Главный раввин России Берл Лазар в преддверии праздника Песах, когда евреи вспоминают избавление от египетского плена, благодарит Бога за избавление от "рабства" при безбожном режиме и жизнь в свободной стране.
"В эти дни мы с особой силой осознаем, что свобода один из самых ценных подарков, которые мы получаем от Господа. (...) Ведь нам есть с чем сравнивать мы обрели свободу совсем недавно, старшее поколение хорошо помнит, каково было жить в безбожном государстве тотальной несвободы. (...) Слава Богу, что нашему поколению довелось выйти из того рабства на нынешнюю нашу свободу, сесть за столы седера свободными людьми в свободной стране!" сказал главный раввин России в обращении к единоверцам накануне Песаха.
Б.Лазар считает, что истинная свобода это не анархия, не вседозволенность, это "осознанный выбор, четкое понимание того, куда ты идешь, каковы твои цели и ради каких ценностей ты живешь".
Кроме того, по его мнению, обретение свободы это не одноразовый акт, а длительный процесс, и задача праздника Песах мобилизовать каждого из нас на дальнейший подъем каждый год увеличивать степень своей свободы.
"Как это выглядит практически? Сегодня у нас есть свобода веры, есть демократические свободы, как в любой нормальной стране. Но у каждого имеется еще своего рода "территория несвободы" те области, где мы зависим от неблагоприятных внешних обстоятельств или от собственных вредных привычек. И Песах мобилизует нас, чтобы уменьшить эту "территорию несвободы", чтобы сокращать ее год от года", говорит раввин.
Песах, восьмидневный праздник весны и свободы, начинается накануне 15 дня месяца нисана по еврейскому лунному календарю. Он посвящается одному из главных событий библейской истории исходу из Египта и освобождению от 400-летнего рабства и рождению еврейского народа как нации.
Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза седер, которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника.
Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень салат-латук, базилик и хрен, символизирующие горечь египетского рабства, а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина цвет этой смеси напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.
Вся еда раскладывается на кеаре особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеару кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции, принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который, согласно поверью, в канун Песаха должен вернуться на землю.
Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году в Иерусалиме!"
Источник: Интерфакс