В мире обсуждают решение патриарха Константинопольского Варфоломея о назначении на Украину экзархов так называются главы отдельного церковного округа, расположенного за пределами страны основной юрисдикции данной поместной Церкви. Решение было принято вчера, но резонанс получило лишь полсуток спустя – поскольку не все понимают, каковы следствия этого шага. Мы попросили прокомментировать эту ситуацию Александра Владимировича Щипкова, первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
- Александр Владимирович, это похоже на раскол?
- Да, на мой взгляд, 7 сентября войдет в историю православной церкви как день начала раскола. Расколы, конечно, бывают разными. Константинопольский патриарх не первый раз подталкивает – вольно или невольно – к этому православие. Почему? Думаю, все дело в соблазне власти... Варфоломей хочет стать, как старуха из сказки "Золотая рыбка", "папою римским" (такой вариант тоже был у классика, но его зарубила цензура прим. ред). Эти соблазны не новы, но всегда приводят к ошибкам. Когда-то, например, был объявлен переход на новый стиль летоисчисления. Часть церкви, как вам известно, перешла на новый календарь, часть использует, как прежде, старый, не приняв этой реформы. Кажется, пустяки? Нет, конечно. Это тоже раскол своего рода.
Ныне же раскол проходит по другой оси. Патриарх Константинопольский, увы, не раз уже проявлял себя как представитель, скажем так, церковного либерализма. Тому есть масса примеров – это и активные разговоры об экуменизме, каких-то экуменических молитвах, поддержка в завуалированной форме ЛГБТ-сообществ. Вот буквально только что было заявлено о возможном второбрачии для духовенства...
- Неожиданно и... хм, смело...
- Это подрыв основ христианства. Вообще-то все перечисленное попахивает ересями. Безусловно, не мне о том судить, однако мне кажется, что впору уже Церковному суду обратить на это внимание и рассмотреть все эти вопросы на своих заседаниях.
- Все, что вы перечисляете, крайне трудно с Православием соотнести.
- Я бы сказал так: все это – попытка формирования нового мировоззрения. А на самом деле – либеральный тренд в православии, активно насаждаемый. Возглавляет этот разрушительный тренд – что крайне печально – Константинопольский патриарх Варфоломей. В этих условиях, как вы понимаете, Московский патриархат оказывается главным хранителем незыблемых ценностей, ценностей нравственных и духовных.
- В назначении экзархов вы видите вызов?
- Продолжение определенной линии. Ситуация, с назначением экзархов, является как бы символом наметившегося раскола – ибо назначаются они не куда-нибудь, а в Киев, мать городов русских...
- Это очень печально – что раскол происходит сейчас. Он не нужен и может добавить масла в огонь...
- Безусловно, вещь это трагическая. И врачевать это придется потом десятилетия. Но что поделать. Как ни горько это признавать, патриарх Варфоломей завершил свой путь в истории.
- Почему же завершил? В какой-то – да, наверное, а в какой-то иной – начал.
- Нет, завершил. Именно завершил. Четверть века назад, когда он был избран, было в связи с этим избранием много светлых надежд. Я это прекрасно помню – даже какие-то статьи писал на эту тему. Однако все кончено: Варфоломей совершил свой свободный выбор и с 7 сентября вошел в историю как раскольник. Это точка в его исторической биографии.
- Выбор действительно... личный?
- Знаете, кто-то говорит, что Варфоломей зависим от тех же американцев, еще от кого-то. Зачем на это смотреть? История на это не смотрит. Ей важен факт. А по факту Варфоломей затеял раскол. Точка.
- И...? Что делать нам, как жить, быть?
- История церкви знает массу сложнейших ситуаций, церковь пережила многие испытания. Нам остается лишь сохранять верность нашей Церкви, хранить ее и оставаться твердыми – на тех позициях, что были избраны когда-то.
ПО ТЕМЕ
Московский патриархат дал достаточно жесткую оценку происходящему, расценив ситуацию как грубое вторжение на свою территорию. Если быть точным в деталях – беспрецедентно грубую. Отдел внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), например, увидел в назначении экзархов серьезное юридическое нарушение: "Данное решение Константинопольского патриархата противоречит 2-му правилу Второго Вселенского (Константинопольского) Собора: "не будучи приглашенными, епископы пусть не переходят за пределы своей области", трактуется в документе.
Там же отмечено, что назначение экзархов произошло без ведома митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия единственного канонического епископа Киева. "Ответственность за возможные негативные последствия этого действия будет лежать на Константинопольском патриархате", отметили в УПЦ МП.
Заявление сделал и Владимир Легойда, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
- Назначение Константинопольским патриархом своих представителей-епископов на Украине без согласования с патриархом Московским и всея Руси и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины есть не что иное, как беспрецедентно грубое вторжение на каноническую территорию Московского патриархата, заявил он.
Владимир Романович подчеркнул, что подобные действия "не могут остаться без ответа" и выразил надежду на то, что Константинопольский патриархат понимает серьезность возможных последствий таких решений.
- Понятно, что есть какие-то разногласия в наших взглядах на ситуацию, но я думаю, что, как мы многократно говорили, и в Константинопольском патриархате, так же как и в Московском, понимают важность этих процессов и понимают серьезность возможных последствий любых решений. И мы надеемся и верим, и делаем со своей стороны все, чтобы эти решения не привели ни к каким печальным последствиям для всех, сказал Легойда.
Напомним, что возникшее напряжение – следствие не текущего момента, а сконцентрированный сгусток происходившего в течение нескольких лет. Еще два года назад, отвечая на открытое письмо "Украинской православной церкви Киевского патриархата" Синодальный отдел Московского патриархата открыто называл упомянутую религиозную структур раскольнической. Подчеркнем, что на протяжении всех лет конфликта Украины и России Русская православная церковь неизменно стояла на позициях миротворчества, обращаясь к обеим сторонам конфликта с призывами о примирении.
Источник: Вечерняя Москва