Перед распадом Советского Союза Среднеазиатский регион начали сотрясать межэтнические конфликты. Одной из их жертв стало русское население, которое в один миг оказалось "вторым сортом". Только Узбекистан в 90-е годы покинули около 700 тысяч русских. Тогда православная церковь в этой стране столкнулась с реальной угрозой исчезновения.
Православный Узбекистан
Вообще-то, христианство существовало на территории Узбекистана с первых веков нашей эры: согласно преданию, здесь проповедовали апостолы Фома и Андрей Первозванный. А учитывая, что через Узбекистан проходил Великий шелковый путь, это вполне может быть правдой.
В V веке Узбекистан становится прибежищем еретиков-несториан, осужденных на Третьем Вселенском соборе и вынужденных бежать из Византии. Несторианская община просуществовала здесь до XIV века, пока ее не уничтожил Тамерлан.
Но спустя пять веков российские миссионеры возродили на этой земле христианство. В 1872 году в Ташкент прибыл епископ Софоний, и с этого момента началось бурное развитие церковной жизни. Даже большевики внесли в нее свою лепту: Узбекистан стал местом ссылки для оставшихся в живых епископов. Думали, что Русская церковь здесь умрет вместе с ее последними архиереями. А она не только не умерла, но и стала понемногу развиваться.
Возможно, именно это стало примером для православных, оставшихся в Узбекистане после распада СССР.
"Я радуюсь тому, что русские по происхождению люди, украинцы, белорусы паства наша здесь являются активной частью узбекского общества. Более того, я бы пошел дальше и сказал об особой ментальности православных людей, которые родились и живут в Средней Азии, в том числе и в Узбекистане", отмечает патриарх Кирилл.
Сейчас православие является здесь второй по числу последователей конфессией.
"Поучитесь у мусульман"
"Что, патриарх прям здесь будет? Правда?" житель Бухары по имени Фархад округляет от удивления глаза. "А когда он прилетел в Узбекистан?" продолжает допытываться он у телевизионщиков, отсматривающих возле него отснятый материал в бухарском кафе.
Первый официальный визит патриарха Кирилла в эту страну начался 29 сентября с Ташкента, где предстоятель Русской православной церкви встретился с мусульманским духовенством и президентом республики Шавкатом Мирзиёевым. На следующий день патриарх посетил Самарканд, а в воскресенье совершил освящение отреставрированного Успенского кафедрального собора Ташкента. Завершился визит 2 октября в Бухаре.
"Как называется то место за стеной с иконами, куда сейчас зашел патриарх?" интересуется мусульманин, указывая на алтарь в храме святителя Алексия Московского в Самарканде. В церкви не протолкнуться: внутри не только прихожане, но и просто местные жители, пришедшие из любопытства.
Православные Самарканда доброжелательно отзываются о своих соседях-мусульманах. Если и бывают какие-то споры, то исключительно бытового характера и быстро разрешаются, уверяет Галина, 65-летняя прихожанка храма.
"Честно сказать, мне за наших русских обидно. Потому что мусульмане искренне верят вот у кого надо поучиться. А наши верят так себе!" сетует она.
Православных в Узбекистане всего процента четыре страна мусульманская. После развала СССР русский язык здесь почти забыли, а Библии на узбекском не найти. А "доставка и распространение религиозной литературы, опубликованной за границей, по закону "О свободе совести", может происходить только после анализа ее содержания экспертами в установленном законом порядке". Поэтому Христос для большинства узбеков "русский Бог".
Правда, проректор Ташкентской семинарии протоиерей Сергий Стаценко говорит, что хоть православные и мусульмане не разделяют религиозные доктрины друг друга, "обычное человеческое отношение никто не отменял".
"Государство не позволяет нам обособиться. Оно постоянно подталкивает нас к диалогу. Сам я родился в Таджикистане, в зрелом возрасте переехал сюда поступать в семинарию. И я могу сравнить, как это происходило в Таджикистане и привело в итоге к гражданской войне, с взвешенной политикой здесь, в Узбекистане", подчеркивает протоиерей.
С православным священнослужителем соглашаются и сами мусульмане. "Духовные лидеры двух общин регулярно встречаются на различных мероприятиях, как светских, так и религиозных. Мы обсуждаем и такую тему, как противостояние религиозному экстремизму, который несовместим с истинной миссией религии", рассказывает главный имам Ташкента Анвар Турсунов.
Запрет на проповедь
Однако еще несколько лет назад патриарх Кирилл сетовал на сложности, с которыми сталкиваются православные Узбекистана. "Так, имеет место запрет на миссионерскую деятельность, невозможно организовать православные общеобразовательные школы, есть трудности с регистрацией новых приходов", отмечал он.
Согласно закону, в Узбекистане любые "действия, направленные на обращение верующих из одной веры в другую" (из ислама в христианство, например), запрещены как и вообще всякое миссионерство. И даже каждый владелец интернет-кафе должен следить за тем, чтобы его клиенты не просматривали запрещенную информацию.
"Речь идет о том, что пятый пункт первой главы закона "О свободе совести" запрещает любую миссионерскую деятельность. Связано это не с тем, что, например, власти предвзято относятся к христианству. Там говорится о запрете миссионерской деятельности в первую очередь экстремистских организаций. Но поскольку закон не может оговаривать конкретные религиозные организации, во имя социальной стабильности он касается всех конфессий. Поэтому миссия не запрещается только в границах религиозной организации: во дворе храма, во время проповеди за богослужением", объясняет протоиерей Сергий Стаценко.
Вместе с тем у епархии, по его словам, есть масса возможностей для привлечения новых прихожан.
"Православные по происхождению стараются покрестить своих близких, отпеть их это уже повод для проповеди. Есть еще крупные православные праздники. Поэтому мы себя не чувствуем ущемленными", констатирует он.
При этом православный священник может прийти, например, в больницу, только если кто-то из больных позовет. А прочесть где-то лекцию можно только с разрешения Комитета по делам религий при кабинете министров и только в присутствии сотрудника комитета и представителя мусульманского духовенства.
"Многие уезжают"
Но главная проблема православной общины в Узбекистане остается нерешенной. Вот уже много лет число ее приходов неизменно 38 храмов и молитвенных домов по всей стране. В сельских храмах, основанных когда-то русскими поселенцами, в воскресенье на литургию приходит человек двадцать, в основном пожилые люди. Молодежь перебирается в города. Или на заработки в Россию и Казахстан, потом там оседает и туда же перевозит свои семьи в Узбекистане для них и их детей перспектив нет.
"Увеличить число приходов у нас не получается, потому что не так уж много здесь русского населения. Многие уехали в Россию и другие страны. Есть такая проблема отток православного населения из Узбекистана", подчеркивает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.
Поэтому епархия старается привлечь больше верующих в уже имеющиеся приходы. А это создает еще одну проблему расширения молитвенных домов до храмов.
"В Узбекистане очень много красивых и современных зданий. По сравнению с ними наши молитвенные дома выглядят очень бедно", сетует митрополит Викентий.
Но, как отмечают и митрополит, и представители управляемой им епархии, для перестройки молелен нужно финансирование спонсоров, найти которых крайне сложно. Поэтому в епархии надеются, что после визита патриарха Кирилла ситуация улучшится.
"Встречаясь с мусульманами Узбекистана, как уже владыка Викентий сказал, я имел радость ощущать теплоту и гостеприимство и открытость по отношению к православным, их уважение и симпатию. И это дорогого стоит, потому что мы знаем, что во многих странах кровоточат межрелигиозные конфликты, раздираются противоречиями человеческие общности. И потому нам нужно особенно ценить гражданский мир, межрелигиозный мир и те условия в государстве, которые помогают людям совместно трудиться", сказал патриарх Кирилл после службы в кафедральном соборе столицы Узбекистана.
Источник: РИА Новости