ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Украинская Автокефалия": Попытка Обмануть Бога

Егор Холмогоров :: 28 сентября 2018

Украинскую власть и раскольников-автокефалистов снова обманули.

Константинопольский Патриархат в лице его экзархов заявился на Украину не с тем, чтобы осчастливить "признанием" раскольников-филаретовцев, а чтобы к существующим в Киеве расколам прибывать ещё один, "экзархатский".

"Украинские иерархи напрасно считают, что томос будет выдан одной из существующих здесь церквей, – сообщили "Коммерсанту" в Константинопольском патриархате. – Это будет новая структура: иерархи первично будут определены Константинопольским патриархом, а прихожане украинских церквей, а также священнослужители будут иметь возможность влиться в Украинскую православную церковь в единении с Константинопольским патриархатом".

Собственно ничего другого Фанару и не остается. УПЦ МП не то что не хочет автокефалии – она прямо указала присланным Варфоломеем "экзархам" на дверь. А вступить в общение с анафематствованным Русской Православной Церковью "патриархом Филаретом" Денисенко – значит самим подпасть под ту же анафему. Даже для попыток "пересмотреть" дело Денисенко в обход Москвы патриарху Варфоломею понадобятся такая дерзость и такая общая поддержка православных церквей, которых у него нет и не будет.

Поэтому, всё, что остается фанариотам, от которых требуют "украинскую поместную церковь" и Вашингтон, выпустивший специальное заявление в поддержку нового раскола, и администрация Порошенко, – это попытаться сконструировать такую церковь с нуля, то есть создать ещё одну юрисдикцию, в которую, быть может, со временем переманить часть епископата и паствы Московского Патриархата, и филаретовцев, но без одиозного Филарета.

Но Денисенко не для того всю жизнь боролся за патриарший куколь, чтобы капитулировать – он совершил шумный вояж в США, встретился с чиновниками Госдепа и бывшим вице-президентом Джо Байденом – и всё это, конечно, не затем, чтобы остаться за бортом. Поэтому идея "четвертой юрисдикции" приобретет в его лице могущественного врага, а это гарантирует автокефалистскому проекту провал. Все проблемы решила бы, конечно, скорая кончина 89-летнего обер-раскольника. Поэтому если с ним, несмотря на почтенный возраст, "внезапно" что-то случиться, то круг подозреваемых будет чрезвычайно узок.

С другой стороны, та разбойническая форма, в которую облечено вторжение патриарха Варфоломея на Украину, отталкивает от него и проавтокефальные круги в УПЦ МП. Митрополит Софрний, глава Черкасской епархии УПЦ, считаемый главным сторонником независимости от Москвы, заявил, что "в одну Церковь с Филаретом не пойдет". Духовенство его епархии проголосовало против вторжения Константинополя в соотношении 100 к 27. Отсюда не следует, конечно, гарантии, что никого из иерархов УПЦ не удастся сманить в раскол "без Филарета", однако большинство их, чья позиция ясно проявилась на состоявшемся в Киеве Синоде, отвергает вторжение Константинополя вполне решительно.

Не гладко идут дела у киевской власти и Варфоломея с международным признанием действий Фанара и последующей автокефалии. Украинские эмиссары встречаются то с одним, то с другим предстоятелем поместных церквей, публикуют бодрые отчеты, которые... раз за разом опровергаются. Так, украинский МИД бодро отчитался, что глава Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом поддержал автокефалию и... был немедленно опровергнут: "архиепископ выразил свою озабоченность и обеспокоенность по поводу последних событий в Украинской церкви, в частности, с призывами к расколу, который нанесет вред единству всего православия". Такое же одергивание последовало и от Папы Римского.

Киев опубликовал сообщение, в котором говорилось, что Ватикан "уважает решение украинского народа о создании единой поместной церкви". Ватикан немедленно опроверг, сообщив, что считал и считает вопрос украинской автокефалии "внутренним вопросом Православной церкви" и "не намерен предоставлять никакой оценки" данного процесса.

Крайне сомнительно, что Константинопольскому Патриарху Варфоломею удастся заручиться поддержкой большинства православных поместных церквей на предоставление автокефалии даже своей новосконструированной структуре, не говоря уж о приеме филаретовцев. Фанар, конечно, храбрится, заявляя, что решения об автокефалии принимает "единолично Вселенский патриарх", но он сам понимает, что эта теория о своем верховенстве в Православной Церкви, поразительно напоминающая римский папизм, лишь отталкивает от него всех остальных.

Так и или иначе, в случае, если Фанар перейдет черту, рассудить вопрос придется собранию предстоятелей всех поместных церквей. И здесь всё будет очень зависеть от подхода каждой из них, который диктуется и принципиальными соображениями, и церковно-политической и геополитической конъюнктурой в каждом конкретном случае.

В конфликте из-за Украины между Московским и Константинопольским патриархатами, из других вселенских патриархатов Москву безоговорочно поддержит Антиохийский, это предопредено как неприятием этим патриархатом политики Фанара, так что Антиохийский патриарх первым отказался ехать на "Всеправославный собор" на Крите в 2016 году, так и теснейшей политической связкой России и Сирии, церковь которой возглавляет патриарх.

Пользующийся репутацией "русофила" и много лет служивший настоятелем александрийского подворья в Одессе Александрийский патриарх Феодор II, неоднократно высказывался с неодобрением об украинских раскольниках и с уважением о каноническом предстоятеле УПЦ митрополите Онуфрии. У России теплые отношения с Египтом, поэтому давление на патриарха мирских властей в пользу украинского раскола исключено. Эти патриархи могут пойти и на решительный конфликт с Константинополем.

Более сложна ситуация с Иерусалимским патриархатом. С одной стороны, этот патриархат очень тесно связан с Фанаром, укомплектован исключительно греками, вынужден ориентироваться на позицию Израиля. В последние десятилетия при патриархе Феофиле в адрес Иерусалимской церкви неоднократно звучали обвинения в русофобии. С другой стороны, не так давно патриарх, выступая перед украинскими паломниками в Святую Землю, призвал держаться канонического митрополита Онуфрия. Поэтому если маловероятно, что Иерусалим решительно поддержит Москву, то решительной поддержки канонического разбоя Фанара он так же вряд ли проявит и автокефалию скорее всего не признает (по крайней мере сразу).

Колебаться будут, скорее всего, и другие греческие церкви – Элладская и Кипрская. С одной стороны, они тесно привязаны к курсу Фанара и находятся в странах, контролируемых НАТО и ЕС. В последнее время правительство Греции начало очень агрессивно портить отношения с Москвой, что, безусловно, отразится и на церковных делах. При этом в Греции большое количество ревнителей православия – антиглобалистов и антиэкуменистов, относящихся к курсу Фанара резко отрицательно.

В случае если дело дойдет до решительно разрыва межцерковных отношений и евхаристического общения, раскола мирового православия, то самой Элладской церкви грозит затрещать по швам, так как многие её прихожане будут ориентироваться на истинный центр Православия – Москву. А это значит, что в решительных действиях Фанара и Эллада и Кипр заинтересованы не будут и станут давить на Фанар в пользу компромисса.

Безусловным союзником Москвы является Сербская церковь. Дело не только в традиционных связях России и Сербии и чувстве братства народов. Дело ещё и в том, что сербы видят во вторжении Фанара на Украину прямую угрозу себе. Абсолютно аналогичный филаретовскому раскол имеется в отделившейся Черногории, причем он там тоже поддерживается властями. Серьезной канонической проблемой для Сербской Церкви является и церковный раскол в Македонии, длящийся с 1960-х годов. Действия Фанара на Украине для сербов настоящая красная тряпка, это образец того, что будет с ними самими, если фанарский фокус на Украине удастся.

