ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Священнослужители об идее "Сталин-центра"

22 декабря 2015

Депутаты-коммунисты предложили открыть в России Центр Сталина. По мнению Валерия Рашкина и Сергея Обухова, этот проект не в меньшей степени заслуживает государственного финансирования, чем Центр Бориса Ельцина в Екатеринбурге.

"В целях последовательной реализации идей национального примирения, просим вас рассмотреть вопрос об открытии Центра И.В. Сталина как отражения сложной, противоречивой, но, тем не менее, героической эпохи в истории нашей страны, кульминацией которой стала Победа Советской России в Великой Отечественной войне под руководством верховного главнокомандующего ВС СССР генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина", – говорится в депутатском запросе. Коммунисты считают, что миллионы россиян одобрят эту инициативу.

25 ноября в Екатеринбурге открыли первый в России президентский центр, посвященный Борису Ельцину. В нем расположен музей первого президента, архив, галерея, конференц-зал и медиатека. В фондах центра находятся более 30 тысяч экспонатов, среди которых уникальные документы, письма и фотографии. В числе экспонатов музея – ядерный чемоданчик, поднятый над Кремлем российский флаг, а также бронированный президентский ЗИЛ Кроме того, был полностью воссоздан кремлевский кабинет Ельцина, сохранивший обстановку и атмосферу 1990-х.

Депутаты Госдумы от КПРФ с пристальным вниманием отнеслись к строительству "Ельцин Центра". В частности, Валерий Рашкин предложил Счетной палате РФ проверить, насколько законно расходовались деньги на его создание. Как посчитал депутат, в кризисных для страны условиях такие крупные траты недопустимы.

"Как бы вы прокомментировали запрос депутатов от КПРФ? Если такой центр и впрямь появится – какое впечатление это произведет на общество и как это скажется на репутации России в мире?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Уверен, на репутации России строительство Центра Сталина никак не скажется. Но я думаю, до этого строительства вообще не дойдет. Это рефлексия: "Ах, вы Центр Ельцина построили? А мы хотим Центр Сталина!" Но, на мой взгляд, его строить не надо.

"Центр Сталина" – вся наша страна: вся индустрия, построенная в годы его правления, авиастроение, атомная промышленность и все прочие отрасли, возникшие в то время. Это и есть лучшая память о великом человеке, который правил нашим государством. Под его руководством страна совершила небывалый рывок, а увенчано все Великой Победой. Небольшой сталинский мемориал там, где он родился, где похоронен или где бывал, может, и нужен. А отдельный Центр зачем?

В честь Ельцина какой бы Центр ни сделали, трудно наскрести положительные страницы его руководства. А достижения Сталина все перед глазами. Кстати, помню, был Музей подарков Сталину. Не знаю, остался ли он еще, – думаю, не сохранился, и ладно.

Протоиерей Александр КУЦОВ, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии:

Действительно: Сталин – часть истории нашей страны. Нужно отдать ему должное – победа в Великой Отечественной войне произошла во время его правления.

С другой стороны, мы должны понимать: любой музей – это не только история, но и часть идеологии. А идеология в те годы была, мягко говоря, не народной, не за человека. Поэтому, создав такой Центр, можно добавить разброда в политические настроения и умы наших соотечественников. Так что однозначное решение по этому вопросу принять сложно. Мне кажется, по таким животрепещущим вопросам все-таки нужно проводить социологические опросы, референдумы, дать людям возможность высказаться – чтобы уже было понятно, кто чего хочет.

С церковной точки зрения здесь тоже много противоречивых моментов. До 1941 года церкви и монастыри массово закрывались. Было уничтожено большое количество верующих, духовенства. И при Сталине же в годы Великой Отечественной войны они вновь были открыты. Один и тот же человек принял два судьбоносных решения: продолжение политики большевизма, антирелигиозной политики и крутой разворот от этой политики. Поэтому сложно сказать, какое мнение по этому вопросу будет единственно правильным.

Не зря у нас в Церкви говорят: "глас народа – глас Божий". Нужно спросит народ: согласен ли он на такое увековечивание памяти или, быть может, лучше об этом не вспоминать?

Протоиерей Алексий КУЛЬБЕРГ, настоятель храма "Большой Златоуст" в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии:

Инициатива депутатов-коммунистов мне кажется бесперспективной. Наследники Бориса Николаевича Ельцина (и по крови, и по власти) живы, это их инициатива, а потомков Сталина (особенно у власти), можно сказать, нет. И уровень инициативных групп не соответствует тем деньгам, которые, возможно, будут затрачены на строительство "Сталин-центра".

Быть может, следует "разбавить" существующую экспозицию в "Ельцин-центре", посвятив зал Иосифу Виссарионовичу Сталину, Леониду Ильичу Брежневу? На мой взгляд, это было бы небезынтересно, и, возможно, поспособствовало бы переименованию вызывающего не лучшие ассоциации "Ельцин Центра" – например, в "Президент-центр".

О чем скажу определенно: историческая интерпретация правителей России в "Ельцин Центре", по моему мнению, унизительна и субъективна, она искажает реальный вклад в развитие страны императоров, царей князей, и секретарей. Это выглядит как попытка найти хоть какие-то основания для возвышения и прославления Бориса Николаевича Ельцина. Считаю, она больше похожа на историческое шарлатанство. Надеюсь, что время расставит все по своим местам.

Священник Димитрий ЛИН, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах:

На репутации страны, это, конечно, скажется отрицательно. Но дело не в том, какое впечатление мы произведем на другие народы, соседние государства их правителей – Россия все-таки самостоятельна, и если кому-то что-то не нравится, это не означает, что мы не должны этого делать.

Дело в другом: подвиг русского народа, – вернее, народов входивших в Советский Союз, – хотят связать с именем Сталина, который, хоть и был государственником, но со знаком минус. Можно еще обсуждать его таланты как государственного деятеля (или отсутствие таковых), но очевидно: репрессии на его совести. Он лично руководил совершавшимися злодеяниями. Сталин был лидером партии, устраивавшей беспрецедентные гонения на Русскую Православную Церковь, проводником атеистической идеологии. Все мифы о его религиозности или о предсмертном покаянии не имеют исторического обоснования. Это просто мифы, которые нужны кому-то, чтобы создать положительный образ этого человека. Наконец, атмосфера подозрительности, доносительства, нездорового отношения людей другу к другу, которой как раз и характеризуется эта эпоха – конечно, его заслуга. Так что мое отношение к этой инициативе отрицательное.

Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:

Мы живем в демократической стране, и к таким действиям надо быть готовым, это нормально. Это чистая политика в узком смысле слова. КПРФ уже исчераывает потенциал, который имела за счет людей пожилых и укорененных в большевицкой идеологии. Эти люди сходят с арены, партии надо себя обновить. А как это сделать? – Вот такого рода трюками возбудить общественный интерес, таким образом найти избирателя, людей, которые в день выборов понесут бюллетени или тех, кто побогаче, понесет деньги. Найдется пара тысяч таких на Руси – вот рецепт и сработал. Не надо искать в этом логику, тут только политический кураж, чтобы стимулировать какое-то бурление, чтобы вместо бокса или хоккея смотрели подобные политические истории по телевизору.

А Борис Ельцин – фигура совсем другая, он наш современник, и совсем ничего общего не имеет со Сталиным. Так можно потребовать строительства Центра Ньютона или Центр художника Васнецова.

Шафиг ПШИХАЧЕВ, Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии:

Вообще нуждается ли память Сталина в таком центре? Трудно сказать. Если в школьных и вузовских учебниках истории будет освещена противоречивая деятельность Сталина, этого достаточно, на мой взгляд, чтобы знать о его работе на государственном посту. Главное, не умалять и не преувеличивать его достоинства и недостатки.

Да, Сталин – большая личность, о нем можно говорить разное, информации и документов существует предостаточно. Но даже если построят такой Центр, не думаю, что это скажется как-то на репутации России в мире. Прошло уже достаточное количество времени со времен его правления, чтобы сегодня Запад как-то переживал на счет строительства своего рода музея имени Сталина.

Исмаил-хаджи БЕРДИЕВ, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа:

Я за то, чтобы историю не забывали, поэтому такой Центр лишним бы не был. Плохо или хорошо, но Сталин на протяжении многих лет был руководителем огромного государства. Возвеличивать его не надо, но показать, какой был вождь в такой серьезный и важный период, это важно. Не надо ничего скрывать, надо показать все его качества – и положительные, и отрицательные.

Что касается репутации России, то, мне кажется, о нас уже давно сложилось в мире определенное впечатление. Вряд ли оно в ближайшее время изменится. Поэтому надо сохранять свою историю, думать о себе, о своем благополучии, о безопасности, а только потом думать и оглядываться на соседей.

Лев РАЙХЛИН, председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области":

Люди, формировавшие нашу историю (а Сталин один из них), должны оставаться в народной памяти, какими бы они ни были. Во время правления Сталина мы победили в Великой Отечественной войне, подняли нашу промышленность, но вместе с тем потеряли миллионы наших граждан. Расстрелы, репрессии – это все на совести Сталина.

Я все-таки считаю, что центр его имени открывать не следует. Почему бы не сделать музей, или не выделить место в уже существующем – например, в историческом? "Ельцин-центр" все-таки находится Екатеринбурге. А в Москве зачем такой нужен? И, насколько я знаю, не только государство давало деньги на Центр Ельцина, их жертвовали и благотворители. Он, конечно, огромный, но все-таки первый президент...

Если у нас откроется музей Сталина, экспозиция которого расскажет и о хороших, и о плохих сторонах его правления, – не думаю, что кто-нибудь будет против, ведь забывать свою историю нельзя.

Дмитрий ЦВИБЕЛЬ, Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма "Петрозаводская еврейская религиозная община":

Не знаю, какую реакцию вызовет открытие этого центра у мировой общественности – но я за то, чтобы сделать такой центр и обнести его колючей проволокой. Устроить большой социалистический лагерь, который был при "вожде всех народов".

Увы, не дано определения тому, что на самом деле происходило в годы правления Сталина. А ведь более преступной системы на земле не существовало. И очень жаль, что Ельцин в свое время он не довел до конца начатое дело – он запретил компартию, а нужно было еще и устроить над ней суд наподобие Нюрнбергского. Тогда бы все закончилось и Россия продолжила нормальную жизнь. А пока этого не случится, подобные инициативы будут появляться и дальше.

Я не считаю преступниками всех коммунистов. Поэтому и нужен суд, который определит: кто преступник, а кто нет. К сожалению, этого не произошло при Ельцине. Не знаю, упущено ли время сейчас, но то, что творится в стране – результат того, что когда-то не довел до конца Ельцин. Он решил, что раны слишком свежи, не нужно бередить их – наоборот, необходимо объединяться. Вот и объединились. Установили День согласия и примирения. В результате во время этого праздника одни шли по одной улице, другие – по другой, третьи – по третьей, и не дай Бог им всем было где-нибудь встретиться. Нетрудно догадаться, чем бы это "единство" закончилось.

У нас неподалеку от Медвежьегорска есть урочище Сандармох, где было расстреляно более девяти тысяч человек – сколько точно, никто не знает. Об этом захоронении стало известно недавно, лет пять назад. Сейчас пытаются установить имена захороненных. Можете себе представить: глухая карельская деревня, приходят те, кто называет себя коммунистами, объявляют всех жителей троцкистами и ведут расстреливать – просто так. Там покоятся героические строители Беломорканала и даже друг Ленина – Шкловский. Это "заслуга" коммунистов. Там есть памятник евреям, казахам, русским литовцам, очень много похоронено украинцев. Сколько в России таких захоронений, думаю, не знает никто. И если хотят увековечить память "автора" этих мест, что можно сказать о нашей родине? Какое у нее будущее?

Алексей ГРИШИН, Член Общественной палаты РФ (2011-2014гг.), президент Информационно–аналитического центра "Религия и общество":

Честно говоря, появление Центра Ельцина в период, когда значительная часть населения отторгает все, что было сделано Борисом Николаевичем, многим показалось весьма странным, а тем более – что Центр строился за счет государственного финансирования. Многие чиновники объяснили это тем, что у нас нет музеев новейшего времени, и Центр Ельцина должен был стать своего рода таким музеем. Чтобы там демонстрировалась обстановка того времени, документы, чтобы подрастающее поколение и люди, которые не жили в то время, могли создать свое представление о том времени, принять ту или иную позицию, увидеть ошибки тех или иных сторон и не применять их в будущем.

Если такое же объяснение применить к Центру Сталина, то я допускаю необходимость и возможность существования Центров всех наших значимых руководителей. Потому что было много положительных и отрицательных моментов при Сталине, Хрущеве, Брежневе, Горбачеве, Ельцине. И даже допускаю строительство Центра Николая II. Так что исходя из такой логики предложение коммунистов – это момент культурологически-воспитательный, музейный. Тем более сейчас фальсификаций на сталинскую тему достаточно, этот вопрос раскалывает общество. Одни утверждают о многочисленных кровавых преступлениях и гибели 6 миллионов человек, а другие говорят, что погибло 400 тысяч. Это тоже много, но цифры разнятся в сотни раз. Поэтому такой Центр мог бы многое прояснить, поставить на пусть истинный молодежь.

Легко предвидеть, что при категорической нелюбви Запада к Сталину, там это истолкуют так, будто Россия возвращается в период сталинизма, что Путин культивирует сталинизм в России и насаждает его. В этом смысле если такие Центры создавать, то начинать нужно не со Сталина, а идти последовательно в обратную сторону, то есть после Центра Ельцина создавать Центр Горбачева, Брежнева, Хрущева потом только Сталина. Но все же в период обострения международной обстановки эта идея не очень своевременна.

К истории надо подходить трезво и взвешенно, без политической конъюнктуры, тогда все получится. А когда превалирует конъюнктура, тогда делают ошибки, начинаются обвинения в каких-то коварных замыслах, и это только усиливает недоверие.

Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук, профессор, декан историко-филологического факультета Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета:

Такой запрос – просто рекламный ход, попытка в очередной раз пробудить внимание и к самой коммунистической партии и к идеям, которые она защищает, – хотя там, конечно, никакого коммунизма не осталось. Но попытки защищать идеи "социальной справедливости", бесспорно, заслуживают внимания.

Иосиф Виссарионович Сталин – несомненно, очень крупная историческая фигура не только российского, но и мирового масштаба. Изучения заслуживает и он сам как личность, и его творчество, и государственная деятельность. Поэтому, если откроют научный (именно научный центр) по изучению этой фигуры, это будет интересно. Хотя, наверное, гораздо интереснее было бы создать центр по изучению самой эпохи – первых десятилетий советской власти. Мне не кажется необходимым создавать отдельный центр, посвященный Сталину, тем более тратить на это государственные деньги – наверняка есть множество людей (и, как мы видим в последние годы, это действительно так), которые не то что с уважением – с восхищением относятся к этой исторической фигуре. Ну так у них есть возможность создать такой центр или какие-то иные организации, но тратить на это государственные деньги, на мой взгляд, нецелесообразно.

Впрочем, необходимость и целесообразность создания в Екатеринбурге центра первого президента Российской Федерации Бориса Ельцина тоже вызывает большие вопросы. На мой взгляд, это как раз и спровоцировало предложение депутатов – коммунистов создать Центр Сталина. Попытка превратить Бориса Николаевича Ельцина в объединяющую фигуру не удалась.

Всякая "гражданская канонизация" политического деятеля, который до сих вызывает вопросы у потомков и современников (а таковы и Ельцин, и Сталин), к сожалению, не объединяет общество, а разделяет его. Поэтому, быть может, не стоит сейчас предпринимать такие попытки, учитывая, что нашему обществу в ближайшее время нужно будет именно единение.

Источник: Regions.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама