ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

За "измами" – страсть. О новой книге Александра Щипкова

Дмитрий Бабич :: 28 декабря 2014

У книги Александра Щипкова "Традиционализм, либерализм и неонацизм в пространстве актуальной политики", может быть, не самое удачное, чересчур академическое название с изобилием "измов". Дело в том, что читатель будет иметь дело не с учебником и даже не с сухим изложением политических программ или политологических определений. Книга Щипкова – это прежде всего очень страстное и страшное, но неумолимое в своей точности объяснение самого пугающего явления нашей сегодняшней жизни, а именно – агрессивности западных стран, до последнего времени имевших в России почти не запятнанную репутацию. И, что сегодня особенно редко, эта же книга содержит предложения о выходе из кризиса – она предлагает пути развития на основе нового "традиционализма", совмещающего в себе христианскую традицию и лучшие элементы так пока и не случившегося у нас демократического социализма.

Как так могло получиться?

Но сначала – об объяснении ужасов. Книга Щипкова объясняет, как так могло получиться, что почитаемые всем миром вершинами цивилизации страны – США, Великобритания, Франция и другие члены ЕС, – вдруг оказались в одной лодке с самыми мракобесными силами в самых жестоких сегодняшних войнах. Ну, как так могло получиться, что США и ЕС вместе с "Аль-Каидой" и другими суннитскими экстремистами несколько лет ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ воевали против пусть несовершенного, но все же светского и не нападавшего на своих соседей режима Башара Асада в Сирии? Как так получается, что давно уже в десятки раз превзошедший по жестокости любые криминальные практики времен Януковича, убивший не менее 4 тысяч человек националистический режим Петра Порошенко в Киеве не слышит ни слова критики в свой адрес со стороны западных политиков? Почему против использования авиации и артиллерии при осаде Донецка и Луганска, против отключения зарплат и пенсий миллионам дончан не выступают западные президенты и правозащитники? Ведь эти люди еще год назад были готовы обложить Украину санкциями и поместить страну в политическую изоляцию из-за судьбы ОДНОГО человека – угодившей тогда за решетку экс-премьерши Юлии Тимошенко?

Ответ Щипкова на эти вопросы не укладывается в рамки современной "политкорректной" картины мира, но он логичен и подкреплен фактами. Вкратце он звучит так: никакого противоречия в действиях Запада нет, поскольку на самом деле за современным западным "либерализмом" скрывается все та же жажда обогащения и власти, все та же жестокость "европоцентричного" Запада по отношению к колониальной периферии, которая двигала всеми потом проклятым Гитлером. Просто Гитлер оказался неудачником – он побежал "впереди паровоза", да еще и рассорился с центром мировой либерально-капиталистической метрополии – США и Англией. Нынешние "либеральные" гегемонисты такой ошибки не совершают – они все время говорят о необходимости говорить с Россией (Сирией, Ираном и т.д.) единым голосом. И они действительно им говорят. То факт, что в голосе этом звучат и нотки, скажем, украинского нацизма а-ля Олег Тягнибок, – этот факт сегодняшних "либеральных" мыслителей и политиков не смущает.

Нацизм как колониализм внутри Европы

"Совершенно очевидно, что так называемый германский тоталитаризм, – это всего лишь классический западный колониальный расизм, – пишет Александр Щипков. – Правда, несколько задержавшийся (по причине раздробленности германских земель) и потому опоздавший к разделу колоний. Именно по причине этого исторического опоздания Гитлер был вынужден перенести колониальные практики с окраин мира (где они воспринимались как нечто естественное) внутрь Европы, где те же самые методы вызывали шок".

Книгу Щипкова лучше всего читать людям, уже имеющим определенные знания о реальных практиках тех режимов, о которых он ведет речь. Еще лет двадцать назад я поставил бы рядом с вышеприведенной цитатой большой знак вопроса. Но сегодня, ознакомившись с немецкими подлинниками писаний и высказываний Гитлера о "России как немецкой Индии" (где неариизированные славяне должны были стать низшей кастой), я смотрю на эти строки другими глазами. А еще лучшей иллюстрацией к вышеприведенной цитате был бы маленький стенд в современном польском Музее варшавского восстания 1944 года. На этом стенде – фотографии с варшавскими трамваями времен немецкой оккупации, где рядом с набитым общим салоном имеется пустой отсек с надписью: "Места только для немцев". На полках варшавских лавочек – пачки масла с теми же словами: "Только для немцев". Поляки вспыхивали от возмущения, но чего еще они хотели от режима, который в Европе всего лишь повторял практики, скажем, белых завоевателей Северной Америки? Для США надписи типа "только для белых" или "только для лиц нееврейской национальности" вплоть до конца 1960-х были вполне обычным явлением у входа в кафе и "салуны"...

Против теории "тоталитаризмов"

В своей книге Щипков убивает одну из главных священных коров современного западного "нацизмоведения" – постулат об "идентичности двух тоталитаризмов" (советского и германского). В свое время этот постулат, впервые высказанный еще социал-демократами до второй мировой войны, а потом "канонизированный" западными общественными науками с подачи Ханны Арендт, с трудом пробивал себе путь к читателям в Советском Союзе. А потому и был легко и некритически принят на веру многими в сегодняшней России.

