31 января 2019 года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений порталом для священнослужителей "Пастырь" совместно с Православным Свято-Тихоновским университетом был организован пастырский семинар, участниками которого стали более 60 священнослужителей из разных регионов России и зарубежных епархий.
Какова роль общины в жизни православного христианина, место супруги и детей священника в его духовной семье, как пастырю выстраивать культурную жизнь прихода, и как не затмить приходской активностью главную цель Евхаристического собрания? Эти и другие вопросы обсудили участники пастырского семинара "Приходская община от первого кирпича до третьего священника, выросшего на приходе", прошедшего под председательством епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония.
На семинаре выступили епископ Антоний, духовник Московской областной епархии протоиерей Константин Островский, настоятель храма святых бессребренников Космы и Дамиана на Маросейке г. Москвы протоиерей Феодор Бородин и другие участники встречи.
Модератор встречи проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Николай Емельянов в вводном слове напомнил слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что "священник является прежде всего пастырем, главой приходской общины" и объявил о формате обсуждения. В первую очередь слово на семинаре было предоставлено младшим по хиротонии священникам. Все желающие могли кратко высказаться, либо задать свои вопросы.
В частности, были озвучены проблемы непринятия сложившимся "костяком" прихода новых прихожан, нехватки опыта у молодых священников и подмены разного рода "активностями" при храме настоящей приходской жизни.
Далее своим опытом поделился настоятель строящегося московского храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве протоиерей Алексий Батаногов. "Общину можно создать только в том случае, если священник становится отцом для людей, которые его окружают, подчеркнул протоиерей Алексий Батаногов. Если он не требоисполнитель, а живет жизнью людей".
Чтобы центром приходской жизни стала Божественная литургия, отец Алексий перевел свой храм на ежедневное богослужение утром и вечером, в воскресные и праздничные дни стали служиться две Литургии.
Силами молодежи на приходе храма равноапостольного князя Владимира устраиваются самые разнообразные мероприятия, чтобы молодые люди могли максимально реализовывать себя. Несколько раз в год на приходской территории организуется фестиваль районного масштаба "У святого князя Владимира", работает киноклуб и "антикафе", где проходят занятия воскресной школы, евангельские кружки и просто молодежные встречи. В свободное от приходских мероприятий время "антикафе" работает для всех желающих как кафе, в котором посетитель платит не за еду, а за время, проведенное там; чай и кипяток бесплатны, при этом с собой можно приносить свою еду. По словам отца Алексия, благодаря фестивалям двадцать пять тысяч жителей ближайших районов узнали об их храме, а благодаря антикафе десятки новых молодых людей стали прихожанами.
Принцип Владимирского храма: на приходе нет своих и чужих. По большим праздникам накрывают столы прямо на улице и кормят хотя бы понемногу всех желающих, обычно порядка двухсот человек.
Епископ Ахтубинский Антоний в своем выступлении отметил, что приходские общины единственное, что может спасти русские села.
Владыка рассказал о принципах, которые действуют в Ахтубинской епархии:
- храм территория благожелательного отношения к человеку; видя такое отношение, люди приходят в храм;
- священник должен чувствовать себя главой общины, осуществлять не административное лидерство, а в первую очередь духовное; настоящий дух соборности на приходе складывается годами, и он должен исходить от священников;
- не бывает чужих мероприятий и мероприятий "для своих"; все священники в многоклирном приходе находятся в курсе, какие мероприятия каждый организует; клирики не обязаны присутствовать везде, но должны о них знать.
Важную роль, по мнению владыки, играют приходские собрания. В своей епархии епископ Антоний призвал духовенство подходить к собраниям не формально, а формулировать действительно актуальную и интересную повестку и проводить такие встречи с пользой. Такой подход уже дает плоды: прихожане видят, что их мнение не безразлично, и чувствуют себя полноценной частью общины.
Протоиерей Феликс Стацевич, настоятель Елисаветинского храма в городе Королеве, рассказал о своем опыте вовлечения прихожан в совершение богослужения: "Мы стали служить почти уставное всенощное бдение, минимально его сокращая, и максимально вовлекаем в совершение службы прихожан: кто-то читает, кто-то поет". Несмотря на то, что служба в субботу вечером в Елисаветинском храме длится порядка четырех часов, многие прихожане очень это ценят, а те, у кого нет сил или возможности, участвуют в ней частично.
Духовник Московской областной епархии и настоятель Успенского храма в городе Красногорске протоиерей Константин Островский перевел разговор в новую плоскость, призвав различать в вопросе построения общины душевное и духовное: "Как Сергий Радонежский создал монастырь, из которого выросла Троице-Сергиева лавра? Он же не искал на это средства, не тратил силы на то, чтобы созвать побольше паломников, а просто стал служить. Если я ставлю своей целью "создать общину", важно задать самому себе вопрос: что движет мной в этом желании?".
По убеждению отца Константина, "главное это община, которая собирается вокруг Чаши. Если человек пришел и причащается, он уже член общины. Если не пьет со мной чай после службы это ничего не меняет".
Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке города Москвы, в начале своего выступления напомнил слова Священного Писания, описывающие жизнь ранней Церкви: "И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян. 2:42). Отец Феодор подчеркнул, что "общение" здесь стоит случайно или нет прежде преломления хлеба и молитв. "Общинная жизнь в природе Церкви. И душевная, и духовная жизнь все должно быть на своем месте. Важно собрать душевную жизнь человека вокруг прихода".
Основной угрозой для строительства общины, по мнению отца Федора, является дурной характер настоятеля, его неумение прислушиваться и уступать, гордыня и обидчивость, когда выдавливаются все несогласные. Другая страшная вещь двойные стандарты по отношению к прихожанам и к членам семьи священника это разрушает доверие и всю общину.
Шаги, сделанные в Космодамиановском храме для укрепления общины:
Совместное чтение книги Деяний святых апостолов. "Мы просто собираемся и вместе с прихожанами читаем книгу Деяний, делится отец Феодор. Эта книга просто идеально подходит для обсуждения реалий современной жизни".
Организована группа взаимопомощи, которая общается в мессенджере WhatsApp. "Прихожанка в возрасте, у которой нет своих детей, помогает многодетной маме. Прихожанин-автомобилист помогает ей с транспортом. И так далее. В итоге почти каждый участвует в помощи кому-то другому".
Лагеря и походы, проходящие при участии духовенства, объединяют тех, у кого есть дети, и самих детей.
При храме действует клуб ветеранов воскресной школы. "Мы дали нескольким надежным выпускникам школы ключи от ее помещений. Там чайник, гитара, проектор собирайтесь и общайтесь. И этот круг общения среди православной молодежи, который сложился у них в воскресной школе, спасает их от ухода из храма в подростковом возрасте".
При этом отец Феодор выразил согласие с протоиереем Константином Островским в том, что "безусловное, первое это Чаша. Тех, кто уклоняется от Чаши в одну только тусовку, мы стараемся направлять обратно".
"Ключевые слова в нашей теме это общение и небезразличность, подытожил обсуждение епископ Антоний. Прихожанин должен быть интересен священнику сам по себе, а не для каких-либо других целей".
Признак зрелости общины, по мнению владыки, "если постоянный прихожанин не появляется несколько недель в храме, а другие прихожане начинают спрашивать, где же он, звонить ему".
"Невозможно любить Бога, если ты не научился любить ближнего, напомнил слова апостола (1 Ин. 4:20) в заключительном слове епископ Антоний. Невозможно замкнуть все только на Литургии. Должно быть общение, когда люди просто сидят за одним столом и о чем-то говорят. Церковь как община, пускай будет местом, где можно поговорить от сердца к сердцу. Все быстрее идет поляризация мира, но Церковь должна быть альтернативой этому процессу. Здесь должна быть встреча как человека со Христом, так и человека с человеком".
Все выступления и другие материалы семинара будут опубликованы на сайте "Пастырь" после обработки.
Источник: Официальный сайт Московского Патриархата