Вполне возможно, что 7 ноября скоро перестанет быть красным днем в календаре. День согласия и примирения 7 ноября мы отметим в этом году в последний раз. Комитет по труду и социальной политике Государственной думы РФ подготовил законопроект, который будет 10 ноября вынесен на рассмотрение Думы. Согласно этому проекту праздничных дней у россиян станет больше. Но некоторые праздники исчезнут. В том числе и 7 ноября.
Председатель комитета по труду и социальной политике Государственной думы РФ Андрей Исаев о Дне согласия и примирения сказал: "Этот праздник вызывает разделение в обществе. Многие относятся к нему негативно". По словам Исаева, этот праздник заменят другим, который будет называться Днем народного единства, и отмечать его предполагается не 7-го, а 4 ноября. Именно 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков. Некоторые парламентарии высказывали надежду, что этот праздник будет более признанным разными слоями населения, более народным и в конечном итоге заставит каждого россиянина понять и признать, что мы живем в многонациональной и многоконфессиональной стране, и осознать на деле необходимость построения толерантного общества.
Поделиться своими мыслями о гражданском согласии, о толерантности нашего общества с читателями нашей газеты согласился только что вернувшийся из Вены, с экуменической христианской конференции, Андрей Александрович ДИРИЕНКО, пастор "Церкви Божьей" , входящей в деноминацию христиан веры евангельской.
Андрей Александрович, что вы думаете о переносе и переименовании праздника 7 ноября?
Не самое главное, как этот праздник будет называться и когда
4 или 7 ноября мы его будем отмечать. Самое важное, что мы будем чувствовать, как мы будем стремиться к достижению согласия, примирения, единства. Важно, чтобы каждый россиянин осознал: нам, и нашим детям, и нашим внукам жить в стране, в обществе, где есть люди разных национальностей, разного вероисповедания. Значит, надо это принять как данность и договориться о том, чтобы вместе делать нужные для общества дела. Сейчас накопилось столько нерешенных проблем, столько горя, а мы тратим силы на выяснение отношений кто правильно молится, а кто неправильно. Я могу сказать только, что большинство религий призывает к хорошему любить ближнего, не обижать слабого, не совершать безнравственных поступков. В последнем номере одной из газет я узнал информацию о том, что в Ярославской области за последний год из жизни добровольно ушли 493 человека. Все трудоспособного возраста, и самое страшное из них девять детей. Вот о чем надо задуматься. Все христианские религии воспевают жизнь как высшую ценность, данную человеку Богом, все считают самоубийство страшным грехом.
В вас, наверное, сейчас больше говорит дипломированный религовед, чем пастор протестантской церкви?
Возможно. В обществе неодно-значно воспринимается 7 ноября, день Октябрьской социалистической революции. После 1917 года люди оказались в такой стране, где даже разговор о свободе совести был невозможен. Я вырос в семье проповедника христиан веры евангельской и не понаслышке знаю, что такое свобода совести при советской власти. Точнее, ее отсутствие. Как проповедник, пастор в четвертом поколении, я осознаю необходимость построения толерантного общества. Но нам надо еще очень много работать, потому что десятилетиями у нас было принято считать: если ты не такой, как все, если ты не в того Бога веришь, если не в ту церковь ходишь, значит, ты враг народа. Это ведь неправильно.
Андрей Александрович, в качестве возражений переносу праздника приводится такой аргумент: 4 ноября православные отмечают праздник Казанской иконы Божьей Матери.
Представители многих конфессий, участвующие в работе Межрелигиозного совета России (МСР), обратились с инициативой о переносе праздника в адрес президента, премьер-министра и председателей обеих палат парламента. Но, поскольку это не только праздник Казанской иконы, а в основном день окончания Смутного времени на Руси, победа Минина и Пожарского над поляками и освобождение Москвы, нужно взвешенно подойти к назначению этой даты, так как она может вызвать нарекания у некоторых конфессий и российских граждан. Я согласен, что 7 ноября не должно быть Днем примирения и согласия, но конкретную дату этого праздника нужно еще уточнять. Хочу заметить, что 29 октября 2004 года в Свято-Даниловом монастыре отделом внешних церковных связей Московского патриархата была организована встреча председателя отдела митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с руководителями консультативного совета глав протестантских церквей председателем Российского союза ЕХБ Ю. К. Сипко, начальствующим епископом церкви христиан веры евангельской П. Н. Окарой, председателем Западно-Российского союза церкви христиан-адвентистов седьмого дня В. Д. Столяром и исполнительным директором Российского объединенного союза христиан веры евангельской К. В. Бендасом.
От нашей церкви был представитель консультативного совета глав протестантских церквей в Совете Федерации и Государственной думе Российской Федерации, заместитель председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской Петр Гонтаренко. Рассказывая о встрече в отделе внешних церковных связей, он подчеркнул, что она состоялась с благословения патриарха Московского Алексия II. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил с приветствием создания консультативного совета глав протестантских церквей, который, по его словам, "выражает мнения основных протестантских конфессий об экономической и политической обстановке в России". Учитывая опыт участия в совместных социальных акциях и схожую социальную концепцию, он говорил о том, что пришло время для систематических встреч православных и протестантов для обсуждения межцерковных отношений. Все присутствующие согласились с необходимостью диалога, для того чтобы выработать единую позицию по важным для общества вопросам, не дать вбить клин между двумя ветвями христианства, отвести обвинения в разногласиях между ними и уж тем более развенчать миф о противопоставлении протестантов и Русской православной церкви.
На встрече выступали все главы протестантских церквей. Они рассказали о проблеме разногласий между конфессиями на региональном уровне. Конечно, это мужественный поступок митрополита Кирилла, ведь он может вызвать критику со стороны тех, кому нужны разобщенность христианских конфессий и отсутствие мира между ними.
Петр Петрович отметил дружелюбие митрополита Кирилла, его открытость к диалогу, озабоченность сложной сегодняшней обстановкой в обществе и искреннее желание помочь в решении проблем. И один из выходов в сложившейся ситуации он видит в контакте Русской православной церкви с протестантскими деноминациями. Митрополит сказал о признании им духовного влияния протестантов в современном российском обществе.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл предложил консультативному совету глав протестантских церквей рассмотреть кодекс чести российского бизнесмена, разработанный в РПЦ несколько месяцев назад, и высказать свое мнение по этому важному документу.
Также он вынес на наше обсуждение предложение межрелигиозного совета России о переносе празднования Дня примирения и согласия с седьмого на четвертое ноября. Возможно, со временем эта встреча будет названа исторической. Две христианские конфессии начали диалог, который самым благоприятным образом скажется на оздоровлении ситуации в нашем обществе.
Андрей Александрович, расскажите и о христианской экуменической конференции, которая проходила в Вене. Что на конференции говорилось о возможности объединения христиан?
В работе христианской экуменической конференции принимали участие католики, православные и протестанты из более чем тридцати стран мира. Цель конференции понятна развитие экуменического движения, выработка общих взглядов на основные современные мировые проблемы. Никто ни к кому не испытывал отрицательных эмоций, хотя участники были очень различны. Там были и монахи, подпоясанные грубыми веревками и в сандалиях, и игуменьи известнейших монастырей, и протестантские пасторы. Инициатором конференции выступала католическая церковь, и спикером являлся кардинал, архиепископ Австрии.
Основными темами выступлений и семинаров были права человека, говорили о примирении, о необходимости решать сообща социальные вопросы.
То, что вы услышали и увидели в Вене, возможно в России и в Ярославле в частности?
Хотелось бы. Свобода совести важное условие гражданского мира и национального согласия и в целом мире, и в нашей стране. Особенно актуально согласие и взаимопонимание между различными конфессиями и религиозными объединениями сейчас, когда миру угрожает терроризм.
Неважно, к какой конфессии принадлежит человек, нужно защищать его права и свободу. Также необходимо строго следить за тем, чтобы сами религиозные организации не преступали закон. Сглаживание конфликтов вот повседневная задача христианских служителей. Мы должны больше говорить о духовных ценностях, о свободе совести как основном праве человеческой личности, лежащем в основе всех других прав.
А что касается Ярославля, то хотелось бы, чтобы у нас развивалось общение между христианами православными, католиками, протестантами. Хорошо бы нам встречаться на общих конференциях, за круглым столом. Когда друг друга лично знаешь враждовать не хочется. Мы могли бы найти взаимопонимание и наладить сотрудничество всех имеющихся конфессий, религиозных объединений в Ярославле, решать сообща многие социальные проблемы. От этого стало бы лучше всем жителям нашего замечательного города.
05.11.2004
Источник: Золотое кольцо