ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Русский Эдем

Эти люди выращивают капусту и не нуждаются в телевизорах

Елена Кривякина :: 03 ноября 2004

Эти русские не курят, не пьют и не ругаются матом. Они не читают газет, не смотрят телевизор, не разводятся и не изменяют.

Нет, это не утопия и не мечта об идеальном обществе. Эти люди живут в благодатной, окруженной лесистыми горами долине Армении, в селе с необычным названием Фиолетово. Имя им – молокане. В гостях у них побывала наш корреспондент.

Кто они такие

Молокане – бывшие русские сектанты, представители течения в духовном христианстве. В 40-х годах XIX века бежали на окраины страны, в том числе в Армению, от царского правительства. По одной из версий, прозвище "молокане" прикрепилось к сектантам потому, что в пост они употребляли молоко. Молокане согласились с этим именем, добавив, что они пьют духовное молоко Господа, имея в виду Библию. Молокане не признают церковной иерархии, рукотворных храмов, православных обрядов и икон, не крестятся при молитве. Молокане верят во всемогущего и вездесущего Бога, в Дух Господний, объясняя, что такие вещи, как икона и крест, исполненные руками человека не есть божество, а поклонение им – идолопоклонство и отступление от истинного творца. Богослужение у молокан состоит в чтении Библии и пении псалмов. Сейчас из двух десятков поселений молокан в Армении осталось только два: села Лермонтово и Фиолетово (бывшее Никитское), переименованное в раннесоветские времена в честь одного из бакинских комиссаров Ивана Фиолетова. Именно Фиолетово сегодня самое крупное и этнически чистое молоканское село в Армении. Большинство жителей здесь верует и живет по законам своих предков.

По делам, а не по вере

У молокан потрясающие лица. Глаза добрые и мудрые. Создается впечатление, что эти люди давно нашли смысл жизни, оттого так спокойны и гармоничны. И абсолютно никакой враждебности ко всему чужому. Их хочется фотографировать. Просто так, на память. Многие молокане вначале дичатся незнакомцев, не привыкли они к незваным гостям, тем более к прессе, но потом начинают охотно и с улыбкой разговаривать.

Все население Фиолетова – 1505 человек. 380 хозяйств, из них всего 10 – армянских. Вся земля в селе в собственности, поэтому ни один клочок и не остается необработанным – везде огороды. Выращивают в основном капусту, картошку и морковь. Их молокане продают вдоль дорог или меняют в соседних селах на продукты и другие овощи, например, кукурузу, которая у них не родится. Из фруктов – яблоки и груши, в горах – малина и кизил, из которого готовят на продажу водку. На всю Армению молокане славятся своей квашеной капустой. Армяне говорят, что у них такой засолки не получается, а рецептом с ними молокане не делятся.

– На зиму мы солим на продажу до 20 тонн капусты. Хранится она у нас в подвале в дубовых бочках. А армяне насолят ведро, оно у них постоит и прокиснет. Вот и весь секрет. Ничего особенного в нашем рецепте нет: та же капуста, морковь и соль. Для себя можем добавить сельдерей, черный перец горошком и укроп, – объясняет молоканка Анна.

В Армении молоканам доверяют и относятся к ним с уважением. Продукция у них всегда отменного качества, лишних денег никогда не возьмут и не обманут. Сами молокане рассказывают, что, когда они приезжают по делам в Ереван, продавцы часто просят покупателей пропустить их к прилавку без очереди, знают, что люди долгий путь проделали. За веру молокан сейчас никто не осуждает, не те времена. Главное, говорят армяне, что люди они хорошие, а верит кто во что хочет.

Молокане очень трудолюбивы.

– В 4.30 утра летом мы уже доим коров. Пастбища у нас далеко, гнать скот приходится за 10-20 километров. Поэтому коров мы подковываем так же, как лошадей. Гоняем скот по очереди, есть у нас и платные пастухи. Спать мы ложимся обычно не раньше полуночи, когда за скотиной уберем, – рассказывает секретарь управления общины и сельсовета Дина Попова. Есть в селе люди и победнее, и побогаче. Впрочем, по московским меркам жизнь в Армении вообще богатой не назовешь. Пенсия – 10 долларов в месяц. Одиночке-пенсионеру ее хватает, чтобы заплатить за свет, купить чай, хлеб и сахар. Продукты стоят недешево. Молокане со своими подсобными хозяйствами на этом фоне живут не так уж плохо. Хотя величина годового налога на землю равняется стоимости коровы. Скот в селе держат все. Только свиней вы здесь не увидите. Их молокане не едят – грех.

Основное средство передвижения в Фиолетове, помимо лошадей, старые автомобили – "жигули", "запорожцы" и даже иномарки, этак 60-го года выпуска. Навстречу мне по главной проселочной дороге катит нечто странное. Оказывается, грузовик без кабины. За рулем пацаненок лет двенадцати. В кузове – несколько женщин. Едут на огород за урожаем. Без личного транспорта здесь никак. На все село – один телефон, и по нему даже в "скорую" не дозвониться. Приходится фиолетовцам самим возить больных в ближайший город Ванадзор.

"Тормозные", но воспитанные

Молоканские семьи традиционно многодетны. У многих по пять-шесть детей. Фиолетовская школа формально считается полной средней, но девятые и десятые классы тут появились только в прошлом году. И пришли туда всего по три-четыре человека. Учителя в школе – армяне, ежедневно приезжающие в село за 20 км из Ванадзора. Обучают здесь по московской общеобразовательной программе. Учителя говорят, что многие дети хоть и умные, но школьный материал усваивают с трудом, слишком много времени занимает работа. Зато уважительного отношения к старшим у ребят не отнять. Родители в свою очередь жалуются, что спрос с учеников в школе крайне невелик, и потому никакого смысла отдавать детей в старшие классы нет, все равно они там бездельничают. Несмотря на то что английский язык в школе преподают с 3-го класса, никто из старшеклассников его не знает, ведь учить наизусть слова не заставляют, нужно лишь переписывать текст и переводить его со словарем. С другими предметами – не лучше. Спасибо, московское правительство поддержало – подарило школе русскоязычные учебники, но их не хватает. Один учебник выдают на двух-трех учеников. Дети их читают по очереди, передавая из дома в дом. В прошлом году Союз армян России, немало делающий для поддержания связей между двумя странами, подарил школе компьютеры. Но ученики и родители увидели из них всего один, и тот стоит в учительской. Детей к нему подпускают редко, говорят – еще не доросли.

После школы никаких планов на жизнь у фиолетовцев нет. Несмотря на традиционные антивоенные убеждения, молодых людей поголовно забирают в армию. После службы все возвращаются в родное село. В 22-23 года женятся (только на своих по вере) и обзаводятся хозяйством. Высшего образования в селе ни у кого нет. Многие мужчины ездят подрабатывать в Ереван или в Россию. Несмотря на то что даже во времена жесточайшего кризиса 90-х численность жителей села практически не сократилась, ежегодно Фиолетово все же лишается одной-двух семей. Уезжающие на заработки мужчины ищут молоканские общины (они есть в России – Ставропольский и Краснодарский края, а также за рубежом – в США, Австралии и Мексике) и перевозят туда свои семьи.

Воскресенье – так воскресенье

Воскресенье у молокан выходной. Работать запрещено. Всей семьей они идут в так называемые молитвенные собрания (просторные помещения в жилых домах), заменяющие молоканам церковь. Там они поют псалмы и читают отрывки из священных текстов. Таких собраний в деревне четыре. В одно помещение всех не уместишь. Внутри – стол и лавки. На стенах никаких икон. "Мы в деревянки не верим", – поясняют молокане. Руководят собраниями пресвитеры, которые не имеют никаких привилегий, но следят за чистотой нравов в селе.

В собраниях сосредотачивается вся общественная жизнь села. Других развлечений просто нет. Единственный дом культуры, где раньше устраивали дискотеки и показывали фильмы, находится в аварийном состоянии – был разрушен в 1989 году во время спитакского землетрясения. Молокане мечтают о его восстановлении, но денег им на это никто не дает. Телевизоров в селе практически нет, да и пресвитеры их смотреть не разрешают.

– Я не могу включать телевизор из-за детей, – поясняет отец пятерых детей Павел Рудометкин. – Мы учим их не воровать, не хулиганить, не развратничать, а телевизор как ни включишь, все это показывают.

Зато в каждом доме обязательно имеется Священное Писание, а также книга "Дух и жизнь", написанная четырьмя наиболее чтимыми вероучителями молоканства. Часто они дополнены сборниками песнопений. Вот, собственно, и вся русская литература, реально присутствующая в повседневной жизни молокан.

Паршивые овцы

Но есть среди фиолетовцев и те, кто не подчиняется общим законам.

– Я пил и буду пить, я верю тому, кто в бутылке, – утверждает Иван Новиков. На вопрос, гоняют ли его за непослушание на селе, отвечает: гоняют. А потом, смеясь, добавляет: а новости приходят у меня узнавать, я-то, в отличие от них, телевизор смотрю.

Пока не видит пресвитер, кое-кто из молодых тоже любит побаловаться горячительным. Верующие молокане говорят, что в институтах ведь тоже всех одинаково обучают, но не все – отличники. Так и здесь: стадо не без паршивых овец. Но таких в селе наберется не более десятка.

Не смотрящие телевизор, не читающие книг и газет, не имеющие образования, фиолетовцы отнюдь не выглядят темными и неразвитыми. Они легко формулируют свои мысли, а говорят на чистом и правильном русском языке. Пожалуй, самое резкое отличие молоканской речи – отсутствие в ней мата. Разумеется, крепкие выражения местным жителям известны, но их используют крайне редко, в минуты особого гнева, позволяют себе это только неверующие и, разумеется, мужчины.

...После Фиолетова возникает ощущение, что ты вернулся из другого измерения. Приобщившись к этой замкнутой, чуждой нам, горожанам, жизни, очистился и умиротворился. Молокане, бесспорно, сильны своей верой и трудом. Потому и не привыкли просить помощи. А помощь селу все-таки нужна. Пусть даже такая маленькая, как ремонт единственной в Армении русской школы и восстановление дома культуры.

01.11.2004

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама