ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Германия пытается отбиться от признания еще одного геноцида

Евгений Крутиков :: 02 апреля 2016

На фоне истеричных переговоров вокруг Сирии и пугающих новостей с Корейского полуострова почти незамеченной остается дипломатическая дуэль между Германией и Намибией. Последняя требует от немцев признания жестокого геноцида столетней давности и компенсаций за оный, Берлин же пытается уйти от ответственности. "Двойные стандарты", – грустно констатирует немецкая пресса.

После трех лет переговоров и нескольких встреч в кулуарах разного рода саммитов министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером и его коллегой из Намибии Нетомбо Нанди-Ндаитва была создана германо-намибийская комиссия, в рамках которой будут обсуждаться вопросы политической, финансовой и культурной ответственности ФРГ за геноцид кайзеровскими войсками намибийских племен гереро и нама в период 1904–1908 годов.

Работа комиссии сразу обросла слухами, а в Намибии так и вовсе спровоцировала парламентский кризис. При этом в Германии сам факт проведения этих переговоров воспринимается очень болезненно. Принятие ответственности за "еще один холокост" может привести к пересмотру всей колониальной истории страны, а для современной германской нации это уже перебор.

Берлин оказался в крайне двусмысленном положении. Требовать от Турции признания геноцида армян можно, а самим признать геноцид гереро и нама – слабо? Сходу поднялась волна эмоциональной критики. Berliner Zeitung даже поинтересовалась: "Какова ценность звучащих каждый год в годовщину холокоста заверений ведущих немецких политиков в том, что о геноциде евреев нельзя забывать (он ведь означает ответственность, далеко выходящую за рамки настоящего, поскольку у геноцида нет срока давности), если в Берлине не услышали слов приехавших представителей племен гереро и нама о том, что "геноцид не имеет срока давности"? Адресаты из-за контролируемой потери памяти не помнят о массовом убийстве? Двойная мораль – это здесь, пожалуй, самое мягкое слово, которое можно подобрать".

Началось все в июле прошлого года, когда действующий верховный вождь гереро Векуии Рукоро и председатель Технического комитета по геноциду нама Ида Хоффман (у многих нама и дамаро до сих пор немецкие имена и фамилии) прибыли в Берлин, где произнесли пару прочувствованных речей. "Намибийско-германские двусторонние отношения родились из болезненного колониального прошлого. Отвратительные жестокости, совершенные Германией в нашей стране в период с 1904 по 1908 год, оставили глубокий шрам на нашей национальной психологии" – это самое мягкое из того, что тогда произносилось. В Германии от такого сразу впадают в ступор, и уже в сентябре Штайнмайер на встрече в Нью-Йорке с Нанди-Ндаитва согласился на создание совместной комиссии с неопределенными полномочиями и непонятными целями.

Сперва ее работа носила исключительно гуманитарный характер. В Намибии ее курировал вице-премьер правительства по культуре, ввиду чего в основном обсуждалось возвращение в страну вывезенных артефактов и сотен черепов убитых нама, дамаро и гереро. Уже в начале ХХ века в Германии увлекались изучением антропоморфных качеств "унтерменшей", и замер черепов в рамках сбора "научных доказательств" для расовых теорий в массовом порядке начался именно с готтентотских народов – первых, до кого дотянулся германский колониализм.

ООН признала уничтожение племен гереро и нама актом геноцида еще в 1985 году, на волне обретения Намибией реальной независимости, которая была провозглашена в 1990-м – после окончательного вывода южноафриканской армии. Тогда же прозвучало и сравнение с холокостом. В 1904 году племена гереро и нама под предводительством Самуэля Магареро и Хендрика Виттбооя подняли восстание против германской колониальной администрации, убив 120 немцев. В ответ "Дойче банк" профинансировал посылку в Намибию 14-тысячной армии во главе с тогда полковником, а впоследствии генералом Лотарем фон Тротта, уже имевшим опыт подавления восстания Маджи-Маджи в германской Восточной Африке (современная Танзания). На экспедицию охотно жертвовал средства крупный капитал, поскольку тогда германские колонии управлялись не столько государством, сколько авантюристами и спекулянтами. Фон Тротта легко разгромил повстанцев, вооруженных в большинстве своем копьями и стрелами, хотя попадались и купленные у англичан старые ружья. Против пулеметов и пушек это не работало.

Но фон Тротта на этом не остановился. Командующий предъявил племенам ультиматум: "Гереро больше не являются германскими подданными. В рамках германских границ каждый представитель гереро, с оружием или без, со скотом или без, будет расстрелян, я больше не приму ни женщин, ни детей, отгоняю их обратно к народу или отдаю приказ расстреливать. Это мои слова народу гереро". Затем ультиматум распространили на народы нама и дамаро. Племена стали отступать через пустыню Калахари в сторону британского Бечуаналенда (современная Ботсвана), поскольку англичане предложили им убежище. Германская армия продолжила преследование, отравляя колодцы, отбивая скот, расстреливая пленных, заболевших и отставших. Оставшихся на территории германской юрисдикции заключили в концлагеря и превратили в рабов для немецких переселенцев. Женщин гереро массово насиловали и принуждали заниматься проституцией. Попутно досталось и совершенно безобидному, не принимавшему участия в восстании народу химба, который был уничтожен практически полностью.

Так с доминировавшим до этого в Намибии народом гереро было покончено – три четверти племени было уничтожено физически, его общая численность упала до 15 тысяч, причем выжившие были возвращены в каменный век и попали в положение рабов. Еще больше пострадало готтентотское племя нама (гереро – этнические банту) – в живых осталось не более 10 тысяч человек.

В Германии уничтожение гереро и нама оправдывали и даже поддерживали. В частности, Юлиус Шарлах – гамбургский адвокат, спекулянт и колониальный предприниматель – дал в тот период самое точное и вместе с тем жестокое определение колониализма: "Колонизировать, как показывает история всех колоний, означает не приблизить коренных жителей к цивилизации, а подавить их и в конечном счете уничтожить... Этот, в общем-то, грустный факт должен рассматриваться как историческая необходимость". Правда, под давлением европейской общественности (в том числе и русской), ранее активно поддерживавшей буров, а затем выступившей и против "германских жестокостей", император Вильгельм отказал Лотарю фон Тротта в личной аудиенции, зато наградил высшими наградами империи.

Сейчас гереро в Намибии не более 7% населения, а нама и других бушменов – не более 5%. Вопрос о компенсации со стороны ФРГ впервые поднял еще в 80-х годах восьмой верховный вождь гереро Куаима Рируако, лидер Национальной общественной демократической партии (НУДО) и член парламента Намибии. Он нанял нью-йоркскую адвокатскую контору, которая вчинила иск ФРГ на 4 миллиарда долларов по образу и подобию выплат евреям и "подневольным рабочим" времен Третьего рейха. Эта сумма заметно превышает те 3,5 миллиарда марок, которые ФРГ выплатила Израилю (без учета пенсий). Но Рируако удалось добиться от Бонна только формальных извинений – официально правительство Германии продолжает отрицать факт геноцида и не признает решение ООН. В 2009 году вождь Рируако проиграл президентские выборы, отошел от политики и в 2014 году скончался. Но его дело подхватил новый верховный вождь – Векуии Рукоро, изобретший лозунг "отвоевать слезы" (fight back tears, terugvat trane). В свое время Рукоро работал и генеральным прокурором Намибии, и директором Национального банка, и президентом "Эйр Намибия", а учился в Университете Уорвика и Вашингтонском юридическом колледже. Так что он не так прост, как посчитали в Берлине, увидев коренастого африканца в традиционной одежде.

Штайнмайер сделал ход конем, назначив переговорщиком с германской стороны Руперта Поленца, работавшего всю эпоху Ангелы Меркель председателем комитета бундестага по международным делам. На этой должности он, кстати, всячески поддерживал Украину в конфликте с Россией, выступал за жесткие санкции и оказал давление на неправительственный фонд "Квадрига", который еще в 2011 году вознамерился дать премию Владимиру Путину. В результате "Квадрига" была вынуждена отказаться от проведения церемонии награждения. Но для нашей истории более важно, что все время работы в бундестаге Поленц был главным лоббистом принятия Турции в ЕС. А выйдя в отставку, закономерно отправился работать в Стамбул – в политический центр при Университете Санбаджы, откуда его осенью прошлого года и выдернул Штайнмайер, "бросив на гереро". Логика тут простая: Руперт Поленц искренне убежден, что никакого геноцида армян не было, следовательно, он и будет оборонять позиции Германии по геноциду гереро и нама, которого, с точки зрения Берлина, тем более не было.

С этого момента начались чудеса. Президент Намибии Хаге Гейнгоб (кстати, ветеран борьбы с апартеидом) после долгого размышления назначил главой комиссии в ранге специального посланника доктора Зеда Нгавируэ – опытного дипломата, более десяти лет проработавшего послом Намибии в ЕС и странах Бенилюкса. Это назначение вызвало резкую критику в Намибии, поскольку интеллигентный Нгавируэ, с точки зрения критиков, не обладал достаточной харизмой, чтобы противостоять тевтонам. Действительно, его деятельность свелась к переговорам о возвращении "культурных ценностей", в первую очередь все тех же черепов и предметов, использовавшихся в религиозных обрядах до христианизации гереро (сейчас они лютеране по немецкому образцу).

Немецкая сторона залегла в обороне. Все последние полгода Берлин в официальном общении тщательно избегал самого слова "геноцид", но намекал, что готов выплатить некоторую компенсацию "непосредственным потомкам пострадавших", только, мол, отстаньте. Тут уж эмоциональное африканское сознание не выдержало – бунт возглавила представитель народа нама Ида Хоффман. Она выступила как раз от лица "потомков пострадавших", заявив, что они чувствуют себя "пасынками правительства" из-за манипуляций с вопросом о компенсации, которую в Намибии почему-то принято называть "репарациями". Также она обвинила президента Гейнгоба в том, что он "вносит раздор между племенами", поскольку во всех переговорных документах с Германией употребляется термин "геноцид гереро", а о ее родном племени нама как бы забыли.

Дополнительный градус спору придали планы застройки Акульего острова у порта Людериц. Главный порт страны, добывающей урана больше всех в мире (также в Намибии добывают алмазы, газ и еще всякого по мелочи), требует срочного расширения. Но на Акульем острове находился один из крупнейших концентрационных лагерей, в который немцы согнали остатки гереро и нама. И в ходе строительства кладбище погибших в концлагере было разорено.

Демарш Иды Хоффман поддержал и лидер Демократической партии – местной оппозиции в парламенте МакГенри Венаани. По его словам, "потомки пострадавших оказались исключены из переговорного процесса между Намибией и Германией", а весь процесс захватили "медиаторы", назначенные правительством. Пошли даже намеки на коррупцию и выяснения, зачем из бюджета было выделено четыре миллиона долларов на деятельность переговорщиков. Посыпались и обвинения в адрес доктора Нгавируэ, которому даже подыскали замену – спикера нижней палаты парламента Тео-Бена Гурираба. Он считается успешным дипломатом мирового уровня, поскольку, будучи министром иностранных дел, добился в 1993 году включения в состав Намибии порта Уолфиш-бэй, который по всем юридическим нормам должен был остаться за ЮАР.

Давление на Берлин в короткий срок превратилось одновременно и в своего рода "национальную идею", и в главный аргумент в борьбе оппозиции против правительства партии СВАПО, которая несменяемо руководит Намибией с момента обретения независимости. Со своей стороны правительство отреагировало на выходки оппозиционных парламентариев крайне резко. Несколько министров в жестких выражениях намекнули Иде Хоффман, что с немцами они сами разберутся, а ей бы подучиться неплохо, тем более что Хоффман попутно предложила вчинить аналогичный иск к ЮАР за политику апартеида, а это уже совсем смерти подобно – вся жизнь в Намибии завязана на Южную Африку.

В правительстве намекают, что схема с выплатой компенсаций "потомкам" чисто внешне напоминает те пенсии, которые ФРГ платит жертвам холокоста. Другое дело, что ФРГ под шумок удалось перевести переговоры именно в область материальной компенсации на персональной основе, "заболтав" идею одноразовой крупной выплаты именно за геноцид как событие. Намибийцы (как политики, так и переговорщики) попались в простейшую ловушку. С одной стороны, признание геноцида вроде как "дело чести", с другой стороны, выплаты компенсации потомкам выглядят синицей в руке. Так "дело чести" ужалось до финансовых калькуляций.

Главная задача Берлина – любыми средствами увернуться от формального признания обвинения в геноциде. Выплаты потомкам пострадавших не являются таким признанием, а их практическая реализация способна затянуть переговоры на долгие годы. Вообще сложно себе представить, как, скажем, нынешние представители племени нама будут собирать документы о страданиях своих предков. У нама и химба до сих пор нет своей письменности, язык межнационального общения – африкаанс, а архивов времен германской колонии не существует в принципе.

ФРГ же тем временем нанесла неожиданный контрудар. В Намибии проживает более 100 тысяч африканеров и около 35 тысяч намибийских немцев – прямых потомков первых колонистов (многие немцы во второй половине ХХ века записывались бурами). До 1990 года немецкий язык имел статус второго государственного (даже сейчас государственным английском языком, точнее, тем, что в Намибии за него принимают, в должной мере владеют не более 7% населения), кроме того, на нем предпочитают разговаривать еще примерно 15 тысяч африканцев из числа бывших боевиков-подпольщиков, обучавшихся и проживавших в свое время в ГДР. Это так называемый кюхендейч, или "черный немецкий", а владеет им наиболее влиятельная группа намибийцев. Это и белые, сохранившие после обретения Намибией независимости свое экономическое и политическое влияние, и "гэдээровцы", естественным образом ставшие министрами и генералами. Одним словом, ФРГ умудрилась увязать переговоры по геноциду с поддержкой немецкого языка и культуры в Намибии, что ввергает африканских переговорщиков в ступор.

Первый раунд Германия выигрывает за явным преимуществом. Намибийцам банально недостает опыта для такого рода переговоров. Кроме того, это печальный пример того, как действительно священное и благородное дело быстро превратилось и в средство наживы, и в рычаг давления во внутриполитической борьбе. Возможно, эта история затянется на годы, но в Берлине все равно будут испытывать противоречивые чувства всякий раз, когда верховный вождь гереро в своих странных одеждах заглянет на огонек в бундестаг и на своем "кюхендейч" спросит: "Как вы тут без меня? Скучали?"

Источник: Взгляд

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /