Заплакал, быть может впервые ощутив всю тяжесть греха, которая человека может раздавить... И вдруг услышал, что рядом кто-то всхлипывает. Священник плакал вместе со мной.
Здесь, наверное, правильно было бы поставить точку, потому что невозможно передать словами то, что я тогда чувствовал. Скажу только, что после этого значение новозаветных слов "плачьте с плачущими" (Рим 12:15)
перестало быть для меня фигурой речи и метафорой.
История третья. Разбойник
В таинстве покаяния человек исповедует перед Богом, что осознает греховность своих поступков (а также слов и мыслей), что он ненавидит эти поступки и просит Бога, с учетом, так сказать, обстоятельств, не ставить знак равенства между ним, человеком, и его поступками. При условии такого обращения Господь всегда говорит человеку "да". Ведь почему православные христиане уверены, что они получают прощение? Именно потому, что Бог никогда не отождествляет человека с его поступком. Знак равенства между собой и своим грехом может поставить только сам человек точнее, тот, кто на самом деле не желает от греха отказаться.
Это очевидное для многих неочевидно.
Часто можно услышать: "Как ты можешь общаться с человеком, который то-то и то-то совершил?!" Мы сплошь и рядом не проводим этого растождествления и ставим на человеке крест, смешиваем человека и его поступок, увеличивая всеобщую взаимную неприязнь. Но Бог, в отличие от нас, так осуждающих ближних, всегда при условии упомянутого искреннего обращения человека и поступок разводит.
Вспомним первого человека, которому в евангельской истории были сказаны слова:
"ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23:43).
Евангельского разбойника, одного из распятых рядом с Христом. К этому эпизоду обращаются очень часто, но, вероятно, из-за этой частоты нередко перестают задумываться: а в чем, собственно, его смысл? Ведь речь идет о разбойнике, преступнике человеке, совершившем за свою жизнь огромное количество плохих, ужасных поступков, грехов. И, может быть, кроме вопля: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лк 23:42), ничего хорошего в жизни он не совершил. Почему же разбойник получает прощение? Наверное, потому, что он действительно покаялся отказался от своей греховной жизни, совершил "перемену ума", пытаясь хотя бы перед самой смертью порвать со своими поступками. Он не притворяется и не играет потому что на кресте нельзя ни притворяться, ни играть.
Он искренне ненавидит свои грехи, он не хочет быть таким, каким был раньше, иначе он не посмел бы обращаться к Христу с просьбой вспомнить его. Таким и должно быть покаяние, приносимое нами Богу в таинстве.
Конечно, то, что более-менее понятно на бумаге, не так легко воплотить в жизни. Тем более что очень просто попасться в ловушку:
человек легко растождествляет себя и свой поступок, не испытывая при этом никакой ненависти к совершенному греху. То есть мы попросту вроде бы прощаем себя. Но сами.
Без покаяния. А исповедь нужна, потому что на самом деле мы сами себя простить не можем только обмануть.
Источник: Русский пионер