У лидера духовного управления мусульман северной республики серьезные претензии к руководству региона
Русский Север всегда считался спокойным регионом в становлении межнациональных отношений. Коренные нации края - карелы, финны, вепсы - осваивали его вместе с русскими и представителями других народов России в дружбе и добрососедстве. А уж межконфессиональных споров здесь не бывало и подавно, если не считать памятного противостояния северных староверов официальному православию в XVII-XIX веках.
И вдруг, как гром среди ясного неба, в местной прессе всерьез заговорили об угрозе разжигания в Карелии межнационального, а скорее даже именно межконфессионального конфликта. Буревестником выступил муфтий Духовного управления мусульман РК шейх Висам Али Бардвил, уже несколько лет живущий в северной республике, окормляя словом исламской веры свою растущую паству. Он весьма активно отстаивает добрые начала ислама, всячески подчеркивая, что исповедуемая им религия не имеет ничего общего с экстремизмом чеченских террористов, разных мастей ваххабитов или печально знаменитой "Аль-Каиды".
"НГ" уже отмечала практикуемый карельским шейхом прием составления черных списков журналистов и изданий, публикующих "исламофобские статьи". Хотя речь чаще идет максимум о некоторых не очень удачных выражениях авторов, об использовании терминологии, которую сам муфтий не приемлет, или высказывании распространенных оценок, с которыми он не согласен. Серьезные претензии не раз предъявлял Висам Али Бард-вил и к правоохранительным органам за жесткие действия в отношении "лиц кавказских национальностей" и за то, что их руководители акцентируют внимание общественности, выражая тревогу по поводу обострения криминогенной обстановки на севере в связи с ростом миграции из южных регионов.
А после трагедии в Беслане в один ряд с неугодными муфтию журналистами и силовиками оказался зачислен даже глава Карелии Сергей Катанандов. Дело в том, что на одном из совещаний в региональном правительстве, рассуждая на тему безопасности, глава республики, в частности, сказал: "Руководители диаспор должны в некоторой степени отвечать за своих земляков, осевших в республике, за их поведение. Причем не только за их официальных членов, вовлеченных в культурные мероприятия, но и за всех остальных".
Фраза, согласимся, не слишком удачно формулирующая пожелания власти контролировать безопасность в регионе. Но все-таки надо очень постараться, чтобы разглядеть в ней некую попытку разжигания межнациональной ненависти к кавказцам-мусульманам. Между тем муфтий Висам Али Бард-вил расценил ее как "выражение недоверия и подозрения ко всем людям неславянской внешности, проживающим в республике, вне зависимости от их гражданства и вероисповедания". Именно так говорится в заявлении Духовного управления мусульман РК, в котором утверждается, что прежде спокойная северная республика движется "к всепоглощающей исламо- и кавказофобии".
Чуть позже в редакции карельских газет поступили ставшие уже привычными предупреждения, написанные на бланках ДУМ РК, о недопустимости использования в прессе оскорбительных для мусульман терминов: "Такие слова, как "терроризм", "экстремизм", "фундаментализм" и им подобные, не совместимы с прилагательным "исламский", как непозволительны высказывания "христианский экстремизм", "иудейский терроризм" и др."
Заметим, однако, что вовсе не карельские журналисты ввели в обиход такую широко употребляемую нынче терминологию. И кстати, то же понятие "фундаментализм", применяемое как общее название сторонников сохранения ортодоксии, прежде характеризовало как раз одно из течений протестантской теологии. Теперь свободная философская мысль распространила его на одно из направлений ислама. А могла бы, например, обозначить им стержневую линию православия, остающуюся самой ортодоксальной вехой христианства.
Показательно, что отголоски на филологические экзерсисы карельского муфтия уже появились в западной прессе. К примеру, немецкая газета Bremer Nachrichten, опасаясь межнациональной конфронтации в России, прямо обвинила главу Карелии в непонимании столь тонкой сферы большой политики: "В Республике Карелия на финской границе местный президент Сергей Катанандов постоянно видит провокации со стороны кавказцев".
Ситуация напоминает "испорченный телефон". Где-то Карелию уже считают новым очагом напряжения. В то же время, по сообщению пресс-службы ДУМ РК, сам муфтий Висам Али Бардвил на встрече в местном Госкомитете по делам национальной политики благодарит его руководство "за плодотворную работу в деле сохранения спокойных межнациональных отношений в республике, за его готовность выслушать и решать проблемы национальных меньшинств Карелии, оказывать им внимание и содействие".
Независимая газета 22.10.2004