"Если не рассматривать понятие "фашизм" в узком значении (режим Муссолини), то это идея неполноценности той или иной группы, в отношении которой "закон не писан", – формулирует Александр Щипков. – "Неполноценность" может иметь разные маркеры: национальный, культурный (для оправдания колониальной экспансии), цивилизационный. Этот комплекс превосходства выступает обоснованием биологического и социального неравенства людей... В любом случае фашизм направлен против той части идентичности, которую человек не может в себе изменить. То есть человеку не оставляют выбора. При обычном авторитарном (тоталитарном?) режиме выбор есть: или скорректировать свои взгляды в публичном пространстве, или стать жертвой режима. Отличие фашизма в том, что он не оставляет человеку даже этого "или". Именно поэтому отождествление коммунизма при всех его недостатках и преступлениях с фашизмом – грубейшая ошибка".

Западные предтечи

Что ж, Щипков тут не одинок: и многие западные исследователи еще много лет назад пришли к выводу, что наличие внешнего сходства (бодряческие песни, шагистика, культ государственного коллективизма и т.д.) не должно вводить в заблуждение о тождественности сталинского и гитлеровского режимов.

Вот, например, строки из статьи американского историка Эрика Гольдхагена, написанной еще в 1960-е годы, когда теория Ханны Арендт только пробивала себе дорогу:

"При некотором внешнем сходстве суть коммунистического и нацистского режимов была принципиально разной. В случае еще хоть недолгого господства нацистов над Европой лицо Старого Света изменилось бы до неузнаваемости и над входом в это царство страха можно было повесить надпись "Оставь надежду всяк сюда входящий". В случае же с Советским Союзом даже в самые мрачные годы сохранялась надежда на способность режима изменить себя. В великом движении Просвещения большевизм был как бы ересью – отвергая некоторые важные элементы Просвещения, он сохранял веру в науку, искусство, в знание. Нацизм же был апостасией Просвещения – тотальным вероотступничеством от всего, что создало и во что верило человечество с самых темных варварских времен".

"Ватники" как новые евреи

В чем-то повторяя аргументы Гольдхагена, Щипков, однако, идет дальше – и в поиске корней нацизма, и в поисках его современных продолжателей. Щипков отмечает, например, что нацизм вовсе не был 13-летним сиротой посреди двадцатого века – фашизм как идея "неполноценности некоторых групп" старше коммунизма (вспомним расистские методы эксплуатации черной Африки), а потому называть его "реакцией на 1917 год" значит ставить телегу впереди лошади. И вовсе он не умер в 1945 году – сегодня на Украине неполноценной группой считают даже не этнос, а саму советскую идентичность: на востоке страны объявлена война "ватникам", которые "ходят в трениках, пьют водку и смотрят программу "Время" (так определял врагов нового режима его пламенный публицист Виталий Портников). Впрочем, в сознании украинских националистически настроенных инфантилов "ватник" – это скорее всего русский, так же как в сознании их предшественников в сороковые "палаческий большевизм" воплощался прежде всего в евреях.

Не был фашизм, как доказывает Щипков, и вовсе чужд столь прославляемой теперь экономической целесообразности и эффективности. Вслед за левым философом Борисом Кагарлицким, Щипков отмечает бесчеловечную, но отнюдь не выдуманную экономическую рациональность нацизма. Как рыночная конкуренция отбраковывает лишние предприятия, так фашизм отбраковывал людей и целые народы (по Щипкову, "фашизм – это либерализм, уже не прикрывающийся правом и доводящий свой основной принцип, принцип тотальной конкуренции, до логического конца"). Впрочем, и право теперь – ненадежная защита от "выбраковки", поскольку, как отмечает Щипков, "право не предшествует политике, а постфактум оформляет реальный расклад сил и конфигурацию власти". Лучше не скажешь...

Не верите? А как, с правовой точки зрения, объяснить откровенное вмешательство США и ЕС во внутренние дела Сирии (с поддержкой действующих там повстанцев) – при истерических требованиях уберечь от такого вмешательства союзный им украинский режим Петра Порошенко? (А ведь тот же суверенитет Украины при режиме Януковича США и ЕС, напротив, ни в грош не ставили, откровенно участвуя в Майдане, который глава центра Stratfor Джорджа Фридмана.)

Вывод как предупреждение

Страшен ли вывод Щипкова о том, что современный "либеральный" фашизм, вроде бы весь устремленный к прогрессу и будущему, заставляет работать на себя самые мрачные, самые реакционные "мифокострукции" (Щипков приводит мрачный исламизм атиасадовских "фронтов" в Сирии и бандеровскую идеологию на Украине)? Да, очень страшен. Но такова уж наша судьба – и мы должны смотреть ей в лицо. В свое время мы уже испытали крайние формы двух из трех идеологий, бросивших вызов христианству еще на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, – коммунизма (явившегося нам в форме сталинского режима) и национализма (напавшего на нас в форме режима нацистского). Теперь, как видно, придется испытать и крайнюю форму либерализма – третьего и до последнего времени якобы самого тихого сына начавшейся еще при рождении Гитлера и Сталина безбожной эпохи. Впрочем, теперь у нас есть опыт и предупреждение. А предупрежден – значит, вооружен.

Книгу Александра Щипкова "Традиционализм, либерализм и неонацизм в пространстве актуальной политики" вы можете найти в магазинах "Москва" и "Фаланстер". В Петербурге обращайтесь в из-во "Алетейя" по тел. +7-921-9519899

Источник: Русская idea

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама