Американский иезуит был одни из крупнейших специалистов по византийскому богослужению
Католический священник византийского обряда архимандрит Роберт Тафт скончался 2 ноября в Уэстоне (штат Массачусетс) в возрасте 86 лет. Один из крупнейших в мире специалистов по византийскому богослужению, о. Роберт принимал активное участие в диалоге Католической Церкви и христианских Церквей Востока – в частности, Православной, сообщает сайт Aleteia.
Роберт Фрэнсис Тафт родился 9 января 1932 года в Провиденсе, Род-Айленд, в известной американской семье, один из членов которой – Уильям Говард Тафт – был президентом США в 1909-1913.
17-ти летним юношей вступил в Общество Иисуса (орден иезуитов), пишет английская "Википедия". В течение трех лет преподавал в иезуитском колледже в Багдаде (Ирак). Вернувшись в США в 1959, Тафт закончил Фордамский университет Нью-Йорка по специальности "русский язык".
Поскольку молодой человек проявлял особый интерес к восточному христианству, он стал членом русской католической общины и в 1963 в Риме был рукоположен во священника византийского обряда в церкви св. Антония при коллегии "Руссикум".
В 1970 о. Роберт поступил на учебу в Папский восточный институт в Риме, где среди его однокашников оказался молодой греческий иеродиакон Варфоломей Архондонис – ныне Константинопольский Патриарх.
В 1975 Тафт защитил в Восточном институте докторскую диссертацию на тему "Великий вход на Божественной литургии", после чего – вплоть до выхода в отставку в 2011 году – преподавал в этом учебном заведении.
Впоследствии о. Роберт стал клириком Украинской греко-католической Церкви, где в 1998 году удостоен сана архимандрита с правом ношения митры и жезла.
Перу о. Роберта принадлежит более 800 научных работ в области восточной литургики. Самым известным его трудом является "История литургии св. Иоанна Златоуста" в шести томах. Священник редактировал научный журнал "Orientalia Christian Periodica" и сборник "Orientalia Christiana Analecta", был консультантом ряда подразделений Римской курии – в частности конгрегации Восточных Церквей.
Будучи знатоком богослужения восточных Церквей, о. Роберт внес решающий вклад в процесс признания Католической Церковью действительности таинства евхаристии в Ассирийской Церкви Востока. Дело в том, что в ассирийской литургии отсутствует четкая формулировка преложения Святых Даров, и это вызывало смущение у многих католических богословов. Однако о. Тафт убедил свих коллег, что ассирийские молитвы (так называемые евхаристические молитвы Аддая и Мари) имплицитно содержат призыв к освящению хлеба и вина, в результате чего в 2001 году Католическая Церковь официально разрешила халдо-католикам – в случае особой нужды – причащаться в ассирийских храмах.
О. Роберт Тафт выступал за расширение начал синодальности и соборности в Римской Церкви. Ставя в пример отношения автокефальных православных Церквей, он призывал к расширению полномочий национальных епископских конференций, которые, по его мнению, могли бы избирать епископов без согласия Ватикана.
Также о. Роберт был решительным сторонником реформ II Ватиканского собора: утверждения ряда консерваторов о том, что латынь в качестве богослужебного языка намного лучше современных языков, он называл "верхом глупости". При этом литургист резко критиковал импровизации, которые стали вносить в мессу некоторые священники. Идеалом литургии он считал византийское богослужение.
Священник решительно критиковал тех, кто считал, что единственным путем достижения полного единства католиков с восточными христианами может быть их "поглощение". "Не нужно, чтобы все стали католиками. Нужно, чтобы мы признали друг друга представителями апостольского христианства – то есть признали, что те Церкви, которые имеют законное священство, епископат и таинства, служат освящению своих членов", -- заявил он в 2013 году в интервью "Aleteia".
Роберт Тафт также получил известность как человек, порой резкий в своих суждениях. В 2004 году его интервью "National Catholic Reporter", вызвало настоящий скандал. Комментируя недовольство РПЦ переездом руководства УГКЦ из Львова в Киев, а также возможностью учреждения греко-католического патриархата на Украине, архимандрит, в частности, заявил, что на Востоке отсутствует логика в том виде, как ее понимают на Западе.
"Чем дальше вы продвигаетесь на юг и восток, всё – кроме еды – становится хуже, – заявил Тафт. – Хуже с логикой, хуже с рациональностью, и в результате всё заканчивается истерикой и эмоциями". Говоря о возвышении УГКЦ до уровня патриархата, архимандрит посоветовал сделать это явочным порядком, не дожидаясь решения Ватикана.
Интервью вызвало недовольство как в Ватикане, так и в Москве. Однако, по словам людей, близко знавших Тафта, он вовсе не хотел обострять и без того непростую ситуацию вокруг УГКЦ и впоследствии сожалел, что высказался в столь "недипломатичном" тоне.
О. Роберт любил богослужение: служа в Риме, он ежедневно в 6.30 утра совершал литургию в часовне Руссикума, приходя в храм за полчаса до начала службы и лично подготавливая как все богослужебные тексты, так и уголь для кадила. Каждую субботу он пел на клиросе за вечерней службой.
Уйдя на покой с поста профессора Восточного института, архимандрит Роберт Тафт вернулся в США и провел последние годы жизни в иезуитском доме престарелых "Кэмпион Холл" в Уэстоне. Здесь же 12 ноября состоится его отпевание, которое возглавит глава греко-католической епархии св. Владимира во Франции епископ Борис Гудзяк.
По материалам источников: Благовест Инфо