На Кубе состоялась и успешно прошла встреча глав двух крупнейших христианских церквей – святейшего патриарха Кирилла и святейшего папы римского Франциска. Что показала встреча, каковы её итоги? Наш собеседник – Александр ЩИПКОВ, политический мыслитель, общественный деятель, писатель.
Понятно внимание к встрече со стороны российских СМИ. Но уже ночью, как только завершилась встреча, популярный телеканал Евроньюс дал подробный репортаж о ней. В канун её журналист Сальваторе Мацца на страницах "Avvenire" сравнил встречу с развязыванием гордиева узла, в деталях рассказав, как она готовилась на протяжении 20 лет. Судя по всему, умолчать о встрече и её итогах не удастся. Чем вызван такой интерес?
Встреча Московского патриарха и Римского папы действительно обсуждалась годами. Но человек предполагает, а Бог располагает. Никто в итоге не угадал, в каких обстоятельствах и в каком формате ее придется проводить. Считалось, что это будет шаг в рамках религиозного межцерковного диалога, а получилось, что основной целью встречи оказалось объединение усилий, чтобы переломить негативные тенденции в международной гуманитарной обстановке. Для многих это стало неожиданностью. Хотя трагические события последних лет и месяцев подсказывали, что вмешательство двух духовных лидеров в международную ситуацию рано или поздно произойдет, что это только вопрос времени. Мир сегодня оказался у самого края. Глобальная экономика дала серьезный сбой, нарастают национальные, религиозные и цивилизационные противоречия, ширится неконтролируемый военный конфликт и геноцид христиан на Ближнем Востоке, дискриминация христиан в Европе. Все это дает кумулятивный эффект. Поэтому встреча патриарха и папы стала своего рода чрезвычайной мерой в условиях мирового кризиса. Причем их позиции, касающиеся мировой политики, несмотря на православно-католические догматические различия, сегодня по многим вопросам, как оказалось, совпадают. Это и есть ключ к пониманию произошедшего события. Патриарх Кирилл и папа Франциск предлагают Западу вернуться к христианской этике независимо от отношения тех или иных групп к вопросам религии. Это необходимое, хотя и не единственное условие выхода из кризиса. Таким образом, перед нами предстает новая перспектива сближения конфессий – не экуменистическая, а иная, затрагивающая проблематику глобальных социальных вызовов. Таково требование сегодняшнего дня: сближение вопреки тому, что нас разделяет в плане религиозном. Без ущерба для православной и католической традиций. Это союзничество перед лицом общих вызовов. Что касается гордиева узла, то обычно его не развязывают, а рубят. У нас ситуация иная. Узлов в современном обществе много и сообща их придется долго распутывать.
Информационная война на этом поле однако велась и, видимо, продолжится. На Западе особое внимание обращали на политические аспекты встречи, связывая их с попыткой Владимира Путина выйти из международной изоляции и желанием Патриарха Кирилла укрепить влияние в православном мире. Есть ли какие-то основания видеть здесь "руку Кремля"?
То, что на международном языке называют "изоляцией" это просто один из политических инструментов. Когда кого-то хотят изолировать, его успешно изолируют несмотря ни на какое паблисити. Но это не наш случай. В отношении России и ее президента слово "изоляция" употреблялось некоторыми СМИ как элемент психологического, а не политического давления, поскольку в политическом отношении он к нам не применим. Невозможно изолировать лидера страны, без которой не может быть решена ни одна серьезная проблема ни в Европе, ни на Ближнем Востоке. Так что оставим эту тему мастерам публицистической риторики.
Мы не луидоры, у нас нет цели всем понравиться, как нет и идеологических догм. Миссия Патриарха Кирилла, конечно, имеет глубокий смыл, а значения церковной дипломатии наряду с дипломатией обыкновенной никто не отменял. На мой взгляд тут все просто: если позиции по международной проблематике совпадают – значит, мы выступаем вместе и взаимно усиливаем друг друга. И тот факт, что глава католического мира понимает с кем из православных лидеров можно и нужно решать реальные мировые проблемы, говорит о международном влиянии Патриарха Кирилла.
В Совместном заявлении Папы Римского Франциска и Патриарха Кирилла отмечается, что "человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен". Что может стоять за этой формулировкой? Что вызывает особые опасения предстоятелей и чему в ходе разговора на Кубе они уделили больше сил и времени?
Мы живем в очень сложный переходный период. Прежняя общественно-политическая модель, доминировавшая в мире, входит в состояние коллапса. Кризис глобальной "штабной экономики" очевиден, а вместе с ней теряет устойчивость и социальная система. Общество стремительно архаизируется, утрачивается культура отношения к слабым, "сбрасываются" социальные гарантии. Зато резко растет спрос на неонацизм и религиозный фундаментализм. Мир возвращается к описанному когда-то Томасом Гоббсом состоянию "войны всех против всех". Искусственно дестабилизируются целые регионы – например, Украина, Сирия, а в перспективе и Европа, которая пока еще является единым союзом. Чтобы не допустить "сомализации" в евразийских масштабах, нам необходимы экстренные меры. Поэтому духовные лидеры говорят об отказе от морального релятивизма и конструктивизма, о важности христианской нравственной парадигмы для Европы, о четких правилах игры в международных отношениях, необходимости реального уважения к традициям и ценностно-культурным особенностям (вместо формальной толерантности), о прекращении дискриминации христиан. Мы действительно на пороге серьезных перемен. Они неизбежны, но их вектор зависит от наших усилий.
Многие обратили внимание на призыв к межрелигиозному диалогу. "Различия в понимании религиозных истин, подчеркивают Папа и Патриарх, не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии". Но вытеснение христиан с Ближнего Востока, конфликты на этой почве на Украине пока говорят об обратном. Не нужно ли расширить рамки обсуждения? Возможны ли встречи в более широком составе – с участием мусульман, иудеев, буддистов?
Что касается трагедий на Украине и в Сирии, то это результат безответственного и аморального поведения части политических элит Запада. Рано или поздно им придется изменить политику: они уже не в состоянии сдержать нарастающий мировой кризис. Иначе произойдет естественная ротация элит и новая регионализация мира. Но такой "длинный" сценарий будет означать массовую гибель людей – собственно, мы это видим уже сейчас. Именно поэтому Патриарх Кирилл и Папа Франциск призывают остановиться и волевым порядком принять другой, более гуманный сценарий входа из кризиса, не доводить ситуацию до полного краха. Для мира в целом это плохой сценарий. Чем раньше мы начнем меняться, тем с меньшими потерями будут происходить эти перемены. Что касается встречи мировых религиозных лидеров в более широком составе – с участием мусульман, иудеев, буддистов – это прекрасная идея. Есть только одна проблема: готовится такая встреча очень сложно и очень долго, а времени на принятие решений остается очень мало. Но всё может быть: у Бога, как известно, свой хронометр.
Довольно определённо предстоятели высказались об институтах семьи и брака, прямо отметив свою обеспокоенность "кризисом семьи во многих странах". Можно ли ожидать, что правящие круги, общественность, СМИ, особенно на Западе, где в ряде стран однополые браки, например, уже под защитой закона, услышат этот призыв? Как, впрочем, и другие призывы. Скажем, о недопустимости "растущего неравенства в распределении земных благ"?
Наш общий долг предлагать стратегию выхода из тупика. Думаю, в долгосрочной перспективе перемены неизбежны. Конечно, они не произойдут повсюду одновременно. Но поскольку в мире растет роль региональных союзов, могут появиться новые экономические зоны, то и в социокультурной и морально-нравственной сферах могут происходить локальные изменения, которые постепенно превратятся в общемировой тренд.
Источник: Литературная газета