ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Культура как средство исправления нравов: Мнения священнослужителей

21 июня 2015

Институт наследия им. Д.С. Лихачева предлагает оценивать эффективность культурной политики по воздействию проводимых мероприятий на общественную нравственность. Само же это влияние предлагается измерять через социологические опросы и статистику преступлений, разводов, абортов, самоубийств и т.п. Соответствующий документ ("Предложения по созданию федеральной информационно-аналитической системы мониторинга реализации государственной культурной политики") является приложением к "Стратегии государственной культурной политики" и находится на согласовании в правительстве РФ, сообщает газета "Известия".

В частности, во время и по итогам культурных мероприятий (фестивалей, выставок, спектаклей и других проектов) предлагается выявлять знания аудитории о традиционных ценностях (добро и справедливость, брак и семья, любовь к Родине, ценность образования и труда). Кроме того, планируется оценивать уровень освоения и восприятия россиянами образов классического искусства, традиционной народной культуры и отечественной истории. Таким образом, по мнению представителей Института наследия, государство получит возможность узнать реальную эффективность культурных мероприятий, а также оценить их влияние на мировоззрение посетителей. "Долгие годы сфера культуры воспринималась как черная дыра, поглощающая государственные средства – на реставрацию памятников, на содержание музеев и театров, на фестивали, гастроли и т.д. Деньги тратились, тратились – и невозможно было понять, насколько эффективно, – считает руководитель Института наследия Арсений Миронов. – Мы предлагаем ясный ответ на вопрос, зачем государству финансировать культуру. Оно будет выступать не в роли мецената, но в роли инвестора. И как любой инвестор, оно должно добиваться прибыли от вложения своих средств. Разумеется, что в сфере культуры государство нацелено не на денежную прибыль, а на прибыль общенационального человеческого капитала".

"В идеале мероприятия должны решать конкретную проблему в регионе, будь то наркомания, межнациональная напряженность или подростковая преступность, – пояснил глава НИИ культурного наследия.

По мнению ученых из Института наследия, показатели, которыми Минкульт оперирует сегодня (число проведенных мероприятий, количество посетителей, сумма потраченных средств и т.п.) не могут адекватно оценить эффективность творческих проектов и мероприятий в сфере искусства. Они полагают, что культурная политика России должна работать на здоровый образ жизни, крепкие семьи, снижение преступности и самоубийств.

Напомним, ранее депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов направил обращение в Министерство культуры РФ с предложением разработать "Концепцию по защите отечественного информационного пространства". Он предложил маркировать произведения, которые соответствуют традиционным ценностям. "Мы не должны оперировать вечными запретительными мерами. В конце концов, мы не сможем изымать из Сети тысячи произведений, книг, фильмов, – пишет депутат. – Но мы можем и должны присваивать всему этому контенту некий знак качества". Некоторый аналог предложенной маркировки существует, например, в США – но там это дело общественных организаций, которые оценивают соответствие нашумевших новинок (фильмов, сериалов, книг-бестселлеров) христианской морали и критериям патриотизма и публикуют свои списки и рейтинги. Соответственно, и оценками этими интересуются только те, кто разделяет ценностные установки соответствующей организации.

Как вы относитесь к идее оценивать культурную политику по нравственному состоянию общества? "Возможно ли измерить воздействие культуры на нравственность? Имеет ли смысл маркировать "нравственно полноценные" произведения?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:

Чтобы оценивать и маркировать, нужны совершенно четкие критерии и строгая методика. Нужна четкая градация: что считать нравственным, а что нет, что культурным, а что бескультурным или даже антикультурным.

Настало время трезво взглянуть на состояние нашего общества, и этот трезвый взгляд привел к испугу, даже панике. Хочется быстрым набором мероприятий исправить происходящее, разработать меры контроля и еще какие-нибудь манипуляции. Но у нас в стране своеобразная ситуация, не такая как на Западе. Там есть некоторый консенсус между большинством народа и правящей элитой. В США, например, приняты одинаковые идеалы для большинства – идеалы успешности, конкурентоспособности, богатства.

Но в некоторых странах – в том числе и в России – эти идеалы не работают, потому что народы России выстраивают свою жизнь на идеалах традиционных религий. Большинство у нас все-таки выросло и впитало в себя идеалы православия и соответствующие ценности. Вот и возникает проблема, почему до сих пор не провозглашены и не поставлены в основу государственной политики именно ценности народов России. И первым нашим шагом должны стать не те или иные мероприятия, а провозглашение правящей элитой наших основных ценностей. Пусть это будет не явно и не быстро, но чтобы начинало работать.

