ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Не перепутать земное и небесное

Обсуждаем проект документа "Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд"

Протоиерей Дмитрий Савельев :: 14 июля 2016

Документ "Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд" подготовил Экспертный центр Всемирного Русского Народного собора. Началось его публичное обсуждение. Политолог Александр Щипков поддержал основные положения в программной статье "Отказаться от глобализма и перестать брать в долг у потомков". Он утверждает, что "члены Церкви не претендуют на знание основ биржевой аналитики или законов функционирования сырьевых рынков. Но общие подходы в макроэкономике, связанные с долгосрочными социально-политическими приоритетами, были и будут для нас предметом серьезного разговора".

Коли так, то в рамках этого обсуждения рискну также высказать несколько соображений. Они касаются возможных особенностей восприятия обществом этого документа.

Само содержание документа не вызывает сомнений. Названные в нем общественные проблемы действительно актуальны. К их формулировкам нет серьезных претензий. Особенно радует отсутствие конкретных рекомендаций, призванных исправить ситуацию. Подобные рекомендации чреваты превращением высказывания на нравственную тему в политическую декларацию или даже в программу действий. Предметом размышлений стало не столько содержание, сколько оценка правомерности его высказывания именно от лица церкви. Некоторыми результатами этих размышлений хотелось бы поделиться.

Первым вопросом, возникающим в голове при чтении текста, является вопрос, а должна ли церковь вообще заниматься вопросами экономики?

Церковь испокон веков существует в любом обществе с любым политическим устройством и любой экономической организацией. Для самой церкви, поскольку она уже приспособилась к существованию в самых различных общественных и государственных условиях, вопросы экономики не носят принципиального характера. Но они могут стать (или не стать) областью проявления особых корпоративных интересов церкви как части общества или социального института. Следует с удовлетворением отметить, что в документе речь идёт не о более или менее благоприятных экономических условиях для деятельности церкви как особой организации. Речь идёт о чем-то более важном, хотя и не менее противоречивом.

Сущность этого противоречия выражается следующим вопросом:

Имеет ли значение характер экономической жизни общества для духовной жизни и спасения людей?

В своём предельном обобщении он звучит почти как парафраз основного вопроса философии. Определяет ли экономическое бытие человека его сознание, мировоззрение, религиозные убеждения и нравственность? Принципиальные идеалисты отвечают на него строго отрицательно. Но христиане стараются избегать крайностей абстрактного фанатизма, поэтому смягчают эту принципиальную позицию некоторыми оговорками. Духовная жизнь нуждается в свободе, свободе экономической, политической, личной и любой другой. Эта оговорка, не отменяющая основного принципа, но смягчающая его жесткость, звучит, например, в словах апостола Павла: "Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся". (1-е Коринфянам 7:20-21) Внешняя жизнь действительно предоставляет для внутренней духовной жизни большие или меньшие возможности.

Но тогда оказывается, что церковь на самом деле заинтересована в усовершенствовании экономической, политической и прочей "земной" жизни общества именно с точки зрения задач самой церкви. В значительной мере этот интерес носит пастырский характер. Люди обращаются к церкви с вопросами об устроении правильной христианской жизни. Не всегда эта жизнь носит исключительно личный и частный характер. Значительная часть жизни каждого человека совершается на более широкой общественной арене. Церковь на страницах "Основ социальной концепции" не скрывает своей заинтересованности в одних элементах и нормах общественной жизни и заявляет о неприятии других ее сторон. Вместе с тем "Основы социальной концепции РПЦ" говорят не об участии церкви в политике или бизнесе в качестве особого политического или экономического субъекта, а о том, что церковь благословляет мирян на самостоятельное участие в этих сферах жизни.

Этот удивительный, не прямо, а каким-то косвенным образом выраженный интерес церкви к проблемам внешней нецерковный жизни неоднократно проявлялся и находил своё разрешение в различных опытах, оставивших след в ее истории. Сочетание позиций "от вышних" и "от нижних", сочетания священного и профанного в отношении церкви к миру имеет множество оттенков. Крайние варианты этого сочетания проявились, например, в начале XVI века в споре нестяжателей с иосифлянами. Обе противоположные позиции по-своему опасны и соблазнительны. Как писал Георгий Федотов, "если, созерцательная жизнь, когда она полностью оторвана от действия, подвергается опасности стать все более и более индивидуалистической, а вследствие этого безплодной и лишенной всякого влияния на мир, то активная жизнь, когда она не оплодотворяется изнутри, также вырождается, превращаясь в социальный гуманитаризм или в формализм, причем в обоих случаях от христианства не остается ничего, кроме одного имени".

Таким образом, призыв церкви исправить положение дел в мире имеет не столько социально-политическое, сколько духовно-нравственное и сотериологическое значение.

Кажется, ответ на вопрос, поставленный в начале размышлений, сложился. Высказываясь на темы экономики эпохи глобализации, церковь не играет в политические игры, а занимается своими собственными делами, соответствующими её природе и назначению. В этом высказывании она не фальшивит. Стремление быть актуальной, соответствовать "злобе дня", отвечать на информационные поводы и вызовы времени не заставило церковь изменить собственной природе и "спеть не своим голосом". Обращение к "земле" не привело в данном случае к забвению о "небе".

В заключение хочется высказаться об одной возможной опасности, связанной, если можно так выразиться, с избыточно духовным пониманием обсуждаемого текста.

Слово "глобализация", вынесенное в заголовок документа, приобрело в христианском сознании ярко выраженный апокалиптический оттенок. Объединенный мир, в котором господствует общий порядок, в котором все страны играют по одним и тем же экономическим и политическим правилам, ассоциируется, а порой и прямо отождествляется с картинами последних времен, описанными в "Откровении" Иоанна Богослова. В связи с этим движения антиглобалистов содержат в себе явную религиозную мотивацию и могут быть поняты как духовные религиозные движения. Не хотелось бы, чтобы православная церковь оказалась вовлеченной в связанные с этим словом политические процессы. Любая политика – дело времени, а не вечности. Любой политический проект или действие – это голос "от нижних", а не "от вышних".

Для верующих активистов здесь есть ещё один соблазн. Поскольку предельным состоянием развития процессов глобализации многим явно видится апокалипсис, то активное противодействие этим процессам может рассматриваться в качестве священной войны, дела спасительного, богоугодного и оказывающего чудесное влияние на судьбы всего мира. Тут уже недалеко до составления политических программ по переустройству небесных планов бытия мира. При всей увлекательности задачи лозунг "превращения апокалипсиса в апокатастасис" – дело совершенно безнадежное и никакими политическими человеческими средствами не выполнимое. Но людей, увлекающихся подобными идеями, отделяет от богоборчества совсем малое расстояние, порой всего один шаг.

Вообще некритичное смешение небесного и земного в практической и особенно политической жизни ведёт, скорее, к духовным падениям, чем к взлетам. Остается только молиться о духовной трезвости активных деятелей и надеяться на то, что, возгреваемое религиозными мотивами деятельное стремление к добру, не приведёт в итоге к умножению зла и в этой противоречивой области человеческого творчества.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама