ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Золотой стандарт" русского образования

Член Общественной палаты РФ, доктор политических наук Александр Щипков, проводит параллели между экономикой и образованием, подчеркивая важность "полного цикла" в обучении.

Александр Щипков :: 20 июня 2018

В российском образовании наконец-то начались долгожданные перемены. Первым признаком наступления эры "собирания камней" стало отстаивание единого стандарта по литературе. Вторым шагом можно считать разделение единого научно-образовательного ведомства на Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. Ни для кого не секрет, что такое разделение возникает в нашей истории далеко не впервые. Это возвращение к хорошо испытанной и отлично зарекомендовавшей себя схеме.

Данную схему можно без преувеличения назвать традиционной для русской классической образовательной традиции, причем как дореволюционной, так и советской.

В Российской империи, как известно, существовало Министерство народного просвещения, которое контролировало высшую школу и науку. Академия наук при этом обладала определенной автономией. Тем не менее общая система приоритетов очевидна. Попечители и кураторы указанной сферы исходили из того, что научные открытия "произрастают" лишь на древе "просвещения". То есть на основе базовых знаний и, что ничуть не менее важно, духовно-нравственных ориентиров.

Что же изменилось после революции? В первые годы, самые "лихие", на волне пресловутого Пролеткульта начались разброд и шатания. В верхах увлеклись печально известным нам сегодня подходом под лозунгом "компетенции вместо знаний". Но это продолжалось недолго. Очень скоро стало ясно, что для успеха необходимо в общих чертах вернуть прежний подход, дополнив его массовостью: всеобщим и равным доступом к образованию.

Этот синтез дал прекрасные плоды. Постепенно советское образование, оставаясь общедоступным, становится лучшим мире. При этом в СССР с 1966 года наряду с Министерством высшего и среднего специального образования вновь действует Министерство просвещения. Оно занимается не только контролем за преподаванием самих школьных дисциплин, но и вопросами воспитания детей и подростков, проблемами педвузов, совершенствует педагогические подходы. Как и в досоветский период, это министерство имеет полномочия, позволяющие ему создавать необходимую связку: "школа – педагогические кадры – школа".

Таков "золотой стандарт" русской образовательной системы. Единый при всех режимах. Чтобы понять, почему упомянутая связка критически важна для "золотого стандарта", обратимся к экономике.

В экономике существует понятие "производство полного цикла". Это когда полностью выстроена и контролируется вся производственная цепочка: от сырья и оборудования до конечного продукта. Хорошо, когда производство налажено таким образом, плохо, когда наоборот. Похожий принцип действует и в производстве знаний. "Школа – педагогические кадры – школа" – это и есть универсальная технологическая цепочка, производство полного цикла.

Вывод здесь очевиден. Нельзя разрывать связку между школой и педвузами: если не сохраним этот обкатанный механизм, проверенная методика не заработает. А значит, то и другое надо оставить в ведении Министерства просвещения.

Мы серьезно продвинулись к восстановлению того, что было утрачено за годы административного беспредела: разработали Единый образовательный стандарт в гуманитарных науках (ФГОС). Это произошло благодаря стараниям министра Ольги Васильевой. Новый ФГОС предполагает необходимый минимум "классических" текстов для прочтения, а также четкие критерии оценки знаний. Самим фактом своего существования ФГОС уравнивает учеников, исключает элитарность и кастовость в образовательных подходах, которые шли бы вразрез с Конституцией, где сказано о "всеобщем равном праве" на образование.

Будем откровенны: негласные, но настойчивые попытки ограничить общедоступность образования имели место. Последствия этих попыток политологи справедливо называют "интеллектуальным обнищанием населения" и "обрубанием социальных лифтов".

Наступление на конституционные права граждан удалось затормозить. Высшее образование пока что не является привилегией меньшинства. Единый стандарт служит как раз для сохранения этого status quo. Но, чтобы он успешно выполнял свою роль, нужно обеспечить преемственность: педкорпус – ученики – вновь педкорпус. А педагогические кадры куются в педвузах. Вновь мы приходим к необходимости сохранения упомянутой выше связки в рамках воспроизводства педагогических кадров.

Но это не единственное условие успеха. Есть и второе: назначение ректоров вузов. Ведь единый стандарт государственный, а выборный ректор, по сути, не несет ответственности перед государством. Между тем необходимо, чтобы государство назначало и контролировало главных ответственных лиц, которые бы исполняли единый стандарт, а не саботировали его, как это происходит в некоторых педагогических вузах.

Тем более что в сфере науки аналогичный шаг уже сделан. Система дебюрократизируется. Недавно Владимир Путин президентским указом упразднил ФАНО: команду так называемых "эффективных менеджеров", пытавшихся руководить РАН, словно овощебазой. Это был ненужный посредник между РАН, государством и ученой общественностью. Из-за него нормальная научная жизнь буксовала. Теперь все академии будут подчинены непосредственно профильному министерству. Устранение лишних звеньев в виде ненужных посредников – это и есть дебюрократизация.

Аналогичный шаг необходим и Министерству просвещения, ему тоже не нужны лишние посредники между школой и педагогическим корпусом.

Педагогика – тонкая сфера. Она не сводится только к умению "решать задачи". В рамках педагогического процесса формируется разносторонняя, богатая способностями личность. Просвещение – глубокий и разносторонний процесс, более масштабный, чем просто "обучение". Следовательно, Минпросвет должен иметь соответствующий статус и соответсвующие полномочия.

Единый стандарт, люди, которые в состоянии его воспроизвести после педвуза, и необходимый административный ресурс – все это в совокупности генерирует общее культурное пространство, которое необходимо постоянно и общими усилиями "ткать".

Такое пространство создает гражданскую солидарность, фундамент полноценного гражданского общества. Напротив: расколотым обществом легко манипулировать.

Указанные условия должны выполняться. А контролировать их выполнение может и должно Министерство просвещения: разумеется, при соответствующих полномочиях.

Остается надеяться, что все необходимые условия сложатся сегодня так, как это необходимо. Тогда "собирание камней" не остановится на середине.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама