ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

День народной путаницы

Объяснить, почему 4 ноября должен стать выходным, может только РПЦ

Владимир Дзагуто :: 04 ноября 2004

Вчера исполнительная власть впервые официально поддержала инициативу депутатов Госдумы об изменении числа праздничных дней. Вице-премьер федерального правительства Александр Жуков подписал заключение о том, что отмена 7 ноября (Дня согласия и примирения), введение нового "Дня народного единства" (4 ноября), а также законодательное закрепление новогодних каникул в период с 1 по 5 января и ликвидация как праздника Дня Конституции (12 декабря) "не противоречат Конституции Российской Федерации и нормам трудового законодательства". Теперь законопроекту, кардинально меняющему привычный россиянам праздничный график, фактически дан зеленый свет. Отменить 7 ноября и День Конституции Государственная дума может уже 10 ноября, и не исключено, что законопроект будет одобрен сразу в трех чтениях.

Против пятидневного празднования Нового года, плавно переходящего в православное Рождество (7 января), никто не возражает. Это только легализует реальное положение дел – ныне в России для большей части населения первая половина января является сплошным застольем, иногда прерываемым выползками на рабочее место. Однако отмена 7 ноября и 12 декабря вызвала споры. Но еще больше сомнений вызывает назначение 4 ноября Днем народного единства. Авторы законопроекта предполагают, что в этот день народ будет отмечать память об освобождении Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году. Но на самом деле с 4 ноября далеко не все понятно: если тщательно разобраться, то к годовщине освобождения российской столицы ополчением Минина и Пожарского эта дата отношения практически не имеет.

Вообще-то назвать точный день, когда десятитысячное войско ополченцев выбило поляков из Первопрестольной, непросто. Отряды Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского подтянулись от Ярославля к Москве еще в июле-августе 1612 года. Польский гарнизон оказался заперт в Кремле и Китай-городе. 22-24 августа в районе Новодевичьего монастыря было разбито войско гетмана Ходкевича, шедшее на подмогу осажденным. Но вплоть до конца октября засевшие в центре Москвы поляки отбивали атаки ополчения. Лишь 22 октября 1612 года казачьи отряды Трубецкого выбили интервентов из Китай-города, а 26 (по другим данным – 27) октября Минину и Пожарскому сдались последние остатки поляков, оборонявших Кремль.

Все даты здесь указаны по старому стилю – юлианскому календарю. Но Россия с 1918 года живет по более точному, григорианскому календарю, и все светские праздники мы отмечаем "по новому стилю". Так, отменяемый День согласия и примирения приходится на 7 ноября, хотя Октябрьская революция 1917 года началась в Петрограде 24 октября – еще по юлианскому летоисчислению. И для того чтобы выяснить, когда именно следует отмечать освобождение Москвы от польских интервентов, нужно старые, юлианские даты перевести в современные, григорианские.

Тонкость же в том, что если сейчас разница между старым и новым стилем достигла 13 суток, то в XVII веке она составляла всего десять дней. И 26 октября 1612 года по юлианскому календарю, когда был взят Кремль, соответствует 5 ноября по новому стилю. Впрочем, гораздо чаще считают, что освобождение Москвы произошло 22 октября, когда ополченцы вошли в Китай-город. По нынешнему, григорианскому календарю это 1 ноября. А то самое 4 ноября, которое собираются праздновать депутаты, – некая странная промежуточная дата, когда Минин и Пожарский уже три дня как взяли Ильинку и Варварку, но еще не добрались до кремлевских соборов.

Судя по всему, календарная неувязка появилась из-за того, что проект о переносе праздников был инициирован представителями Русской православной церкви. В церковном календаре РПЦ взятие Москвы отмечается как день празднования Казанской иконы Божией Матери – 22 октября. Именно под этим образом шло в бой ополчение гражданина Минина и князя Пожарского. Однако православная церковь не приняла светскую реформу 1918 года, инициированную большевиками, и до сих пор продолжает жить по старому, юлианскому календарю. А поскольку сейчас разница между календарями составляет уже 13 дней, то и праздник Казанской иконы отмечается православными верующими 4 ноября, на три дня позже "светской" годовщины.

Получается, что если Госдума примет вариант переноса праздничного дня с 7 на 4 ноября, то под названием "День народного единства" сугубо религиозная дата почитания Казанской иконы станет общефедеральным светским выходным. До сих пор единственным православным праздником, получившим светское признание, было Рождество. Статус праздничного дня был дан 7 января еще в начале 90-х годов прошлого века, когда вместе с крушением Советского Союза началось возрождение религиозной жизни. Теперь, когда отношения между Московской патриархией и Кремлем день ото дня становятся все более дружелюбными, российское православие, похоже, смогло добиться светского признания еще одного своего праздника.

04.11.2004

Источник: Время новостей

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама