Философы и богословы из России, Великобритании, США и других стран откроют в понедельник философскую школу на Мальте, чтобы совместно ответить на вопросы, как личность остается собой на протяжении жизни, возможны ли реинкарнация, сохранение личности после смерти, существование ее в механическом теле и какую роль в этом играют душа и бог.
"Один из самых важных философских вопросов – чем, в сущности, является личность. В центре дискуссий летней школы будет именно этот вопрос. Школу проведет один из наиболее известных оксфордских философов Ричард Суинбёрн. Это один из редких аналитиков, который отстаивает идею существования души", сказал РИА Новости содиректор организующего школу Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ, доктор философских наук Дмитрий Волков.
Участники международного научно-образовательного проекта около 25 человек из России, Великобритании, США, Китая, Лихтенштейна профессора и молодые ученые, прошедшие серьезный отбор. Их примет в своем дворце президент Мальты Мари-Луиз Колейро Прека. Она, по словам Волкова, очень интересуется проблемой личностной идентичности и охотно обсудит ее с учеными. Преимущественно же в программе недельной школы – лекции, семинары, дискуссии.
"В результате обсуждений мы надеемся прийти к лучшему представлению о сущности личности. А заодно решить другие любопытные загадки. Можно ли пережить реинкарнацию и остаться самим собой? Где будет личность, если её мозг будет разделен на две части и каждая из этих частей успешно пересажена в новое тело? Возможно ли продолжение существование личности без тела или в механическом теле? Сколько личностей у людей с расщепленными полушариями мозга, а такие люди появились в связи с лечением эпилепсии? После дискуссий появятся новые научные статьи. А сам ведущий планирует издать новую книгу о тождестве личности", отметил Волков.
Душа и телепортация
Позицию влиятельного британского профессора Суинбёрна, отстаивающего субстанциональный подход к проблеме тожества личности, когда за тождество отвечает специальная субстанция – душа, научное сообщество считает довольно радикальной. Не менее радикально для него и еще одно утверждение Суинбёрна – о существовании бога. Оксфордский профессор – автор одного из самых свежих теистических аргументов, так называемого индуктивного доказательства существования бога. И в отношении философской проблемы сознание-тело он отстаивает дуалистическую альтернативу. Кроме того, профессор православный христианин и владеет русским языком.
"Вопрос о тождестве личности возник в средние века в связи со спорами о том, как именно возможна жизнь после смерти. Христиане считают, что после смерти человек воскресает. Но когда мы видим кости человека в могиле, то где же сам человек, его личность? Она – там, где продолжает существовать душа", отметил Суинбёрн на вводной встрече с участниками школы.
Отвечая на вопрос РИА Новости о цели его участия в проекте, оксфордский профессор заявил, что сегодня, когда в мире распространяется идеология трансгуманизма, особенно важно дать людям ответ на вопрос, что же является "мною" и продолжает существовать. "Когда мы слышим о возможности телепортации на другую планету или пересадки мозга, остро встает вопрос: буду ли это "я" после такого события? Что делает будущую личность – мною?" пояснил Суинбёрн.
Психика, мозг и нарратив
Помимо субстанционального подхода к тождеству личности, современная философия рассматривает еще несколько концепций, но уже не предполагающих наличия некой субстанции в виде души. Согласно психологическому подходу, ядро человеческой идентичности содержится в устойчивых психологических характеристиках. А биологический подход сосредоточен преимущественно на сохранении жизни всего тела, в частности, головного мозга.
Еще один, новый подход – нарративный активно отстаивает организатор проекта Дмитрий Волков. Вошедший в употребление современной науки термин "нарратив" происходит от латинского "narrare" "повествовать". В общем смысле он означает изложение взаимосвязанных событий в виде некой последовательности. По отношению к проблеме тождества личности нарратив – это некий "рассказ", память личности о происходивших с ней событиях. Причем эта "история" определяет приоритеты и цели человека сегодня и в будущем. Особенно важно, что события прошлого выстраиваются в уникальную связь, соответствующую одной уникальной личности.
При этом тело не является границами целостности личности. Волков предполагает, что "через какое-то время телефон или компьютер будет встроен в мозг, у нас будет расширенная память, не только одно тело, но и аватар, и в целом наша самость еще больше расширится за пределы физического тела".
Практическое применение
Именно с вызовами научно-технического прогресса и открытиями нейроученых связана актуальность проблемы тождества личности. В недалеком будущем возможна киборгизация человеческого тела или реализация сознания на небиологическом носителе. Сохранится ли тогда личность? И смогут ли роботы претендовать на то, чтобы быть личностями? Как быть с поражениями мозга, вызывающими дисфункции "я", вегетативным состоянием человека или потерей памяти? Когда личность перестает существовать или становится иной настолько, чтобы с нее снималась ответственность за поступки (возможно, преступления) в прошлом? Ответы на эти вопросы представляются особенно важными создателям Московского центра исследования сознания и организаторам философской школы.
Проект имеет как научные, так и практические задачи. Одна из них – создать площадку для коммуникации и обмена опытом между самыми мотивированными молодыми специалистами со всего мира, которые в будущем могут стать влиятельными экспертами в вопросах исследования сознания, свободы воли, моральной ответственности и практического применения этих знаний. Кроме того, проект призван улучшить имидж философии в обществе, в том числе, российском. Показать, что философия – живая, динамичная дисциплина, непосредственно связанная с каждым из нас и способная упорядочивать повседневную жизнь.
Источник: РИА Новости