1 декабря 2017 года вышел четвёртый номер "Тетрадей Русской экспертной школы". В него вошли избранные экспертные статьи и доклады, которые обсуждались на семинарах и конференциях Школы в 2017 году. Ниже представлены основные мысли и проблемы, отражённые на страницах нового номера.
Научный консультант Русской экспертной школы Евгений Белжеларский посвятил свою статью проблеме европоцентричного исторического шовинизма. По мысли автора, в его основе лежит идея "сакрального насилия", которая заключается в том, что кто-то должен быть принесён в жертву ради благоденствия остальных. На роль "жертвы" избирается цивилизационный Другой, "современный варвар", носитель тоталитарного сознания. Проблема современной западной идеологии состоит в том, что она не может осмыслить своё первобытное происхождение. Причину такой "исторической близорукости" автор видит в "имманентистской матрице" современной западной культуры. Имманентизм в данном контексте означает отказ от трансцендентного измерения действительности и одновременную сакрализацию имманентных (земных, посюсторонних) предметов и явлений. Возникновение имманентизма стало возможным в результате разрыва западной культуры с христианской традицией, поэтому возвращение западной культуры в нормальное состояние возможно лишь через обращение к христианским ценностям.
Во многом сходные с позицией Е. Белжеларского мысли выразила датский интеллектуал Моника Папазу (M. Papazu) в своём докладе "Размышления о Европе: идентичность и верность" (Reflections on Europe: Identity and Fidelity). М. Папазу отмечает, что культурная и политическая реальность современной Европы оторвалась от своих истоков, от своего христианского наследия. Ярчайшим тому подтверждением является проект Евросоюза, который, по мнению Папазу, парадоксальным образом не является ни европейским (потому что враждебен христианству), ни союзом (потому что навязан странам Европы политическими элитами без согласия на то простых европейцев). В основе Евросоюза лежит идеология прав человека наследие Великой французской революции. Эта революция расколола европейскую культуру надвое, а впоследствии привела к возникновению коммунизма. Папазу отмечает, что коммунизм это западноевропейское "изобретение", которое было привнесено в Россию и Восточную Европу извне, и за которое им пришлось заплатить очень высокую цену. С современной же Россией как со страной, которая, несмотря на десятилетия насаждения коммунистической идеологии, смогла сохранить свою идентичность и верность своей традиции, Папазу связывает свои надежды на возможное возрождение самой Европы.
Доклад Папазу, опубликованный на английском языке, открывает в "Тетрадях Русской экспертной школы" новую рубрику "интеллектуальная дипломатия". Интеллектуальная дипломатия это новое направление в сфере международных академических контактов, которое принципиально отличается от сравнительно давно существующей научной дипломатии. Это жанр общения учёных, интеллектуалов, экспертов и исследователей из разных стран на языке традиционных ценностей, который является для них общим, несмотря на их принадлежность к разным национальным традициям. И это процесс, который призван положить в основу научного диалога нравственность, традиционную религиозность и классическую рациональность взамен методологий, претендующих на безальтернативность и общезначимость, но нередко зависимых от секулярно-сциентистской мировоззренческой парадигмы.
Философ и публицист Андрей Рогозянский в своей статье об образе русского православия в экспертных сообществах Запада рассказал о том, почему современному западному исследователю оказывается чрезвычайно трудно составить объективное представление о Русской православной церкви. А. Рогозянский выдвигает и обосновывает тезис о том, что практически все эксперты имеют о ней крайне смутное представление. С одной стороны, это вызвано тем, что они пытаются рассматривать Церковь, используя те же методологические подходы, которые применяются для анализа католичества и протестантизма, но которые малоприменимы к реалиям Русской Церкви. С другой стороны, Рогозянский отмечает проблему общей идеологизированности западных исследователей. Вся антицерковная риторика, озвучиваемая как в России, так и за рубежом, основывается на ряде пропагандистских клише, заложниками которых становятся не только обыватели, но и представители экспертных кругов. Заключает свою статью автор указанием на то, что до тех пор, пока отправной точкой западных религиоведов будет оставаться концепт "продвижения демократии", изменение их подходов к изучению Русской Церкви в сторону большей объективности остаётся маловероятным.
Директор Русской экспертной школы Василий Щипков в своём докладе классифицировал подходы к событиям 1917 года в России, существующие в современном политическом дискурсе. Опираясь на высказывания, статьи и книги российских и зарубежных политических экспертов и историков, на ряд новостных сюжетов крупных СМИ, привлекая материалы интернет-проектов, посвящённых революции 1917 года, автор предложил выделить пять главных подходов к революции. В. Щипков дал краткие характеристики каждому из них: классическому либеральному, неолиберальному, традиционалистскому, западному и российскому социалистическим подходам. Каждый подход представлен в исторической перспективе и в динамике с момента его зарождения и до сегодняшнего дня. В докладе рассмотрены идеологические предпосылки возможных точек зрения на революцию и предполагаемые направления эволюции их дискурса. Автор приходит к выводу, что дискуссии вокруг столетия революции позволяют посмотреть на существующий спектр политических идеологий с двух точек зрения сторонников и противников революции как морально оправданного способа политического действия, революции как образа мысли: приверженцев неолиберализма и традиционализма.
Статья "Революция под ключ. Кто заказывает и как осуществляются революции в современном мире" политтехнолога и профессора НИУ ВШЭ Олега Матвейчева дополнила доклад В. Щипкова, раскрыв для читателя техническую сторону революционных событий в России и на постсоветском пространстве на рубеже ХХ–XXI столетий. В начале ХХ века революция была трудноуправляемым процессом с практически непредсказуемыми последствиями, и 1917 год это прекрасно показал. Революция смела тогда не только монархический строй, но и большинство своих идеологов и вдохновителей. Однако к началу XXI века ситуация кардинальным образом изменилась. Развитие возможностей для манипулирования общественным мнением не только упростило революционный процесс, но и сделала его внешне почти бескровным. Хотя, по мысли автора, целый ряд конфликтов на постсоветском пространстве должны постоянно напоминать нам, что эта бескровность мнимая. В своей статье О. Матвейчев, опираясь на личный опыт политтехнолога, находит ответы на вопросы о том, что нужно для успешной революции, как она спонсируется и кто является её главным выгодоприобретателем.
Заместитель декана философского факультета МГУ Алексей Козырев в статье "Философия образования и философия человека. Какого человека формирует современное "глобальное образование" развил тему, поднятую им ещё во втором номере "Тетрадей Русской экспертной школы" (2017) и посвящённую критике "болонской системы" и тенденций в современном высшем образовании. Автор провёл мысль о том, что образование это не просто технический механизм передачи информации от учителя к ученику, но способ передачи жизненного опыта, живой интеллектуальной традиции. Через образование в школе и университете осуществляется формирование человека как члена общества. По словам автора, сейчас система высшего образования в России находится на распутье, выбирает по какой модели развиваться и какого человека образовывать и воспитывать: человека компетенций, технического исполнителя, свободного от этических принципов, или человека служения, который соотносит свой труд с высокими ценностями и целями.
Информация об издании:
Тетради Русской экспертной школы № 4 : научное издание / Под ред. В. А. Щипкова. – М. : Русская экспертная школа, Пробел-2000, 2017. – 136 с.
Скачать издание можно по ссылке.