Церковный конфликт на Украине обостряется. Радикалы захватили Успенский храм в селе Птичья Ровенской области, община которого несколько лет обороняла здание, причем как через суд, так и физически. Это далеко не первый случай. Настоятели и прихожане рассказали РИА Новости о том, кто участвовал в атаках и почему власти не предотвращают насилие.
Наплевать на закон
Храм в селе Птичья сторонники самопровозглашенного "Киевского патриархата" при поддержке радикалов первый раз атаковали в декабре 2015 года. Хотя нападавшие были вооружены арматурой, бросали "коктейли Молотова" и распыляли перцовый газ, прихожане, в основном пожилые женщины, героически держали оборону. Нападавшие заблокировали их в храме на несколько месяцев. Рождество и Пасху люди встречали взаперти.
Кадры столкновений многих повергли в шок как на Украине, так и за ее пределами. Ситуацию в селе Птичья неоднократно обсуждали на различных международных площадках.
Более двух лет храм юридически находился под арестом. Община Украинской православной церкви Московского патриархата выиграла процессы в судах всех инстанций. Решение суда вступило в силу 2 апреля. Однако вечером того же дня прихожан ждал неприятный сюрприз.
"Раскольники наняли боевиков "Правого сектора"* и "Айдара", которые ворвались в храм и захватили его. Они разогнали дежуривших там женщин, срезали замки. У них с собой был сварочный аппарат, они на входе наварили "уши" и заперлись изнутри, требуя передачи церкви "Киевскому патриархату" (эта непризнанная мировым православием структура с 1992 года действует в стране наряду с УПЦ МП. Прим. ред.). Мы приехали туда ночью, храм отбили, и полиция снова наложила на него арест, объяснив это тем, что возникла конфликтная ситуация", рассказывает настоятель храма протоиерей Виктор Земляной.
Теперь храм охраняет полиция. А Пасху прихожане встречали в гараже.
"Приезжал их владыка (епископ самозваного "Киевского патриархата". Прим. ред.), и они его пустили в храм. А мы не имеем ни на что права, хотя по всем документам храм принадлежит нам", рассказывает прихожанка Мария.
Представители власти и правоохранительных органов предложили враждующим сторонам решать проблему самим. "Переговоры с ними (захватчиками храма. Прим. ред.) должны быть 18-го числа, хотя я не знаю, что они дадут. Этих переговоров уже была целая вселенная. С ними ни о чем нельзя договориться", жалуется прихожанка.
"Живут в страхе"
Старинный Крестовоздвиженский храм в селе Угринов Волынской области постигла еще более печальная участь. С сентября 2014 года он находится в руках членов "Киевского патриархата", а его настоятеля, отца Ростислава Сапожника, лишили крыши над головой.
"Инициатором захвата храма был местный предприниматель, депутат областной рады. Он пригласил нас с женой к себе в кабинет и предложил общине перейти в "Киевский патриархат", обещая большие деньги, перспективы и так далее. Но мы не поддались на его уговоры, и он принялся действовать силовыми методами", рассказывает Сапожник, не называя имени предпринимателя.
"Он устроил для сельчан голосование, спрашивая, под чью юрисдикцию должен перейти храм Московского патриархата или "Киевского". Само собой, это делалось под давлением, ведь почти в каждом доме кто-то работает на его предприятии, учрежденном на месте бывшего колхоза", добавляет он.
Сельчанам угрожали увольнением, если они "будут ходить к российскому попу" на службы. Самого батюшку стали называть "москаль", обвиняя в проведении служб на русском языке.
"Хотя в храме с 1992 года служба идет полностью на украинском языке. Мы участвовали в молебнах на Майдане и молились за тех, кто в АТО. И за Украину мы молимся. А они ничего другого не нашли, кроме как обвинить нас в том, что мы "москали", возмущается священник.
В итоге 10 сентября 2014 года бизнесмен вместе с двумя сельчанами срезал дверные замки и занял храмовое здание. В селе вряд ли кто-нибудь решился бы на такое, замечает батюшка и добавляет: "Но вы же знаете, что за бутылку водки можно найти добровольцев".
По словам Сапожника, помимо здания храма, захватчики незаконно присвоили земельный участок и стали добиваться выселения священника из собственного дома, "чтобы не совершал там службы". Батюшка уверен, что предприниматель подкупал судей. "После каждого выигранного дела он устраивал сабантуй, и вот на таких попойках кто-то из его друзей проговаривался, что он приезжал в суды с деньгами. А в селе же все друг про друга все знают", добавляет он.
Спустя два года тяжб, 31 августа 2017 года судебные приставы выселили священника с женой. А двух их несовершеннолетних сыновей, по решению суда, оставили.
"Сейчас мы пока по-прежнему живем с детьми в этом доме. И там же мы совершаем богослужения, хотя просили сельскую раду выделить молитвенное помещение и земельный участок под строительство новой церкви. Но нам отказали. Самую большую комнату я выделил под проведение служб", говорит настоятель.
Правда, в прошлом году нашелся человек, "узнавший про ситуацию из интернета". Он пожертвовал общине дом, который пока еще строится. В одной его части будет жить священник с семьей, а в другой проходить службы, на которые обычно собирается около 20 человек. Хотя на праздники бывает и 60. Большинство односельчан, уверяет батюшка, настолько запуганы, что боятся приходить к нему на службы.
"А в той церкви после захвата затеяли ремонт, хотя она считается памятником архитектуры. Мне запрещали ставить пластиковые окна, а они сменили полностью интерьер! У нас за деньги можно все сделать. Сейчас нас никто не хочет слушать. Ну вы же сами видите, какая у нас власть, им дозволено все, а простым смертным ничего!" сетует он.
"Своими силами строим новый храм"
С 2014 года УПЦ МП потеряла по всей стране 40 храмов. Всего у нее более 12 тысяч приходов, а у "Киевского патриархата" пять тысяч.
В июле 2017 года синод Украинской православной церкви поручил синодальному отделу по социально-гуманитарным вопросам и благотворительному фонду "Фавор" (созданному по благословению предстоятеля УПЦ митрополита Онуфрия) начать сбор средств на строительство новых молитвенных зданий для общин, оставшихся без храмов.
"Во многих селах как все происходило? Из-за информационной "накачки" люди, которые на службах появлялись разве что на Пасху, стали требовать передачи храмов раскольникам. Но настоящие прихожане не были подвержены этой пропаганде. В итоге получается два лагеря одни говорят про "москалей", а им в ответ про Христа и благодать", объясняет РИА Новости глава фонда "Фавор" Артемий Аксенов.
Не желая усугублять конфликт, прихожане добровольно покидают храмы. Обычно такие общины насчитывают 40-60 человек.
"Чтобы избежать войны на селе, общины начинают проводить службы в каких-то других помещениях либо строить свои храмы. Но денег на это, конечно, нет. И они обращаются к нам с просьбой хоть как-то помочь", рассказывает Аксенов.
Общине храма Спаса Нерукотворного в селе Ходосы Ровенской области удалось построить новый храм. Прихожане называют его "наша красавица-церквушка" или просто "чудо".
Хотя тот роковой день, 20 сентября 2014 года, настоятель храма иерей Андрей Тыжук помнит в мельчайших подробностях.
"С самого утра в селе расклеивали листовки о так называемом "переходе" общины из Московского патриархата в "Киевский". В связи с этим, по благословению нашего благочинного, к нам на приход для молитвенной поддержки приехали священники нашего Ровенского района, около 30 человек. В 16 часов мы начали править вечерню, буквально через несколько минут возле ворот храма стали собираться молодые люди, приехавшие на микроавтобусах. Многие в балаклавах, несколько даже в касках", рассказывает отец Андрей.
Это были члены партии "Свобода" и группировки "Правый сектор"*. Прихожане заперлись в храме, продолжая молиться. Где-то в середине службы начался штурм в буквальном смысле.
"Двери пытались вскрыть ломами и, когда это не получилось, вырезали замки болгарками, видно, что все продумали заранее. Все эти молодчики ворвались в храм и стали выгонять оттуда прихожан и священников, применяя физическую силу. Некоторых священников избили. Как только храм был захвачен, там сразу начали править "благодарственный молебен" так называемые "священники Киевского патриархата", вспоминает батюшка.
Полтора года община совершала службы в избе, часть которой отдал для этой цели один прихожанин. Неравнодушные люди помогли построить новый храм. От закладки до освящения прошло менее года.
"Правда, еще многое нужно сделать, но мы верим, что с Божией помощью это получится. Бог посылает нам людей, которые нам очень помогают. Пусть Он воздаст им сторицей! Мы не держим зла на тех, кто забрал у нас храм, мы молимся за них, просим Господа, чтобы Он вразумил их, чтобы в их души вернулся мир. Они ведь как заблудшие овцы, и мы очень хотим, чтобы они вернулись к своему Пастырю. И будет мир в нашей стране и в наших душах!" верит отец Андрей.
Источник: РИА Новости