15 мая в Шуваловском корпусе МГУ, в аудитории имени Е. М. Примакова в рамках совместного проекта факультета политологии и Лектория PRM "Вечерние чтения" состоялась лекция доктора политических наук, первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александра Владимировича Щипкова. Тема лекции была обозначена следующим образом: "ХХ век и будущее идеологии".
Вначале лектор обратился к аудитории с вопросом, с какой точки зрения мы смотрим на историю? И сами ли мы ее объясняем или это кто-то делает за нас? Одним из таких "объяснений" является концепция, согласно которой русская история XX в. постоянно претерпевала разрывы, в частности, в 1917 и 1991 гг. Есть сторонники того, чтобы стереть из народной памяти советский период. Их оппоненты предлагают сделать то же с периодом царским. Несмотря на внешние разногласия, и те, и другие предлагают разрыв и существование общества в ситуации самоотрицания, подчеркнул Щипков. При этом сторонники такого модного в настоящее время термина, как "десоветизация", предлагают бороться по сути с виртуальным явлением, поскольку советской власти нет. И любая такая борьба, отметил лектор, есть борьба с историей России. Одним из механизмов этой борьбы является, к примеру, навязывание идеи коллективной вины русскому народу в связи со сталинскими репрессиями или с убийством Николая II. Но история России не только должна быть непрерывна, но и является таковой, сказал в своем выступлении А.В. Щипков.
Лектор напомнил собравшимся, что советский период (1917-1991 гг.) это только часть русской истории XX в., высказав утверждение, что двадцатое столетие началось одновременно с Первой мировой войной, а закончилось с присоединением Крыма к России в 2014 г. А.В. Щипков привел в пример термин "Большая война", с помощью которого филолог и публицист Е. Белжеларский (его одноименная статья опубликована в вышедшем в этом году сборнике "Язык", посвященному становлению русского дискурса) обозначает период с 1914 по 1945 г. Именно с 1914 г., с уничтожения русинов в австро-венгерских лагерях Талергоф и Терезин начался геноцид русского народа, конец которому был положен в мае 1945-го года.
Щипков напомнил аудитории еще один пример мировоззренческой манипуляции, заключающийся в концепции т.н. "перманентной гражданской войны". Сторонники этой концепции предлагают обществу продолжить жить, будучи разделенными на "красных" и "белых". Однако многие приверженцы этой идеи таким образом оправдывают и генерала Власова, утверждая, что предавший свою страну генерал якобы лишь боролся со сталинизмом и, таким образом, как бы выступал на стороне "белых", продолжая "гражданскую войну".
Касаясь вопроса об идеологии как таковой, А.В. Щипков обратил внимание на следующую правовую коллизию: с одной стороны, Конституция РФ запрещает установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Однако статья той же Конституции, провозглашающая высшей ценностью человека, его права и свободы, по сути своей является идеологической. В то же время современный либерализм, отметил лектор, фактически отказался от своей классической формулы "Свобода, равенство, братство", оставив из этой триады лишь "свободу". В современной либеральной парадигме господствует неравенство в разных формах, начиная от теории расизма, оправдывающей колониальную теорию, до социального сегрегационного понятия "рукопожатности" механизма разделения граждан на "правильно" мыслящих и "неправильно".
Лекцию А.В. Щипков завершил выводом, что никакая страна не может существовать в идеологическом вакууме, и идеология для государства так или иначе необходима. Общество должно быть независимым, иметь под собой определенные основы, быть монолитным, единым. А всего этого невозможно достичь без определенной идеологии и мировоззренческих установок.