У нас, например, проблема с образованием. Можем ли мы иметь возможность обучать детей нашей традиционной религиозной культуре? А то нам по-прежнему говорят, что Церковь отделена от государства, у учеников другие интересы. Но ведь без систематического вовлечения детей в сферу родной цивилизационной культуры никакие мероприятия не дадут достаточного эффекта. Так что дело не в мероприятиях, а в систематической работе.

У нас, например, в вузах вообще нет никакого информирования о текущих международных делах. Молодежь получает информацию из тех источников, которые им подчас случайно попадаются на глаза. А потом наши студентки бегут в ИГИЛ. Это значит, с ними не говорили вообще на тему традиционных ценностей и мировой опасности. Раньше была четко поставленная работа с молодежью: мы обсуждали, спорили, возражали, но понимали, о чем речь. А сейчас большинство студентов не смотрит телевизор, а в интернете они в свободном поиске без компаса.

Так что надо снимать розовые очки и не надеяться на рейтинги или опросы. Надо предпринимать серьезные, масштабные меры по исправлению ситуации, и сделать это можно только на основе традиционных ценностей и при участии Церкви и других традиционных конфессий.

Протоиерей Михаил ДУДКО, главный редактор газеты "Православная Москва":

Конечно, критерии эффективности любой работы, в том числе, проводимых культурных мероприятий, направленных на то, чтобы уровень нравственности и приверженности традиционным ценностям в обществе рос, а не уменьшался, нужны. Однако мне сложно представить, как именно будут оценивать результативность каждого мероприятия. Ценности воспитываются годами, а то и десятилетиями, и за считанные часы или дни, прошедшие от мероприятия до социологического опроса, вряд ли что-нибудь кардинально изменится. Понятно, что социология – наука тонкая: возможно, у нее и найдется способ объективно оценить уровень воздействия тех или иных мероприятий на общественное сознание, – но все-таки мне кажется, это "долгоиграющее" воздействие. Результаты могут появиться значительно позже – после того, как все социологические опросы уже пройдут.

А при маркировке произведений искусства так называемым "нравственным знаком качества" важно выявить критерий, по которым этот знак качества будут присваивать. Например, когда у меня были маленькие дети, я следил, чтобы не попасть на фильм "До 16". Естественно, это важно для родителей. В случае введения дополнительных критериев важно, чтобы они были полезными для семей, которые ходят в кино, или людей, которые читают новые книги, смотрят новые фильмы, ходят на спектакли. Если эти дополнительные критерии добавят к уже существующим, – возможно, это и будет кому-нибудь полезно.

Протоиерей Алексий НОВИЧКОВ, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:

Предложенные способы анализа состояния нашего общества, безусловно, важны. Они, если будут реализованы, могут поменять систему управления и оценки качества работы наших чиновников, "взломать" систему власти в стране: за этими оценками стоит вполне понятная цель общества, государства, она уже четко прослеживается.

Анализ – это, безусловно, функция управления. Что до этого его по предложенным критериям не производили, свидетельствует об одном из двух: либо нами управляют некомпетентные люди, которые неумело, некачественно выполняют свою работу, либо у них есть задачи, которые, узнай мы о них, окажутся для нас ударом – они реализуют замысел по уничтожению народа и разрушению страны.

Если эти критерии будут учтены, и на их основе начнут производиться анализы, делаться выводы – это станет шагом вперед. Сейчас у нашей страны, у нашего народа есть два главных критерия, на которые нужно обращать пристальное внимание. Первый – количество абортов в стране, второй – количество разводов, произошедших через определенное время после заключения брака (например, через год или три года). Есть и другие показатели, которые необходимо отслеживать, чтобы можно было судить об эффективности работы многих служб, в том числе, в таких важных областях, как культура и СМИ. Так вот: как я уже сказал, если эти критерии будут приняты, мы сделаем шаг вперед. Однако подозреваю, что мы натолкнемся на очередное противодействие, так как станет очевидна потребность изменить систему управления в стране.

Священник Филипп ИЛЬЯШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент:

Эта проблема отражает кризисное состояние в сфере культуры нашей страны, возникшее по вполне понятным причинам: десятилетия лицемерия и лжи советского периода, безвременье 90-х, когда не могли появляться качественные произведения искусства. Неудивительно, что взамен рухнувшей лицемерной идеологии образовалась пустота, которая начала заполняться всем, чем угодно – кроме новой государственной идеи. Поэтому сегодня возникает вопрос: "А что делать?". То, что мы читаем, видим, слышим, – ниже пояса, ниже плинтуса – да ниже чего угодно. Это безобразно и пробуждает самые низменные человеческие наклонности.

Мне кажется, не нужны особые усилия, специалисты и методы, чтобы признать: страна, в которой вымирает население, находится в крайне неблагополучном нравственном состоянии.

Идея создания какого-то "измерителя" нравственного состояния общества, какой-то коллегии, которая будет уполномочена решать эти вопросы, мне кажется смешной – изобрести такой прибор нельзя, а плодить чиновничью братию вдобавок к уже существующей в условиях кризиса недопустимо. Нравственность хорошо видна по разнице между заключенными и распавшимися браками, по рождаемости. Там, где общество нравственно здорово, семьи не распадаются, и рождаются дети. Первый показатель нравственного кризиса проявляется в семейной сфере: семьи не создаются или создаются, но распадаются, дети рождаются вне брака.

Проверять нравственное влияние произведений искусства бессмысленно. А что нужно делать – социально защищать и материально поддерживать традиционные семейные ценности вплоть до внесения изменений в Основной закон страны определения того, что такое семья. С учетом происходящих в мире событий, когда семьей может быть признано что угодно, а количество полов определено не как два, а как полтора-два десятка, это необходимо. Нужно пропагандировать семейные ценности, и, как я уже сказал, поддерживать семьи. Если в нашей стране люди будут знать, что многодетной семье никогда не придется ютиться вшестером в маленькой квартирке, государство ей поможет, они поймут: многодетная семья – это хорошо. А иначе кто решится ее создать?

Священник Димитрий ЛИН, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах:

Мне не нравится стремление все выстраивать по ранжиру, всему давать оценку. Пытаясь изобрести "прибор измерения нравственности", можно попасть в ложную ситуацию. Сразу возникает вопрос: "А судьи кто?"

Конечно, у Православной Церкви есть ясное представление о том, что нравственно – это закон Божий. Но если Церковь будет выступать в качестве судьи, она навлечет на себя много нареканий, и зачастую они будут справедливы. О многих произведениях искусства священнослужители, да и вообще церковные люди расходятся во мнениях: объективную шкалу оценок придумать и приложить очень сложно, если не невозможно. Зато вполне возможно обозначить границы, указать, что такие-то произведения выходят за рамки нравственности или вовсе недопустимы для публичного показа.

Иными словами, идея нравственной цензуры мне кажется здравой, а предложение измерять любое произведение по какой-то шкале, весьма и весьма субъективной, – сомнительным.

Да, оценивать произведение культуры с точки зрения нравственных посылов, которые в нем заключены, правильно, но если мы хотим это делать не путем публичной полемики, не в публицистических статьях, а с помощью какого-то специализированного государственного органа, это обернется произволом: есть люди, которые более консервативны, а другие шире смотрят на творчество. Полемика при оценке тех или иных произведений бывает даже среди людей православных. А зачем нам раздоры в обществе и в церковной среде?

Священник Петр КОЛОМЕЙЦЕВ, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета:

Мне кажется, судить об эффективности культурной политики по нравственному состоянию общества трудно. Условно говоря, потребители произведений искусств – представители одного слоя общества, а статистику преступлений, разводов, абортов, самоубийств регистрируют в другом, которому эти произведения не интересны, они с ними не знакомы. Поэтому я плохо представляю себе, как можно отследить воздействие культуры на нравственное состояние общества.

На мой взгляд, единственная форма контроля – контент-анализ (отслеживание содержания). Понятно, что произведение без художественных достоинств может вызывать отторжение у зрителя, читателя, слушателя. Поэтому мне кажется, все-таки проще будет оценивать художественное достоинство произведения путем анализа. И обеспечивать доступ потребителя к качественной продукции, помогая ей занять нишу. А уж повлияет ли она на нравственность в обществе – вопрос другой. В любом случае, поддержку в ее продвижении оказывать необходимо. Низкопробная продукция сама найдет себе выход на рынок, а вот продукцию высокохудожественную и высоконравственную продвигать нужно, пока она сама не отыщет путь к зрителю, читателю, слушателю.

Иерей Вячеслав КОЧКИН, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки:

Ученые хотят научными методами измерить духовную составляющую, которая, казалось бы, неизмерима. Дело хорошее, но сначала надо выяснить, как именно духовное влияет на нашу повседневную жизнь и отражается в вышеперечисленных пороках.

Стоит задуматься и о количестве проводимых культурных мероприятий. Порой мы доходим до абсурда – чуть ли не каждый день у нас какой-то праздник. Я сотрудничаю с районным отделом культуры и вижу, что люди уже замучены бесконечными планами всевозможных праздников и торжеств, которые нужно организовывать. Иногда для этого даже не хватает сотрудников. Почему бы не оставить лишь значимые мероприятия?

Действительно, культура должна не только развлекать человека, но и развивать его, показывать ему правильное направлении. Поэтому я надеюсь, что предложение ученых будет оценено по достоинству. Вопрос только в сроках – разрушить что-то можно быстро, а воспитание, возвращение к семейным ценностям – процесс длительный.

Когда же речь заходит о маркировке произведений, у меня возникает вопрос: "А судьи кто?" Кто будет определять "нравственную полноценность" произведений? Вот ввели у нас возрастные цензы, и чего мы добились? Порой фильм маркирован значком "12 +", а содержание его фривольное.

Если мы пытаемся привить традиционные семейные ценности, нужно в первую очередь убрать на официальных каналах пропаганду внебрачных связей – сейчас она есть в любом телесериале. А музыкальные клипы? Они попросту растлевают нашу молодежь! Порой страшно включать телевизор. Изменения необходимы, но это также сложный и длительный процесс, заниматься этим необходимо, но постепенно.

Иерей Иван ВОРОБЬЕВ, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы:

Идея вполне здравая. У нас культуру оторвали от нравственности. Поэтому было бы хорошо выработать критерии, по которым можно оценить нравственный уровень общества. Но как это сделать?

Тут не обойтись без отсылки к православной вере. Очевидно, что наша великая русская культура несет в себе очень большой воспитательный заряд. Это то, что может и должно воспитывать наше общество. Жалко, что до сегодняшнего момента толком этого не происходило, потому что демократия воспринималась как вседозволенность. Хотя если демократию так воспринимать, то лучше вообще никакой демократии – ни в политике, ни в культуре, ни в СМИ.

А с маркировкой произведений непонятно, кто это будет делать и насколько это будет авторитетно. В принципе неплохо было примерно так же, как сейчас ставят возрастную маркировку, оценивать книги и фильмы, чтобы люди, которые не хотят читать и смотреть всякую грязь, могли бы сразу не подходить к книжным полкам, увидев определенную отметку. Главное, чтобы это не вызвало отторжение у народа.

Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:

Идея в целом понятна и благотворна. Поскольку государство не отстраняет себя от культуры и проводит определенную культурную политику, – естественно, надо изучать воздействие тех или иных мероприятий на нравственность общества. Сомнения могут быть тут только у тех, кто считает, что все должно идти самотеком по закону рынка и государству незачем об этом волноваться, пусть только дает деньги. Вот эта политика была хорошо видна в истории с "Тангейзером", где государственный театр подпал под критику своего начальства – Министерства культуры, и эта критика была встречена бурным негодованием у некоторой публики, которая требует у государства денег, но отказывает в праве контролировать, на что эти деньги расходуются.

Но как отследить причинно-следственные связи между культурными мероприятиями и числом самоубийств и абортов? Тысячи факторов воздействуют на состояние общества. Пытаться связать ту или иную театральную постановку с социологическими данными – мягко выражаясь, неразумно. Это попросту невозможно.

Средства исследования должны быть более глубокими. Опираться нужно на наше уже существующее культурное наследие. У нас в России есть Академия наук, писатели, представители традиционных религиозных конфессий – на них следует опереться в оценке соответствующих явлений культуры, искусства.

А рейтинги никому не нужны, если они составляются впустую. Если в нашей стране государство озабочено повышением уровня нравственности, решения, что следует финансировать, а что нет, надо принимать безо всяких рейтингов, просто в согласии и во взаимодействии с силами общественности. В США эти рейтинги есть, но абсолютно никому не нужны, хотя каждая организация вольна делать любые оценки.

Нам нужно одно министерство – Министерство культуры, ассоциация общественных сил и соответствующие выводы по поводу финансирования. А то охотников до государственных денег много, и они должны знать: хочешь стоять на голове или рисовать на потолке квадратные круги – прекрасно, только государство финансировать это не будет.

Исмаил-хаджи БЕРДИЕВ, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа:

Уверен, что инициатива выдвинута из хороших побуждений, но пользы от нее будет мало. Как оценивать нравственность по количеству использованных государственных средств?

Мне кажется, надо создать специальную комиссию, которая будет отслеживать, кто и как работает в области культуры на государственные средства. У нас все говорят, что цензура не нужна, но должны быть люди, которые укажут обществу, что представляет действительно ценность, а что нет. Грубо говоря, какую передачу или фильм стоит смотреть, а какую нет. И члены этой комиссии должны быть достойными и уважаемыми людьми, чтобы их мнению доверял народ. В составе комиссии обязательно должны быть религиозные люди. Ведь религия хранит вечные ценности.

А еще рейтинги составлять может быть и опасно. Кто-то посмотрит, что по рейтингу не стоит смотреть или читать, и пойдет назло купит эту нерекомендованную книгу. Я думаю, если какое-то произведение оценили плохо, то его вообще надо изымать из общего доступа, чтобы никто не видел и не слышал.

Ришат-хазрат ДАВЫДОВ, Имам Тульской области:

Маркировать произведения нет смысла, потому что невозможно четко определить критерии. И соцопросы как инструмент оценки чего бы то ни было не годятся: это же поверхностное изучение мнений, точности никакой.

Если на развитие культуры в стране выделяют огромные деньги, а результат за столько лет до сих пор не заметен, надо тщательно проверить, куда пошли эти деньги, и впредь тщательно их контролировать. Все должно быть подотчетно.

Чтобы росла нравственность в обществе, нужен четкий контроль над мероприятиями. Заранее должно быть известно – какая программа, какой спектакль, кино. Чтобы не возникало конфузов, как с "Тагейзером". А то выделят большие средства, а мероприятие окажется бессмысленным с пустой тратой денег.

Фатых-хазрат ГАРИФУЛЛИН, муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России:

Я бы предложил создать авторитетный комитет по цензуре. Название может быть иным, но суть одна: надо фильтровать книги, фильмы, и заслуживающее внимания рекомендовать другим. В этот комитет должны входить известные филологи, философы, духовные лица, представители прокуратуры.

Если такой авторитетный комитет будет создан, он уж сумеет разобраться, где белое, а где черное.

Сегодня и так понятно, что спортивные мероприятия полезны, а массовые концерты с артистами, например, это бездумное мероприятие. И вообще надо пересмотреть все празднования, потому что сегодня все праздники сводятся к бутылке и стакану. Этот стереотип надо изживать.

Семен ЛИВШИЦ, председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":

Я считаю, это будет насилием над личностью. Оценить, как воздействуют на нравственность те или иные мероприятия или произведения, невозможно. Любая оценка будет субъективной.

Кому-то может показаться, что абстрактное искусство – чепуха по сравнению, например, с классицизмом. Кто-то сочтет какое-то произведение нравственным, а кто-то нет. А если за то, что оно безнравственно, выскажется большинство, его что, запрещать? Не вернемся ли мы во времена хрущевской оттепели, когда Никита Сергеевич жестко раскритиковал произведения художников-авангардистов, после чего многие представители творческой интеллигенции были вынуждены покинуть страну? Сейчас это, видимо, хотят повторить, но уже прикрываясь специалистами-учеными в области культуры. Мне это кажется возвратом к тому прошлому, от которого мы стремимся как можно дальше уйти.

Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:

Культурная политика государства должна заключаться в том, чтобы культура была доступной людям. Например, почему бы в нынешний Год книги не организовать передвижные открытые читальни на колесах? В наших библиотеках всегда тихо и безлюдно – вот и надо предложить им такой открытый формат. А книги сегодня дорогие, не каждый может себе позволить приобрести хорошую библиотеку для дома.

А маркировать книги или фильмы для кого? Для самих писателей или режиссеров, что ли? Не думаю, что люди будут обращать внимание на это. Вот в библиотеке хорошо видно: если книга замусолена – надо брать. А в магазине люди не смотрят на маркировки.

Проследить воздействие культуры на нравственность – непростая задача, и по времени не скорое дело. Как можно проследить? По увеличению рождаемости или смертности? Это глупо.

Источник: Regions.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /