Женщины во власти давно стали привычным явлением современной России. Между тем мало кто вспоминает первую женщину, прошедшую тяжелый и ответственный путь и встала на высшую ступень управления в нашей истории. В пресс-центре "Парламентской газеты" вспоминали пример святой княгини Ольги женщины, не только сосредоточившей в своих руках власть, но и ставшей первой правительницей-христианкой на языческой тогда еще Руси.
Покровительница старчества История ее жизни до поездки в Византию многих заставляет содрогнуться. Счастливая княжна неожиданно теряет мужа могучего князя Игоря, убитого мятежными древлянами. Им княгиня, которая встала на престол из-за малолетства сына Святослава, жестоко отомстит смерть их посланников, которых Ольга пригласит к себе в Киев, будто бы забыв о смерти мужа, будет мучительной и страшной. На этом княгиня не остановится города древлян позже будут сожжены. Но именно это хитрая и коварная женщина впоследствии станет любима своим народом, о котором, как свидетельствует летопись, она искренне заботилась, помогая нуждающимся и защищая обижаемых.
Но главное свое деяние в истории она исполнит позже, когда приедет в Византию именно здесь она примет христианство, причем крестить ее будет сам царь Константин Великий. Недаром святая княгиня Ольга величается еще и как равноапостольная подобно первым апостолам, она понесет огонек своей веры и сделает так, чтобы он спустя десятилетия согрел сердце ее внука Крестителя Руси святого князя Владимира.
Сегодня мало вспоминают и задумываются о том, как тяжело Ольге было хранить личное христианство. Ведь ее сын, князь Святослав, повзрослев и взойдя на престол, возглавил языческую "оппозицию" во власти. Сейчас можно только представить, как его матери нелегко было хранить приверженность той вере, которая спустя и тысячу лет в наши дни определяет самосознание русского народа: одно дело противостоять врагам, другое любимому сыну. Потому княгиню Ольгу некоторые считают покровительницей "сокровенного" православия, которое хранят и воспитывают в далеких "пустыньках" и уединенных скитах духовные авторитеты христианского Востока старцы.
Есть и еще один интересный для современности нюанс Ольга крестилась в Константинополе вместе со служанкой-древлянкой Малушей, которую таким образом сделала своей духовной сестрой. Удивительный для того, да и для нашего времени пример умаления собственного высокого статуса где служанка, а где княгиня?.. Однако они стали сестрами. А дальше случится невероятное Малуша станет женой князя-язычника Святослава, и матерью святого князя Владимира! Об этом факте, который нередко ускользает от внимания, напомнил декан факультета психологии Российского православного университета, священник Петр (Коломейцев). "Христианство как в личной жизни княгини Ольги и ее внука князя Владимира, так и в жизни всей страны сродни прозрению: это обретение тех нравственных идеалов, которые убедили мир называть Россию православной державой", считает он.
Новая генерация родителей Говоря о святой Ольге, нельзя обойти тему воспитания и передачи духовно-нравственных традиций. Их хранителями в семье во все времена являлись бабушки и дедушки так случилось и при княгине Ольге, которой удалось передать свое мироощущение внуку, а не сыну. Между тем кризис современной семьи, о котором не говорит сегодня разве что ленивый, во многом связывают с тем, что именно бабушки фактически перестали участвовать в воспитании внучат. Впрочем, отец Петр с этим не совсем согласен: "Действительно, раньше достаточно было слова бабушки, чтобы младшие исправляли свое поведение. Сегодня же произошел разрыв поколений. Но появилась новая генерация родителей, которые хотят быть компетентными в воспитании детей. И хотя разрыв поколений минус, но появление таких родителей плюс".
Входят ли в поле зрения нового поколения родителей христианские ценности? Участники беседы согласились, что ими в России сегодня как минимум серьезно интересуются. По словам отца Петра, христианская этика базируется на том, как надо поступать, а многие современные течения ставят во главу угла то, как будет выгодно. "Наличие абсолютных ценностей отличает систему христианского воспитания от других подходов", отметил священник.
Образование и воспитание два понятия, которые нельзя делить. Таково мнение члена Совета Федерации Елены Поповой. "При этом традиционные российские ценности никому не навязываются в качестве основы воспитания", отметила Елена Попова и напомнила, что государством разработана концепция Стратегии воспитания детей 2025 года, где предлагаются варианты программ мероприятий, которые рекомендовано использовать регионам. В их числе шаги по привлечению Церкви к воспитанию (например, включение священников в комиссии по делам несовершеннолетних). Одновременно серьезно реформируется Семейный кодекс РФ в частности, отношение к семье теперь будет строиться на презумпции ответственного отношения родителей к детям. Нужно ли вопросы воспитания прописывать в Законе об образовании? Елена Попова считает, что этого делать не надо все вопросы должны включаться в соответствующую стратегию, которая может стать основой для новых законопроектов.
Конфликт дела и слова Сами родители также считают, что подход, когда государство рекомендует, а не навязывает, единственно верный. Вместе с тем, как отметил ведущий семейного клуба трезвости, отец семерых детей Дмитрий Девяткин, государственная политика может и помочь, и помешать нормальному воспитанию. "Увы, нам известны случаи, когда наши социальные службы чуть ли не насильно изымали детей из многодетной семьи по причине ее материального неблагополучия. Но условия для благополучия должно создавать государство. При этом первые лица объявляют рост рождаемости приоритетом госполитики. На практике же оно в лице некоторых соцработников изымает детей за свои же ошибки и это очень чувствительное для общественного сознания противоречие", посетовал он.
Многие подобные конфликты можно избежать, если в стране есть возможность передавать духовные традиции из поколения в поколение. И здесь Дмитрий Девяткин озвучил нюанс, который редко поднимается даже в религиозной среде: "Духовное воспитание это не только преподавание пунктов некоего этического кодекса, не только золочение куполов или строительство храмов. Это личный пример родителей, соответствие образа жизни и слов о приверженности христианским ценностям. Если, скажем, папа и мама, приходя из храма, начинают судачить о соседях или скандалить, то ребенок никогда не поймет, зачем ему говорят о том, что "осуждать другого грешно".
Несоответствие примера и слов родителей рождает мощные внутренние конфликты у детей. Сегодня в церковной среде и среде психологов появилось даже новое проблемное понятие ДВР (дети верующих родителей). Это те дети, которые ушли в антицерковный протест именно из-за несоответствия личного примера папы или мамы тем идеалам, о которых они сами же постоянно говорят. "Дети эти, как говорят, выросли под подсвечниками, и восстанавливать веру у них, как правило, очень сложно", посетовал отец Петр. И добавил, что агрессивность по отношению к православию часто продиктована инфантильным отношением к действительности когда человек критикует то, что "у них", но мало задумывается о том, что "у меня".
Мудрые люди говорят духовность начинается там, где есть ответственность: когда человек понимает, что он часть этого мира и именно он несет часть ответственности за окружающий мир. Именно так воспринимали свой выбор христианской веры княгиня Ольга и впоследствии ее внук князь Владимир люди, которые заложили фундамент российской государственности на десятки веков.
Источник: Парламентская газета