Сегодня в России много пишут о тяжелом положении Украинской православной церкви Московского патриархата, о притеснении ее духовенства и мирян националистами, раскольниками и властями. О том, каково реальное состояние УПЦ МП сегодня и о нынешних веяниях среди духовенства, о глубинных причинах Майдана и о том, что можно увидеть "со дна" тюрьмы, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал клирик кафедрального собора Святого Духа города Ромны Роменско-Бурынской епархии протоиерей Владимир Малыченко. Беседовал Сергей Стефанов.
Отец Владимир, вы знаете ситуацию на Украине, можно сказать, изнутри. Как бы вы могли оценить происходящее сегодня в стране, в частности, положение Украинской православной церкви Московского патриархата?
Мне кажется, причины происходящего с нами всегда кроются внутри нас. И когда люди переживают какие-то негативные явления, какой-то кризис, это как бы суд Божий являет себя в той или иной части общества. Но все это имеет своей причиной глубинную, ценностную дезориентацию внутри человека, которая уже стала доминирующей и в общественном сознании.
Думаю, то, что произошло в 2014 году и в последующее время на Украине, - это, к сожалению, следствие, в том числе, и того, что наше церковное свидетельство здесь осуществлялось, по большей части, простите, рафинированно, приглаженными средствами, наверное, без должного акцента на наше укоренение в святоотеческую традицию.
"Кто построил монастырь построил дом покаяния..." Я здесь привожу святоотеческое определение как метафору, оправдывающую, на мой взгляд, внешнюю церковную жизнь во всех возможных формах в контексте этого определения "устроения дома покаяния". Убежден, что только такая "келия" дает право на вхождение в светлые просторные палаты для достойного благодарения Творцу.
Ориентация на устроение внешнего без утверждения во внутреннем соответствии, наверное, это наследие того, что нам довелось пережить после смуты 1917 года. Хотя и до этого времени какие-то вещи удаляли нас от христианской правды и выверенного православного мироощущения. Это происходило тогда, когда мы, скажем так, из культуры покаянного духа впадали в какую-то антикультуру торжествующей праведности, идя, тем самым, по стопам западного христианства.
События 2014 года на Украине произошли не без участия людей, очень близких к церковному священноначалию Украинской православной церкви. Это подтверждается нынешними действиями этнофилетически настроенного священноначалия (этнофилетизм тенденция приносить общецерковные интересы в жертву национально-политическим, осужденная как ересь на поместном Константинопольском соборе 1872 года ред.). Кто эти люди никому не секрет. Прежде всего, митрополит Александр (Драбинко) и его соратник протоиерей Георгий Коваленко, возглавлявший информационную службу при митрополите Владимире.К сожалению, за ними пошли многие в среде духовенства те, кто поддерживает их пронационалистическую, этнофилетическую версию "правильной" церковной жизни. За последние годы людей с подобным мировоззрением у нас в церковной среде стало столько, что предстоятелю, наверное, сложно это удерживать в русле церковного единства. Как результат, это мировоззрение проявляется не лучшим образом и во всех сторонах общественной жизни.
Что вы понимаете под этнофилетизмом?
Это влюбленность в свои этнические особенности. Это проявление гордыни на религиозном и национальном уровне. Следствие уклонения от все того же духа покаяния.
Хотя в нашей церковной традиции, в литургической, богослужебной практике культура покаянного преображения является основой, однако мир, видимо, как-то нас перетягивает, и то, что мы декларируем, о чем говорим, к сожалению, очень часто не подтверждается нашей жизнью. Чего не достает каждому из нас, как мне кажется, на личностном уровне это работы над собой в освоении этого искусства покаяния. Это является основой преображения и христианской жизни.
Поэтому зачастую наши молитвы и прошения, наше участие в церковной и общественной жизни, в социальном служении оказываются недостаточно плодоносными. Нельзя все время твердить, что "мы самые лучшие", что "у нас самые золотые купола, самая лучшая страна", демонстрируя свою монополию на достоинство, а на деле не умея принимать минимальные стеснения и незаметно оказываясь на территории комфорта, становясь неспособными видеть, где наше место в Церкви на сегодняшний день.
А каков здесь ваш личный опыт? Вам приходилось близко соприкасаться с подобными "веяниями" среди духовенства?
Около пяти лет мне пришлось служить священником в тюремном храме в городе Конотопе Сумской области. Если говорить непосредственно о моем опыте тюремного служения, то, хотя это и дно общества, там достаточно достойных людей, которые способны и готовы стать на путь христианской жизни. Церковь Христова обречена входить в этот стан прокаженных. Но мы, к сожалению, участвуем там пока довольно формально.
Да, фактически в каждой тюрьме на Украине есть храм или молитвенная комната, но священники там бывают раз или два раза в месяц. Хотя там есть, что делать. Оттуда, правда, ничего не унесешь - там "зеки", которые сами живут от ларька до ларька. Туда надо самому что-то нести.
Но я скажу так: если священник может остаться в этих местах тем, кем он должен быть, тогда он имеет право выходить и на другие формы служения в сферы образования, воспитания, здравоохранения и так далее. А если ты в тюрьме не сможешь остаться священником грош цена тебе будет как священнику в семинариях, академиях, на конференциях и в прочих публичных местах.
Наше социальное служение в том, чтобы стать родными, прежде всего, этим людям нуждающимся, нищим, отверженным. А так мы родные кому? Бизнесменам, предпринимателям, членам правительства? Но там легко быть родными. Но мы как Церковь мы же не какая-то утешительная организация для сильных мира сего. Мы должны еще и обличать, и такие примеры есть в нашей богатой церковной истории.
А иначе, получается, что где-то нас держат, возможно, только для оправдания тех беззаконий, которые чинятся ныне на всех уровнях общественной жизни. Это проблема, которая висит в воздухе, и каждый из нас ее, так или иначе, чувствует.
Чтобы выбраться из этого состояния и не быть неким привилегированным сообществом, элитарным, простите, клубом, а быть Церковью, нам, повторюсь, надо становиться кающимися грешниками и преодолевать в себе торжествующих праведников.
Насколько опасно там, где вы служите?
Мэр города Конотоп, откуда я родом, избранный в нынешнее смутное время, - наверное, самый ярый националист на всей Украине. У него в кабинете висит не портрет президента, а портрет Бандеры, и он на всех уровнях борется с нашей русской культурой. В школах всех учеников обязали петь гимн Украины, положа руку на сердце, перед началом занятий.
Опасно сейчас высовывать голову, высказывать свою точку зрения. Но простите: в момент этой опасности нам, будучи Церковью, нельзя забираться в погреб и ждать. В какой-то мере нужно налаживать общение даже с такими напрочь непримиримыми людьми.
Тот же мэр, как мне говорили мои знакомые, занимающие определенное общественное положение, человек, способный слышать. Но единственный представитель духовенства, который с ним постоянно общается, это представитель так называемого Киевского патриархата. Вот памятные мероприятия у мемориала на День победы там, по идее, должно быть наше духовенство, но там только раскольники. И так везде.
Если бы мы, церковные люди, были более деятельны, правильно организованы, то нам было бы легче противостоять конструктивно оппонировать тому, что происходит на наших глазах сегодня. Вообще, сейчас время парадоксов. Тот же мэр-"бандеровец", именно он сейчас противостоял проведению гей-парада в Конотопе. То есть, даже здесь есть точки соприкосновения, где можно находить какое-то взаимопонимание для сотрудничества.
Хотя есть, конечно, и просто абсурдные вещи. У нас одну из центральных улиц города переименовали из "Улицы братьев Радченко" в улицу "Братив Лузанив". Начинаем интересоваться: что это за братья Лузаны? Оказывается, это полицаи, которые в соседнем селе нашего района бесчинствовали во время оккупации 1941-1943 годов. И этих людей сделали сейчас героями, их именем назвали улицу. Но самое печальное, что это все прошло незамеченным, никто из церковных людей даже не выступил против не обязательно от лица Церкви, а просто как житель этой страны, этого города...Нужно, конечно, не бунтарское участие, не война, а участие человеческое в том числе в жизни тех дезориентированных личностей, которые оказались на территории конкретного региона. В этом и опасность быть исповедником правды. Но христианином всегда быть опасно. Раньше говорили, что "добро желать епископства", так епископства желали те, кто готов был на мученичество.
Проблема еще и в том, что те наши священники, которые могли бы противостоять давлению властей, националистов и раскольников одаренные батюшки, способные к более активному служению, но не являющиеся яркими менеджерами каких-нибудь коммерческих проектов, почти все они находятся на задворках, в каких-то "тмутараканях", в самых дальних уголках территорий их проживания. Очень часто архиерей себя окружает тем священством, которое способно обеспечить материальную составляющую так называемой церковной жизни.
А люди, между тем, все больше уходят к раскольникам, которые "оглашают" и вещают повсюду с утра до вечера. Мы же те, которые должны людям раскрывать глаза на происходящее, оказались ожидающими прихожан. Пришло время, когда и нам надо выходить к людям.
А в других епархиях какая ситуация?
Похожая. Не берусь утверждать, но, похоже, такая ситуация повсеместно на Украине.
Известно, что украинские масс-медиа резко негативно относятся к Церкви Московского патриархата, на что неоднократно обращали внимание и в УПЦ МП. Здесь в принципе невозможно никакое сотрудничество, или голос православных верующих там все же можно расслышать?
Все СМИ в Киеве, на Украине, так или иначе участвующие в освещении церковной жизни, "застолблены" сторонниками разрыва с Московским патриархатом. На местных каналах только раскольники. Агрессивность в публичном пространстве сейчас очень велика. Везде "враги". Самый главный враг это Путин, "москали", "промосковская церковь". Все причины своих проблем списывают на нас мы виноваты. И многих, к сожалению, это соблазняет.
Но это не отменяет и нашей задачи каким-то образом пытаться выходить на общение с представителями СМИ, там есть и адекватные люди. Не надо самоустраняться, ждать, когда придут лучшие времена.
Кстати, есть люди, которые своим примером доказывают, что противостоять можно. Они говорят во весь голос, и ничего, им руки не повыкручивали, в тюрьму не загнали. Впрочем, это возможно только в том случае, когда люди правильно организовали вокруг себя свою жизнь: они не одиноки, у них есть поддержка тех, кто может противостоять нынешнему обману.
- А народ верит во все эти небылицы о России, о которых им рассказывают по разным каналам? Какие настроения среди ваших прихожан, с которыми вы постоянно общаетесь?
Сейчас, в какой-то степени, уже отсев произошел. Те, кто остались в лоне матери-Церкви, - это люди, в целом "утвержденные", понимающие ситуацию. Если судить по нашему городу, где я знаю многих, то эти люди пользуются информационными ресурсами более объективных СМИ, в том числе и российскими.
Для более деятельного участия в общественной жизни мы организовали благотворительный фонд "Благодать". Хотим аккумулировать какие-то средства, которые позволили бы как-то организовывать людей и помогать священству в его служении. И не только священникам нашим врачам, учителям надо помогать, общественным деятелям, талантливой молодежи.У людей, как правило, нет возможностей на кого-то и на что-то опираться в своем свидетельстве и противостоянии всеобъемлющей лжи. Многие из тех, кто действовал в одиночку, уже "запрятаны". Мы считаем, что обязаны каким-то образом участвовать в конструктивном противостоянии обману, используя здоровую часть общества.
Очень многие сейчас выезжают с Украины, и этих людей нельзя осуждать они своего рода исповедники, они не согласились жить в этих условиях. К сожалению, в России им достаточно трудно организовать свою жизнь. Но эти люди не должны быть здесь чужими или просто беженцами они должны быть полноценной частью общества, им нужно помогать в обустройстве. Мы надеемся, что правильная организация людей, народа Божьего, для устроения богоугодных форм жизни, не взирая на сложность исторического периода, возможна и необходима.
Почитаемый на Украине покойный старец схиархимандрит Зосима (Сокур) в своем предсмертном завещании говорил, что настанут такие времена, когда Украинскую православную церковь будут втягивать в противостояние и отрывать ее от Московского патриархата. И он сказал прямо: "Когда перестанут поминать патриарха Московского все, это будет уже не Церковь". Те, кто не будут поминать патриарха, они будут уже вне Церкви. Надо, чтобы это духовное завещание в каждом храме на Украине было на видном месте. Только в единении с патриархом и с матерью-Церковью мы сможем сохраниться.Мы, ныне там пребывающие и живущие, верим и надеемся, что Господь все управит. Может быть, и попущено это для того, чтобы мы как-то встряхнулись, опомнились и стали теми, кем мы должны быть.
Церковная жизнь это самая существенная глубина жизни общества. Это жизнь людей, которые, в первую очередь, обращаются к Небу, чтобы уберечь землю. И если на этой глубине все становится на свои места, то все остальное мало-помалу налаживается. Как говорится в Евангелии: "...Ищите прежде всего Царствия Божьего и правды Его, и все остальное приложится...".
Источник: РИА Новости