Более сложной является ситуация с поместными церквями Болгарии и Румынии. Прежде всего, как это церкви "натовских" стран, тесно связанные с правительствами своих стран, безусловно лояльными Вашингтону.

При этом Болгарская церковь во многих общецерковных вопросах ориентирована на Москву, пережила немало внутренних расколов, что тоже не увеличивает ее симпатий к раскольникам, сильна в ней и давняя антипатия к Фанару. Но степень решительности поддержки БПЦ позиции Москвы вызывает сомнения – политические факторы могут и перевесить.

У Румынской церкви с Фанаром тот общий интерес, что она хотела бы поучаствовать в разделе постсоветского наследия, претендуя на Молдавские епархии РПЦ, так же как Румыния претендует на поглощение Молдавии. Поэтому рассчеты на её поддержку у Константинополя небезосновательны. Вероятно поддержит патриарха Варфоломея и маленькая Албанская православная церковь, которая всегда ориентировалась на Фанар.

Грузинская православная церковь, несмотря на плохие отношения Грузии с Россией, будет ориентироваться на Москву, так как нарушение церковных границ, если оно удастся Фанару, пойдет по принципу домино, а разрыв с Москвой будет означать исчезновение препятствий для приема в Московский Патриархат епархий Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, Грузинская церковь очень традиционалистски настроена и это тоже сближает её с Москвой, а не с Константинополем.

Небольшие Польская и Чешско-Словацкая православные церкви своим происхождением связаны прежде всего с Русской Православной Церковью и ориентируются на неё. Кроме того, украинская автокефалия прямо угрожает Польской Православной Церкви, так как томос об её автокефалии, выданный Фанаром в 1923 году (он был неканоничным, но ППЦ канонически нормализовала отношения с Московой после Второй мировой войны), содержал утверждение, что Фанар никогда не признавал присоединения малороссийских епархий Киевской митрополии к Московскому патриархату и поэтому имеет право даровать автокефалию Польской, которая состояла из части этих малороссийских епархий (напомним, тогда в состав Польши входили Западные Украина и Белоруссия). Если теперь с той же ссылкой на мнимое непризнание присоединения Киевской митрополии, Фанар даст томос Украине, то по каноническому смыслу Польская церковь должна будет присоединиться к Украинской как временно отторгнутая часть её епархий.

Итого, в случае конфликта с Фанаром из-за Украины Московский патриархат может рассчитывать на ясно выраженную поддержку со стороны пяти поместных церквей: Александрийской, Антиохийской, Сербской, Польской и Чешско-Словацкой. Столь же определенную поддержку Константинополь может получить только со стороны Румынии Албании. Даже другие греческие церкви – Иерусалимская, Элладская и Кипрская будут склонять Фанар к компромиссу, тем более, что его неправота в этом вопросе отлично осознается всеми. Грузинская и Болгарская церкви, быть может решительно Москву и не поддержат, но против неё точно не пойдут.

Даже на созданную Варфоломеем с чистого листа УПЦ Константинопольского Патриархата в православном мире будут смотреть как на зачумленную, если же он решится на вступление в общение с Денисенко, ситуация и вовсе может статья драматичной – за такое каноническое нарушение как церковное общение с анафематствованным разбойником будут достаточные основания извергнуть Варфоломея из сана и отправить под ту же анафему. Заразившись "филаретовщиной" Варфоломей оттолкнет нейтралов в противники и союзников в нейтралы.

В любом случае, очевидно, что борьба вокруг украинских церковных расколов будет длиться долго. "С наскока" создать "единую украинскую поместную церковь" и попытаться передать ей, захватив у УПЦ МП, основные святыни, у Порошенко не получится. А не с наскока – ещё не известно, будет ли Порошенко переизбран президентом. Но никаких оснований расслабляться и считать церковную ситуацию на Украине несерьезной – нет. Речь идет не как о взаимоотношениях в православном церковном мире, так и о больших этнополитических и геополитических процессах, которые мирские и зачастую вообще не верящие в Бога люди пытаются "оформить" по церковным канонам, которые писал не человек, но Святой Дух человеческими руками.

