ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"НГ-религии". Павел Урушев. Праздник к нам приходит

20 октября 2004

Хеллоуин странствует по миру бездомным призраком

В последние годы в России широко отмечается праздник Хеллоуин. Молодежь, наряжаясь в костюмы вампиров, демонов и ведьм, съезжается в клубы и дискотеки и беснуется от заката до рассвета. В некоторых школах Хеллоуин отмечается в виде маскарадов и вечеринок. Но большинство россиян черпают сведения об этом празднике из самого ненадежного источника - продукции Голливуда, превратившего Хеллоуин в ходовой товар. Росту популярности праздника также способствует творчество рок-групп, играющих в стиле хэвиметал (Black Sabbath, Halloween, Warlock), и некоторых кинорежиссеров (например, Джона Карпентера, снявшего фильм "Хеллоуин").

Но знает ли кто-нибудь из любителей Хеллоуина, что это за праздник? Какой смысл вкладывали в него древние?

Современный Хеллоуин берет свое начало от Нового года - одного из восьми празднеств календарного цикла древних кельтов. Обозначающее этот праздник ирландское слово Samhain произносится как "савань" и является названием месяца ноября. Русская транскрипция "самайн" восходит к искаженному английскому произношению XVIII века.

На острове Мэн, где кельтские обычаи дольше всего сопротивлялись английскому влиянию, и в наше время Новый год отмечается 1 ноября по древнему календарю. В канун этого дня островитяне собираются в праздничные процессии и распевают на мэнском наречии песню "Сегодняшний вечер - вечер Нового года".

Пытаясь бороться с язычеством, Католическая Церковь установила в Савань свой праздник - День всех святых. Современное название этого праздника - Хеллоуин (Halloween) происходит от сокращенного Hallow E'en, то есть All Hallows' Even - все святые вместе.

В канун праздника Савань ирландцы сгоняли стада с пастбищ в зимние хлева, затем гасили огонь во всех жилищах. С наступлением темноты из хвороста, который собирали всем миром, или старейшина, или друид (жрец) разжигал огромный костер, горевший всю ночь. А под утро еще тлеющие угли разносились по домам для розжига очагов. В XIV-XVIII веках каждая ирландская семья разводила перед домом отдельный костер. "Огнями переливались целые районы; их ослепительный свет вдоль побережья Ирландского залива с высоты холмов являл собой необыкновенно живописное зрелище", - так описывал празднование кануна Дня всех святых исследователь кельтской культуры и мифологии профессор Джон Рис (1840-1915).

Вслед за праздником вступала в свои права зима: начинались заморозки, дожди сменялись снегопадами, приходили голод и болезни. Ощущение близости мира мертвых - вот еще одна из составляющих Хеллоуина. В представлении древних кельтов существовал единый загробный мир - Страна вечного лета - чудесное место, где нет ни болезней, ни страданий, ни голода. Правит этим миром "добрый бог" Дагда, хозяин чудесного котла изобилия, в котором никогда не переводится свинина - излюбленное мясо кельтов.

Связь мира живых с миром мертвых представлялась в виде круговорота: умирая, человек попадал в потусторонний мир, а при рождении ребенка одна из душ возвращалась на землю и вселялась в него. Поэтому древние кельты и их потомки не испытывали страха перед душами умерших, считая их такими же человеческими существами, но временно обитающими в другом мире. В Савань в каждом доме было заготовлено угощение и жарко растоплен очаг на тот случай, если кто-нибудь из предков пожелает навестить свою родню. "В канун первого ноября, - говорится в старинной пословице с острова Мэн, - на каждом крыльце сидит по привидению".

В ночь на Хеллоуин практиковались гадания - начало нового года считалось для этого наиболее благоприятным временем. Самый распространенный вид гадания был таков: под утро, когда праздничный костер уже прогорел, в золе очерчивали круг. В центр круга каждый из присутствующих клал белый камень с особой меткой. Считалось, что тот, кто на следующее утро не найдет свой камень или обнаружит его поврежденным, обречен умереть в течение наступившего года.

В 432 году в Ирландию вместе с миссионером-епископом Патриком пришло христианство, которое изменило представление кельтов о мироустройстве. В частности, появилась вера в раздельный загробный мир - Рай и Ад, возникло представление о злых духах, которые в ночь Всех святых приходят в наш мир, чтобы навредить человеку. Так, нечисть и ее пособники (ведьмы и колдуны) стали одними из персонажей Хеллоуина.

Праздник получил новое понимание: христиане стали считать, что в эту ночь мир мертвых приближается к миру живых и даже соприкасается с ним. Ведьмы, феи, эльфы и домовые - весь сказочный народец вольготно разгуливает по земле. Праздничные костры приобрели защитную функцию - их пламя должно было отпугивать злых духов.

Другим способом защититься от нечистой силы стал обычай рядиться в уродливые маски, причудливые одежды и устрашающе раскрашивать лица. Считалось, что тот, кто будет похож на нечисть, останется для нее не замеченным -потусторонние силы примут ряженого за своего.

Наибольшие изменения Хеллоуин претерпел среди английских и ирландских колонистов Северной Америки. Оторванный от национальных и религиозных корней, он потерял свой изначальный смысл, превратившись в веселый праздник, когда ряженые дети ходят по домам, требуя угощения и подарков, угрожая скупым хозяевам местью нечистой силы.

Символом современного Хеллоуина стала "тыквенная голова" - фонарь из тыквы с прорезями в виде глаз и зубастого рта. В канун праздника фонарь с зажженной свечой выставляется в окнах американских домов для того, чтобы бродящая в округе нечисть не заходила в дом, думая, что он уже занят кем-то из своих.

"Тыквенная голова" получила собственное имя и стала новым персонажем праздника - Лампадным Джеком. Имя позаимствовано из христианской легенды, в которой рассказывается об ирландце Джеке, душу которого дьявол пообещал не забирать в ад. Но после смерти Джек, погрязший в грехах, не попал в рай. С тех пор он вынужден скитаться по свету неприкаянным призраком.

Точно таким же бездомным призраком странствует по миру и потерявший свою национальность Хеллоуин.

***

Павел Александрович Урушев -московский журналист.

***

Считалось, что тот, кто будет похож на нечисть, останется для нее не замеченным

НГ-религии 20.10.2004

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /