На днях в городе Ставрополе состоялась научно-практическая конференция «Тоталитарные секты — путь к дестабилизации Северо-Кавказского региона», в работе которой приняли участие представители традиционных конфессий России — православия, ислама, иудаизма, буддизма, а также законодательной и исполнительной власти, широкие слои общественности Южного федерального округа РФ.
В многонациональном государстве взаимопроникновение культур — процесс совершенно естественный и необратимый. Религия, хотим мы этого или нет, является неотъемлемой составляющей любой культуры. Однако в нашей стране в течение нескольких десятилетий господствовавшая атеистическая идеология упорно выхолащивала из нашей жизни все, что так или иначе было связано с так называемым опиумом для народа. Кстати, что касается последнего определения, то оно было весьма неудачно выхвачено из контекста. Если же обратиться к первоисточнику, то Маркс и Энгельс писали буквально следующее: «Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она — душа бездушных порядков. Религия есть опиум для народа». То есть, за нее, как за спасительную соломинку, хватаются все обездоленные, когда во всем происходящем нет ни сердца, ни души — нет уважения к личности, нет ценности конкретно взятой человеческой жизни. Так вот, как ни старались вытеснить из общественного сознания веру в Высшую Силу, во Всемогущего Творца, не получилось. Хотя, конечно же, мы много потеряли, отказавшись от грамотного, беспристрастного изучения основ мировых религий в общем и своей в частности. В результате образовался вакуум в воспитании нескольких поколений. Как известно, свято место пусто не бывает. И мы снова в поисках истины кидаемся из огня да в полымя. Снова теряем людей, а вернее — их души. Не все в выступлениях участников конференции можно было принять без единой оговорки, но объединяло их главное — боль за сложившуюся ситуацию и тревога за будущее. Выступивший на конференции губернатор Ставропольского края Александр Черногоров отметил актуальность обсуждаемого вопроса для России. «Мы отчетливо понимаем, — сказал он, — что при отсутствии на сегодняшний день в стране какой-либо стройной и востребованной обществом государственной идеологии резко возросло влияние и значение идеологии религиозной. Вместе с тем современная Россия, в отличие от ряда стран Западной Европы, где осуществляется активная государственная политика в отношении тоталитарных сект, до сих пор не вполне осмыслила угрозу общественной и личной безопасности, идущую от новых духовных учителей. Мы знаем, что любое религиозное учение, отличное от традиционного, сложившегося в государстве веками, нарушает региональную, этноконфессиональную основу и способствует созданию социальной нестабильности. Известно также, что создаваемые у нас новые религиозные структуры управляются из зарубежья. Их деятельность финансируется зарубежными религиозными центрами, и они стремятся вытеснить из духовной жизни наших граждан традиционные объединения, настроенные на конструктивное сотрудничество с органами власти. В нашем общем доме — России — бесцеремонно хозяйничают заезжие проповедники. Сегодня страна остро нуждается в правдивом церковном слове, критической оценке причин ее болезни. Мы с тревогой отмечаем, что по-прежнему немало священников устраивают служения в рамках церковной ограды, вдали от решения злободневных проблем. Нередко сомнительным западным миссионерам никто не дает отпор. Для противодействия деструктивным силам пора, наконец, выработать системный подход».
Мэр города Ставрополя Дмитрий Кузьмин обратил внимание собравшихся на то, что феномен тоталитарных сект во всем мире известен давно и уже достаточно хорошо изучен. «Однако наша страна находится в весьма затруднительном положении, — продолжил он, — так как самого понятия «тоталитарная секта» в российском законодательстве нет. А следовательно, не существует и рычагов воздействия на такого рода организации».
На этот же недостаток в законе указал и прокурор Ставропольского края Валерий Калугин:
«На мой взгляд, результатом сегодняшней конференции должна стать выработка предложений в законодательные органы, которые бы внесли соответствующие изменения в действующее законодательство, что позволит более активно проводить политику государства».
С большим вниманием был выслушан доклад советника председателя Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Любови Алиевой, в котором она очень четко изложила суть настоящего ислама. «Учитывая то обстоятельство, что в международном терроризме прямо или косвенно обвиняются мусульмане, а вслед за этим и исламская религия в целом, необходимо разъяснить еще раз: ислам и террор не только несовместимые, но и диаметрально противоположные друг другу понятия. Невозможно даже допустить мысль о взаимосвязи и сосуществовании ислама и террора, ибо божественные заповеди ислама — это путь к предотвращению всех форм насилия, жестокости, принуждения и полное искоренение террора как явления, поскольку его мишенью становятся ни в чем неповинные люди, а это не может иметь никакого оправдания. В глазах Всевышнего убийство одной души расценивается как убийство всего человечества. Аллах проклял таких и назвал их следующими по путям сатаны.
В свете последних событий, обрушившихся на нас, каждый понимает, насколько важно иметь сегодня религиозно образованную молодежь, получающую подлинный свет ислама от специалистов, а не от подпольных лидеров. Мусульмане не смогут предложить миру истинный, человечный ислам, пока не воплотят его сами в своих душах, в своей жизни и во взаимоотношениях с обществом. В Коране сказано: «И никогда Аллах не поменяет такого положения с людьми, пока они не переменят его сами». Божественные, содержательные и всеобъемлющие принципы ислама принесут счастье и стабильность всему миру лишь при условии их правильного применения. Мы, мусульмане, должны еще раз попытаться в нашу эпоху претворить в жизнь принципы мира и справедливости, чтобы спасти наши души от тьмы разногласия и стрессов, в которой мы сейчас пребываем. Ибо, если в обществе царят безнравственность и зло, искажение святых заповедей Аллаха, то его поражает смертельный недуг. Все это требует от нас заглянуть в корень проблемы и тщательно проследить за причинами ее возникновения, в результате которых мы пожинаем горькие плоды. И это в эпоху возрождения религии... Поэтому мы должны выбрать такой путь, который сохранил бы для нас религию, национальные особенности, индивидуальность каждого народа, не отвергая положительных достижений цивилизации.
В итоге, первое, что незамедлительно нужно сделать на пути борьбы с терроризмом, это духовное и религиозное воспитание, просвещение общества. Необходимо исправить глубоко ошибочные стереотипы и стандарты мышления как в отношении веры, так и в отношении морально-нравственного облика личности и общества в целом. Ибо только невежество порождает фанатизм, а он в свою очередь несет разрушение и становится преградой на пути распространения истинной веры. Во-вторых, возрождению религии должно предшествовать исследование территориальных, социально-демографических, этнических факторов, от которых будут зависеть формы и методы распространения той или иной религии. В-третьих, необходимо повысить ответственность должностных лиц, ужесточить наказание террористов, контролировать въезд иностранцев и денежные поступления. И, наконец, в-четвертых, средства массовой информации должны объективно освещать происходящие события, дабы не порождать религиозную и национальную вражду, поскольку, продолжая муссировать миф об исламской угрозе, можно только усугубить сложившуюся проблему, но никак не решить ее».
Профессор Московской духовной академии Свято-Тихоновского православного богословского института, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ диакон Андрей Кураев в своем выступлении связал воедино тематику тоталитарных сект и общего противостояния террору. При этом отметил, что «достаточно массовая форма религиозности в современном западном мире, в том числе и в России, — это, к сожалению, язычество. Не христианство, не ислам, не иудаизм, не буддизм, а именно язычество. Причем большинство религиозных групп, действующих в Российской Федерации сегодня, избегают своей самоидентификации в качестве конкретного религиозного движения. Они предпочитают называть себя центрами духовного образования, кружками по изучению духовного наследия, центрами познания человека, как угодно, вплоть до спортивных кружков. И тем не менее в них реально идет пропаганда язычества. Напомню, что язычество, по определению ислама и христианства, — это поклонение некоему творению вместо Творца, единого Бога. И вот это сегодня явление массовое: поклоняются духу Космоса, энергии Космоса, Высшему Разуму и т. д. Кроме этого, есть и другая, также массовая, форма язычества в нашей стране. Посмотрите на лотки, книжные развалы — книгу по христианству или исламу можно встретить крайне редко, зато по всевозможным гаданиям, магии и целительству, сонники, гороскопы — в самом широком ассортименте.
Президент страны недавно сказал, что против нашей страны ведется война. Значит, у нас есть некий враг. И понятно, что одна из его задач — посеять рознь и раскол внутри России, натравить нас друг на друга. Так вот, для того чтобы этого не было, необходимо осознание ответственности за каждое свое слово у всех людей, в том числе и у директоров школ, спортклубов, руководителей СМИ. Помните, что если вы кого-то пускаете в свои школы, на страницы своих изданий, то нужно знать, кого именно, ибо последствия нередко бывают самые неожиданные». Преосвященный Феофан, епископ Ставропольский и Владикавказский, подытоживая все выступления, отметил: «Сама жизнь заставила нас говорить о пагубном влиянии на души людей тоталитарных сект. Но, к сожалению, мы пока еще очень много говорим, но мало действуем. Я обращаюсь к духовенству, сидящему здесь в зале: посмотрите, нас даже сейчас — целая армия! Так почему представители чуждых нам сект так активны, а мы нередко ограничиваемся стенами храма или же только своей общиной? Мы должны идти непосредственно в народ, проявлять настойчивость, знание закона и свое право свидетельствовать и обучать, особенно нашу молодежь, тем духовным ценностям, на которых воспитывалось наше общество на протяжении тысячи лет. Мы говорим, что очень трудно протолкнуть тот или иной закон, защищающий наши интересы, особенно в области религиозного образования, ограничения влияния тоталитарных сект. Сетуем, что нет инструмента... Как нет? А мы, здесь сидящие? И за нами, и за православными приходами, и за мусульманскими общинами — огромная масса людей, наших верующих. Все они граждане нашего государства и избиратели конкретных депутатов. Надо встретиться с нашим депутатским корпусом и дать четкие наказы: отстаивать интересы наших верующих в Госдуме. И не просто услышать от него обещания, а через какой-то период спросить, как исполняются наши наказы. Это уже инструмент в проведении в жизнь наших законных прав и интересов.
Кроме того, считаю необходимым произвести перерегистрацию всех религиозных организаций и их экспертизу. Можно что-то делать, руководствуясь и действующим законодательством.
В заключение конференции был принят итоговый документ, в котором говорится, что традиционные конфессии, общество и государство должны объединить свои усилия в деле просвещения молодежи. Исходить здесь мы должны из того, что если подрастающее поколение не получит знания об основах веры из уст авторитетных представителей традиционных религиозных объединений, то эти знания, но уже в искаженном и соответственным образом препарированном виде юноши и девушки получат от религиозных экстремистов. Чтобы этого не произошло, руководители учреждений образования не должны бояться пригласить в школу или вуз представителей традиционных религий для проведения занятий.
Необходимо также задействовать в этой сфере потенциал средств массовой информации. Это тем более важно, что сегодня в СМИ религиозная тематика подается в основном в связи с проявлениями терроризма и в гораздо меньшей мере рассказывается о социальной работе традиционных религий, нравственном и духовном содержании их вероучений.
Также более активно должны действовать государственные органы, наблюдающие за соблюдением законодательства в религиозной сфере. Подспорьем в этой работе явится создание в субъектах Федерации экспертных советов, в состав которых должны войти ученые религиоведы и авторитетные представители традиционных религий.
Опыт показывает, что пребывание человека в рядах тоталитарной секты негативно сказывается на его личности. И, порвав с сектой, он оказывается перед проблемой восстановления своей идентичности. Подобные случаи не единичны, и поэтому остро стоит вопрос о создании сети реабилитационных центров помощи таким людям.
Необходимым и существенным условием для реализации указанных мер должно послужить уточнение и совершенствование законодательства в религиозной сфере. В частности, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» должен быть дополнен юридически точным определением тоталитарной секты как псевдорелигиозного объединения, не подлежащего государственной регистрации. В свою очередь уже имеющееся в преамбуле закона положение об особом статусе традиционных религий России нуждается в развитии и конкретизации применительно к социальной, образовательной и культурной деятельности традиционных для нашей страны конфессий.
Кабардино-Балкарская правда 07.10.2004