Сторона, настаивающая на провозглашении автокефалии, утверждает, что она должна быть провозглашена, поскольку Украина – независимое государство, украинцы – отдельный от русских этнос с особой историей, культурой и традициями а потому имеют право на совершенно независимую от Московского патриархата церковную организацию, которую с помощью раскола пытался организовать "патриарх Киевский" Филарет, а теперь взялся на якобы канонических основаниях "обеспечить" патриарх Варфоломей.

Аналогом украинской автокефалии в их представлении должны служить автокефалии Болгарской церкви, установленная еще в древности, а потом восстановленная с громким скандалом и расколом в XIX веке, когда болгарские епископы несколько десятилетий были прокляты Константинопольскими патриархами как еретики "филетисты", ставящие национальное выше церковного, или автокефалия Румынской церкви, полученная от Константинополя сравнительно безболезненно в XIX веке. Автокефалисты считают Украину однопорядковым с Болгарией или Румынией феноменом, а потому требуют безусловного признания своих претензий, опираясь на позицию украинских властей и поддержку Госдепа США.

Иными словами, украинская церковная автокефалия рассматривается как церковная санкция для тезисов, что Украина не Россия, украинцы – не русские (и, по всей видимости, никогда ими не были), иными словами, как инструмент дальнейшего разделения Украины и России в этническом и политическом отношении.

Строго говоря, противники украинской автокефалии смотрят на политическую сторону вопроса так же, только с обратным знаком. Издревле, от князя Владимира Русская митрополия была едина (и всегда называлась Русской, "всея Руси").

Именно Русская Церковь сохраняла единство русского народа в эпоху разделений и верность Православию его сынов. Именно здесь жива Святая Русь, уже много сотен лет, несмотря на гонения и искушения, составляющее сердце Православия, являющая великих святых, мучеников и подвижников.

Пока жива единая Русская Церковь, жив и единый русский народ, жива его традиция, сохраняется возможность восстановления единой государственности. Церковно-каноническое разделение приведет и к исчезновению единого народа, – не известно сохранится ли отделенная его часть в качестве "украинской", но русской она точно скоро быть перестанет, как перестала быть русской ополячившаяся и окатоличившаяся шляхта в Речи Посполитой.

К сожалению, говорить в сегодняшнем Киеве на подобном языке абсолютно невозможно, поскольку это означает неминуемое развязывание государственного террора. И так, за одну защиту канонической церковности, иерархи Украинской Православной Церкви Московского Патриархата были внесены в базу данных террористического сайта "Миротворец". Если апологеты автокефалии и этнического раскола открыто говорят о своих этнополитических планах и желаниях, то защитникам русского единства приходится выражаться предельно аполитично.

Именно поэтому столь нелепы предложения, звучащие порой со стороны московских церковных либералов, "самим предоставить автокефалию Украине". Максимальная церковная автономия-самоуправляемость, учитывая актуальный статус Украины как независимого государства, УПЦ МП и без того предоставлена. А вот признать "автокефалию" для Москвы означало бы подписать капитуляцию перед историософией и геополитической программой украинского сепаратизма, означало бы согласиться с тем, что никакого Русского мира не существует.

Поэтому в конечном счете, долгосрочная судьба "украинской автокефалии" будет определяться геополитическими и этнополитическими процессами – "славянские ручьи сольются в русском море, оно ль иссякнет – вот вопрос". Но это не значит, что такие вопросы зависят только от мирских причин и действий людей. Главная ошибка автокефалистов и тех, кто их поддерживает, бросающиеся в глаза безрелигиозность, цинизм, по сути – попытка обмануть Бога, вроде той, которую некогда предпринял библейский Каин. Расплата за это будет соответствующей.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама