ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

На "нет"

Светлана Клишина :: 19 ноября 2002

Недавно один мой коллега пригласил к своим студентам-второкурсникам американского философа Уильяма Крейга, члена влиятельной протестантской общины. Профессор прочитал страстную лекцию на тему "Бог и современная наука". Для доказательства бытия Бога Крейг использовал астрофизическую теорию Большого взрыва, эволюционную генетику и другие новые и не очень новые естественнонаучные концепции.

Когда лекция закончилась, затесавшийся на нее первокурсник спросил: "А как Бог относится к сожжению инквизицией Джордано Бруно, к Крестовым походам и джихаду?" Ответ, который должен был прозвучать, я слышала десятки раз. Он и прозвучал. Всеблагой и всемилостивый Бог не отвечает за Крестовые походы и джихад. Он наделяет человека свободой воли, и эта свобода может быть ужасающей – человек сам выбирает зло и творит его. Не искушенный в тонкостях теодицеи мальчик сказал растерянно: "Если Бог не отвечает за злодеяния, а главное – не хочет их предотвратить, то зачем нам нужен такой Бог?"

Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что то, что я скажу дальше, кому-то покажется наивным, а кому-то кощунственным. А что эти мысли несвоевременные и уж совершенно точно – немодные, это я знаю и сама. Но концентрация чувства, одолевшего меня с самого начала захвата заложников террористами в Москве, такова, что мне безопаснее означить и озвучить его, чем оставаться с ним наедине.

Всматриваясь в глаза террористов, которых показывали на экранах телевизоров, я все думала: а что было бы, если бы эти юные женщины со взрывчаткой на поясе знали, что никакого Бога нет и никто их не встретит в раю с объятиями и не обеспечит им блаженного и вечного существования? Так ли бы они вели себя, как вели, и так ли бы развивались события и были ли они вообще возможны?

За все их семнадцать – двадцать лет никто не сказал им, что Бога нет. Он не умер, как провозгласил Ницше. Его вообще не было. Небеса пусты. А раз так, то прожить единичную жизнь, и без насильственной смерти такую удручающе короткую и которая вся пишется набело, надо, полагаясь только на себя и на других людей.

Я не предполагаю, что им этого не сказали. Я это знаю совершенно точно. Потому что говорить такое за последние десять лет стало немодным. Бывшие атеисты, члены комсомола и партии, подались в бизнес или политику. С такими занятиями респектабельнее быть верующими – таково негласное общественное мнение. Есть среди бывших вождей комсомола и террористы – мы это знаем. Ныне они тоже правоверные мусульмане. Атеисты-профессионалы переквалифицировались в религиоведов, а те, кто остался атеистом, выпали в андеграунд со своими убеждениями. Потому что неловко, а то и небезопасно вещать о своем религиозном вольномыслии, когда первые люди государства истово осеняют себя крестным знамением или исправно совершают пятикратный намаз.

Споры, если они и ведутся, связаны с положением той или иной секты в стране или статусом конфессий в законодательстве. Когда заходит речь о вере, все становятся поразительно целомудренными. Мол, это такой деликатный предмет, которого нельзя касаться. Общим местом стала фраза: "Это слишком интимная тема, не будем об этом говорить". Но почему же не будем?

Наши современники хотят быть целомудреннее и святее Фомы Аквинского или Уильяма Оккама. Самую главную тему в религии – веру – они табуировали. Но кто не хочет говорить о вере, пусть помалкивает и о насилии. Не говорите мне о заповеди "Не убий" и о Коране, запрещающем воевать с женщинами и детьми. Как будто мы не знаем, как поразительно пластичны все священные книги. Спорящие на тему о насилии побивают друг друга цитатами из одного и того же Корана и одной и той же Библии.

Я вовсе не хочу сказать, что вера обязательно провоцирует и обосновывает насилие, а атеисты – голуби. Двадцатый век явил нам и атеистов со звериными ликами, ценящих человеческую жизнь в пфенниг или в копейку.

Из термодинамики известно: закрытая система не способна эволюционировать. Наглухо запаянное, герметичное религиозное сознание – именно такая система.

Дети и внуки нынешних правоверных мусульман и дети и внуки нынешних правоверных христиан будут колошматить друг друга до тех пор, пока в мире не останется ни одного мусульманина и ни одного христианина. И ни Аллах, ни Христос не вмешаются в эту бойню не потому, что хотят искусить веру людей и провести их через такое испытание. Они не вмешаются, потому что их – нет. "Бытие есть, небытия нет", – припечатал древнегреческий философ Парменид. А к небытию – какие же могут быть претензии? На "нет" и суда нет.

...В Доме культуры на Дубровке схватились не только террористы и спецназовцы. Там сошлись Аллах и Христос. И оба потерпели сокрушительное поражение. Их величественное безмолвие – лучшее доказательство их небытия.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама