ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"НГ-религии". Павел Урушев. Праздник к нам приходит

20 октября 2004

Хеллоуин странствует по миру бездомным призраком

В последние годы в России широко отмечается праздник Хеллоуин. Молодежь, наряжаясь в костюмы вампиров, демонов и ведьм, съезжается в клубы и дискотеки и беснуется от заката до рассвета. В некоторых школах Хеллоуин отмечается в виде маскарадов и вечеринок. Но большинство россиян черпают сведения об этом празднике из самого ненадежного источника - продукции Голливуда, превратившего Хеллоуин в ходовой товар. Росту популярности праздника также способствует творчество рок-групп, играющих в стиле хэвиметал (Black Sabbath, Halloween, Warlock), и некоторых кинорежиссеров (например, Джона Карпентера, снявшего фильм "Хеллоуин").

Но знает ли кто-нибудь из любителей Хеллоуина, что это за праздник? Какой смысл вкладывали в него древние?

Современный Хеллоуин берет свое начало от Нового года - одного из восьми празднеств календарного цикла древних кельтов. Обозначающее этот праздник ирландское слово Samhain произносится как "савань" и является названием месяца ноября. Русская транскрипция "самайн" восходит к искаженному английскому произношению XVIII века.

На острове Мэн, где кельтские обычаи дольше всего сопротивлялись английскому влиянию, и в наше время Новый год отмечается 1 ноября по древнему календарю. В канун этого дня островитяне собираются в праздничные процессии и распевают на мэнском наречии песню "Сегодняшний вечер - вечер Нового года".

Пытаясь бороться с язычеством, Католическая Церковь установила в Савань свой праздник - День всех святых. Современное название этого праздника - Хеллоуин (Halloween) происходит от сокращенного Hallow E'en, то есть All Hallows' Even - все святые вместе.

В канун праздника Савань ирландцы сгоняли стада с пастбищ в зимние хлева, затем гасили огонь во всех жилищах. С наступлением темноты из хвороста, который собирали всем миром, или старейшина, или друид (жрец) разжигал огромный костер, горевший всю ночь. А под утро еще тлеющие угли разносились по домам для розжига очагов. В XIV-XVIII веках каждая ирландская семья разводила перед домом отдельный костер. "Огнями переливались целые районы; их ослепительный свет вдоль побережья Ирландского залива с высоты холмов являл собой необыкновенно живописное зрелище", - так описывал празднование кануна Дня всех святых исследователь кельтской культуры и мифологии профессор Джон Рис (1840-1915).

Вслед за праздником вступала в свои права зима: начинались заморозки, дожди сменялись снегопадами, приходили голод и болезни. Ощущение близости мира мертвых - вот еще одна из составляющих Хеллоуина. В представлении древних кельтов существовал единый загробный мир - Страна вечного лета - чудесное место, где нет ни болезней, ни страданий, ни голода. Правит этим миром "добрый бог" Дагда, хозяин чудесного котла изобилия, в котором никогда не переводится свинина - излюбленное мясо кельтов.

Связь мира живых с миром мертвых представлялась в виде круговорота: умирая, человек попадал в потусторонний мир, а при рождении ребенка одна из душ возвращалась на землю и вселялась в него. Поэтому древние кельты и их потомки не испытывали страха перед душами умерших, считая их такими же человеческими существами, но временно обитающими в другом мире. В Савань в каждом доме было заготовлено угощение и жарко растоплен очаг на тот случай, если кто-нибудь из предков пожелает навестить свою родню. "В канун первого ноября, - говорится в старинной пословице с острова Мэн, - на каждом крыльце сидит по привидению".

В ночь на Хеллоуин практиковались гадания - начало нового года считалось для этого наиболее благоприятным временем. Самый распространенный вид гадания был таков: под утро, когда праздничный костер уже прогорел, в золе очерчивали круг. В центр круга каждый из присутствующих клал белый камень с особой меткой. Считалось, что тот, кто на следующее утро не найдет свой камень или обнаружит его поврежденным, обречен умереть в течение наступившего года.

В 432 году в Ирландию вместе с миссионером-епископом Патриком пришло христианство, которое изменило представление кельтов о мироустройстве. В частности, появилась вера в раздельный загробный мир - Рай и Ад, возникло представление о злых духах, которые в ночь Всех святых приходят в наш мир, чтобы навредить человеку. Так, нечисть и ее пособники (ведьмы и колдуны) стали одними из персонажей Хеллоуина.

Праздник получил новое понимание: христиане стали считать, что в эту ночь мир мертвых приближается к миру живых и даже соприкасается с ним. Ведьмы, феи, эльфы и домовые - весь сказочный народец вольготно разгуливает по земле. Праздничные костры приобрели защитную функцию - их пламя должно было отпугивать злых духов.

Другим способом защититься от нечистой силы стал обычай рядиться в уродливые маски, причудливые одежды и устрашающе раскрашивать лица. Считалось, что тот, кто будет похож на нечисть, останется для нее не замеченным -потусторонние силы примут ряженого за своего.

Наибольшие изменения Хеллоуин претерпел среди английских и ирландских колонистов Северной Америки. Оторванный от национальных и религиозных корней, он потерял свой изначальный смысл, превратившись в веселый праздник, когда ряженые дети ходят по домам, требуя угощения и подарков, угрожая скупым хозяевам местью нечистой силы.

Символом современного Хеллоуина стала "тыквенная голова" - фонарь из тыквы с прорезями в виде глаз и зубастого рта. В канун праздника фонарь с зажженной свечой выставляется в окнах американских домов для того, чтобы бродящая в округе нечисть не заходила в дом, думая, что он уже занят кем-то из своих.

"Тыквенная голова" получила собственное имя и стала новым персонажем праздника - Лампадным Джеком. Имя позаимствовано из христианской легенды, в которой рассказывается об ирландце Джеке, душу которого дьявол пообещал не забирать в ад. Но после смерти Джек, погрязший в грехах, не попал в рай. С тех пор он вынужден скитаться по свету неприкаянным призраком.

Точно таким же бездомным призраком странствует по миру и потерявший свою национальность Хеллоуин.

***

Павел Александрович Урушев -московский журналист.

***

Считалось, что тот, кто будет похож на нечисть, останется для нее не замеченным

НГ-религии 20.10.2004

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама