ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Перформансом по живому

Право верующих на чувства, протест и эстетический выбор

Елена Жосул :: 11 декабря 2017

Сегодня верующему человеку иметь "оскорблённые чувства" стало как-то даже неприлично. Посмел признаться в том, что чья-то псевдохудожественная выходка на религиозную тему тебя задевает? Осмелился публично протестовать против глумливой картинки над твоей святыней? Неизбежно прилетит "ответочка" – в виде насмешек, стёба и пародий в твой адрес. Так что сиди, мил человек, в своём клерикальном углу и молча дуй на свои оскорблённые чувства – а то как бы хуже не стало.

Примерно такая ситуация царит у нас сегодня в медийном поле. Причин тому несколько. Одна из очевидных – в том, что громче и азартнее всего свой протест против, в частности, кощунства в искусстве выражают различные маргинальные группы. То отряды боевых молодцев с татуировками на бицепсах в духе "Православие или смерть" *, то группы бледноликих длиннобородых суровых мужчин с хоругвями. Их активность играет им в плюс – всё общественное внимание они перетягивают на свою сторону. И в результате становятся основными выразителями мнения православной общественности в пространстве публичной дискуссии.

Свой личный репутационный капитал такие группы наращивают достаточно успешно – но вот образу той самой православной общественности наносится значительный урон. Практически не имея перед глазами альтернатив, светское общество, глядя на вышеупомянутых бойцов и суровых мужичков, в результате лепит из православных образ эдаких "лапотников", полуграмотных сумрачных граждан, способных только "креститься-молиться-слушать радио "Радонеж". Опосредованно делается вывод и о том, что православные люди в большинстве своём любят лубок и благостные завитушки – то есть художественного вкуса им категорически недостаёт. Ну и, конечно, таких за версту нельзя подпускать к разговорам о современном искусстве – что эти зазомбированные "церковники" могут понять в прогрессивном креативном продукте?!

Ситуация, ничего не скажешь, довольно тоскливая. Ибо куда в ней податься бедному среднестатистическому верующему христианину, который совсем не рад непристойному образу любимого святого на киноэкране. С одной стороны – хочется что-то делать, а не глотать молча поношения в адрес твоей веры. Ибо вот оно – пресловутое чувство гражданской ответственности, в данном случае – за сохранность собственной святыни и ее достойный статус в обществе. Но с другой стороны – не примыкать же к невесть откуда взявшимся экстремистам с их угрозами залить бензином все кинотеатры страны?

Что делать? И главное – какими средствами объяснить снобистски настроенным деятелям искусства, что пресловутые "чувства верующих" – это не пустой пафос, не манипулятивный инструмент для безудержной клерикализации общества и отвоевания себе места под солнцем? Но эти задетые чувства – настоящая боль.

Мне всегда хотелось напрямую спросить у современных художников, совершающих, например, непристойные "инсталляции" с иконами: если портрет вашей матери вымажут грязью и помётом и повесят в галерее как арт-объект – вы также проявите толерантность? Согласитесь с таким проявлением авторской творческой свободы в отношении своей матери?

А ведь для верующего человека насмешка над его святыней часто – болезненнее насмешки над кровными родителями.

Так называемая православная аудитория сегодня достаточно велика, отнести к ней можно всех, кто так или иначе симпатизирует православной культуре, идентифицируя себя с православием. От 50% до 80% россиян, по данным разных опросов (не путать с количеством активных воцерковлённых верующих, которых насчитывается на порядок меньше). Эта аудитория нуждается в соответствующем контенте – являясь на самом деле глубоким, серьезным и взыскательным зрителем. Люди хотят информации о православии – облечённой в адекватную, не извращённую, эстетически высокую форму. Пресловутые чувства верующих должны находить в современном искусстве радость и удовлетворение.

Что же делать? На мой взгляд, необходимы две вещи:

Во-первых, выработка адекватных цивилизованных механизмов реакции на "кощунство в искусстве". Как уже было сказано, люди хотят выражать протест против безобразия – но не хотят идти за "поджигателями кинотеатров".

А за кем идти? За влиятельными творческими общественными группами со стороны гражданского общества, в том числе православного, и художественной среды. Группами, состоящими из художников, под чьим творчеством – и чьим мнением – добровольно захочет подписаться большинство.

Такие творческие союзы могут инициировать множество важных и нужных мер по оздоровлению коммуникации между обществом, современным искусством, Церковью. Прежде всего, это экспертиза, которой так не хватает сегодня. Это конференции и круглые столы, за которыми вырабатываются конструктивные решения. Это продюсирование и производство достойных продуктов – произведений искусства, возвышающих эстетические и религиозные чувства. А это исторически доказанная гарантия того, что все другие аудитории тоже "воспрянут духом". Наконец, это медиа, тиражирование и популяризация, умножение искусства – совершенно не обязательно церковного, но просто хорошего, психологически здорового.

Подобная культурная политика "снизу", возникающая естественным путём, вне бюрократических директив, – это soft power, "мягкий лоббизм", наиболее органичный чаяниям общества. Это и называется – дать людям, в том числе и верующим, возможность эстетического выбора. Защитить право на прекрасное. В каком-то смысле эту функцию сегодня берет на себя Русский художественный союз, созданный полгода назад как добровольное объединение людей различных сфер искусства на платформе традиционных ценностей.

Во-вторых, в пространство взаимоотношений Церкви и культуры сегодня необходимо привнести позитивную повестку, конструктив, альтернативный творческий продукт. Отвечать на хамство надо отнюдь не только протестом – но ответной позитивной творческой активностью, на фоне которой хамство съёжится и померкнет.

Нужны креативные продукты, которые ярко транслировали бы красоту и достоинство национальной культуры и заложенных в ней ценностей – но от которых не разило бы ретроградностью, замшелостью и безнадёжной аляповатой провинциальностью. Это непростой вызов – сегодня выработался уже некий культурно-чиновничий официозный стиль разговора о традиционном в формате "разлюли-малина". Но эту тенденцию нужно менять. Художественный вкус общественности, в том числе и православной, тоже нуждается в воспитании. Надо развивать чувство вкуса у аудитории, лояльной к православию, – предлагая достойные образцы, высокий и тонкий стиль.

И как бы современные художники ни отмахивались от принятия на себя ответственности за состояние масс, но это она и есть.

*Лозунг некоторой части православных христиан в Греции. В Российской Федерации признан экстремистским и включён в Федеральный список экстремистских материалов под номером 865 по решению Черёмушкинского районного суда города Москвы.

См. также
Елена Жосул
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама