ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Представители Русской Церкви приняли участие в презентации книги Ф.В. Разумовского "1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!"

11 октября 2017

10 октября 2017 года в Государственном историческом музее в рамках Международной научной конференции "Великая российская революция 1917 года: сто лет изучения" состоялась презентация книги Ф.В. Разумовского "1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!". Книга вышла в Издательстве Московской Патриархии к 100-летию Всероссийского Церковного Собора и восстановления Патриаршества.

В презентации участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; и.о. главного редактора Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай; автор книги, российский историк, писатель, телеведущий Ф.В. Разумовский; российский историк, кандидат исторических наук, доцент МГУ им. Ломоносова О.Р. Айрапетов; российский журналист и радиоведущий, блогер, писатель А.С. Гаспарян.

Модератором встречи выступила ведущая радиостанции "Вести FМ" телеканала "Россия" Анна Шафран.

Среди присутствующих на мероприятии также были директор Государственном исторического музея А.К. Левыкин, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов, исполнительный директор благотворительного фонда имени свт. Григория Богослова Л.М. Севастьянов.

Обращаясь к присутствующим, митрополит Иларион, в частности, сказал:

    "В течение всего нынешнего года мы вспоминаем печальные события столетней давности, которые привели к радикальному перелому всей истории нашего государства и нашего народа.

    На протяжении многих лет на телеканале "Культура" выходит замечательная передача "Кто мы?", автором и бессменным ведущим которой является Феликс Разумовский. Думаю, передача не случайно носит такое название, ибо автор не просто делится своими мыслями и взглядом на исторические события, а всякий раз, обращаясь к тому или иному пласту нашей истории, рассматривает эти события через призму нашей идентичности. Поэтому каждый выпуск передачи является своего рода ответом на вопрос, который вынесен в ее заглавие.

    Почему же нам так важно ответить на этот вопрос? Разве мы не знаем, кто мы есть? Однако те споры, которые продолжаются вокруг событий столетней давности, показывают, что мы до сих пор не знаем, кто мы такие, что с нами произошло 100 лет назад и почему это произошло. Высказываются самые разные точки зрения, иногда прямо противоположные. Одни убеждены: "Зачем сейчас ворошить прошлое? Не лучше ли нам думать о настоящем и о будущем?" Другие считают: "Да, конечно, в прошлом было много плохого, но было и много хорошего. Зачем нам выпячивать плохое? Давайте лучше говорить о хорошем". Но, отвечая на вопрос, кто мы есть, очень важно не быть Иванами, не помнящими родства. Чтобы мы не были теми, кто либо не помнит свою историю, либо отмахивается от нее, либо ее не знает, либо пытается ее каким-либо искусственным образом интерпретировать, исходя из тех или иных идеологических предпосылок.

    Сегодня много говорится о том, что нам необходимо внести в общество примирение, что не надо разжигать вражду. С этим трудно не согласиться. Термин "примирение" – один из основных, которым оперирует Церковь на протяжении многих веков. Но, опять же, мы должны понять, кто с кем (или с чем) должен примириться? Должны ли мы примириться с тем периодом в нашей истории, когда миллионы людей подвергались незаконным репрессиям, когда люди уничтожались без всяких причин, когда вся страна была опутана сетью лагерей, и люди жили в состоянии перманентного страха. Когда из одной семьи могли выдернуть сначала одного, потом другого, а затем и вовсе уничтожить всю семью, после чего могли взяться за другие семьи, и так далее.

    Можем ли мы сказать, что с этим надо примириться, что эта страница раз и навсегда закрыта, или, все же, мы должны возвращаться в мыслях к тому страшному периоду нашей истории, размышляя над тем, что произошло? Глубоко убежден, что мы не должны забывать очевидные факты нашей истории, в том числе, те факты и трагические события, за которые нам должно быть стыдно. Не лично нам, ибо не мы принимали участия в тех репрессиях и беззакониях, но тем не менее этими страницами истории мы не можем гордиться. Важно помнить, что на каждом историческом этапе своего развития человечество склонно совершать одни и те же ошибки, и чтобы их не повторять, мы должны, по крайней мере, о них знать.

    В своих телевизионных передачах и в книге, которая на них основана, Феликс Разумовский часто не только рассказывает о событиях, но и дает им оценку. Опять же, с этой оценкой далеко не каждый может согласиться, ибо в нашем обществе по-прежнему существуют разные мнения. Возможно, хорошо, что у нас нет сейчас единого взгляда на историю, который в советское время навязывался и в школе, и в университете. Мы имеем право на разногласия, в том числе и по темам, касающимся нашей истории. Но я глубоко убежден, что мы не имеем права забывать историю или забывать людей, ставших невинными жертвами репрессий и гонений.

    Среди множества исторического материала, который поднимает Феликс Разумовский в своих телепередачах и книгах, хотел бы особо выделить материал, касающийся жизни, свидетельства и служения новомучеников и исповедников Русской Церкви – всех тех, кто пострадал в годы репрессий и гонений, особенно в 1920-е и 30-е годы, когда власть делала ставку на фактически полную ликвидацию Церкви и ликвидацию религии как феномена.

    Это тотальное гонение на Церковь было развязано сразу же после того, как большевики пришли к власти. Одним из первых декретов большевистской власти было отделение Церкви от государства. Но сам принцип отделения Церкви от государства существует и существовал во многих странах. Речь шла о том, что за этим принципом скрывалось начало полномасштабных гонений. Эти гонения продолжались вплоть до середины Великой Отечественной войны, когда государство несколько скорректировало свою позицию в отношении Церкви и ослабило гонения, при этом не отказавшись от атеистической идеологии, которая лежала в основе безбожного проекта строительства коммунизма, построения "царства справедливости" на земле.

    Может быть, главный урок, который мы должны были извлечь из нашей трагической истории XX века – это то, что невозможно построить счастье человечества на земле, отказавшись при этом от Бога. Если власть отказывается от Бога, если демонстрирует свое презрение к религии, становится на открыто атеистический путь, то такая власть не будет иметь благословения Божия. А если нет благословения Божия – неизбежно происходит то, о чем сказал в псалмах святой царь Давид: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его, если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126:1).

    Это, наверное, главный урок, который мы, люди XXI века, должны извлечь из нашей истории, вне зависимости от того, на каких идеологических позициях мы стоим, и какие политические силы мы поддерживаем или не поддерживаем. И, конечно, еще раз хотел бы сказать о том, что те, кто стали жертвами репрессий, последовавших за революцией, достойны того, чтобы о них помнили. Они не получили справедливости при жизни, но, по крайней мере, мы должны воздать им дань справедливости после их кончины. Русская Православная Церковь вынесла свой суд относительно этих событий и этих людей, когда в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе прославила сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. В списке, утвержденном Собором, сейчас уже около 2 тысяч имен. Также к лику святых причислены новомученики, чьи имена неизвестны Церкви, но они записаны в Книге Жизни у Бога. И мы верим, что возрождение веры в нашей стране сегодня происходит по их молитвам и небесному заступничеству".

В завершение выступления митрополит Иларион пожелал дальнейших успехов Феликсу Разумовскому в его творчестве. Председатель ОВЦС также поблагодарил Издательство Московской Патриархии и всех, кто принимал участие в издании книги.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама