28 марта факультет Международной журналистики совместно с Русской экспертной школой на площадке Центра социально-консервативной политики провел презентацию монографии доцента кафедры международной журналистики, директора Русской экспертной школы В.А.Щипкова "Постсекулярная речь. Ценностное измерение современных культурных и политических процессов".
В презентации приняли участие декан факультета МЖ Я.Л.Скворцов, доцент кафедры международной журналистики В.А.Щипков, научный консультант "Русской экспертной школы" Е.А.Белжеларский, политолог и журналист-международник Д.О.Бабич, руководитель экспертного центра ВРНС А.Б.Рудаков, руководитель Отдела государственной культурной политики Института культурного и природного наследия им. Лихачева Т.В.Беспалова и другие эксперты.
Я.Л.Скворцов подчеркнул важность выхода подобных исследований, отметив, что для них характерно рассмотрение процессов, происходящих в современном мире с точки зрения ценностей, в том числе традиционной системы ценностей.
В своем выступлении В.А.Щипков рассказал о том, что осталось за рамками книги об авторском подходе, мировоззрении, с позиций которого были подготовлены главы монографии. Он отметил, что сегодня научным сообществом широко обсуждаются кризисные процессы в культуре, в общественно-политических и международных процессах. По его мнению, в большой степени это вызвано релятивизацией этики, ослаблением понятия моральной нормы, коммерциализацией всех сфер жизни человека, наконец, общим "похолоданием" культуры.
Эти тенденции, по словам В.А. Щипкова являются следствием просвещенческого проекта и возникновения идеологии "современности" (modernity). "Ее главная идея светскость, или секулярность, то есть утверждение, что религии друг к другу примыкают не вплотную, что между ними есть некий зазор, общая для всех людей среда и нейтральное пространство. Этот выдуманный зазор был назван светской рациональностью, был объявлен наукой, а затем расширен на весь мир. Религия же оказалась на обочине, а со временем за обочиной. Там же оказалась идея о существовании небесной, универсальной нравственности. В этом зазоре, нейтральной позиции, точке "ноля", нет добра и зла, но есть только пространство рацио, чистой объективности, которая объясняет сама себя и сама по себе является добром и благом", отметил В.А.Щипков.
Автор книги привел существующее мнение, что для преодоления современного кризиса необходима новая идеология или новая утопия, которая еще на какое-то время воодушевит сегодняшнюю культуру. "Но поскольку и идеология, и утопия понятия "современные", секулярные, они не могут вывести культуру из "современности"", отметил он. По его убеждению, преодоление негативных последствий вызванных секуляризмом, возможно через язык (речь, дискурс). Словосочетание "постсекулярная речь", вынесенная автором в заглавие монографии, означает "разговор о современном обществе и культуре на языке традиционных ценностей". Он выделил главные черты постсекулярной речи: говорящий не делает деление на религию и не религию; рассматривает секуляризм и рационализм как религиозные формы; не оставляет дополнительного промежутка между добром и злом; не обращается к позиции "здравого смысла" или абстрактных общечеловеческих ценностей; признает существование истины.
Я.Л.Скворцов отметил, что тот язык, на котором мы говорим, определяет наше сознание и бытие. В связи с этим им был упомянут "Большой толково-объяснительный словарь русского языка", составителем которого был его отец, известный лингвист, доктор филологических наук Лев Иванович Скворцов (1934–2014). Характерной чертой этого издания, призванного функционально объединить словарь и энциклопедию, являлось наличие большого количества религиозной лексики. Составителю это представлялось особенно важным, поскольку на протяжении всего ХХ века против нее велась борьба, она удалялась из языка и не воспроизводилась при переиздании словарей.
Е.А.Белжеларский также обратил особое внимание участников дискуссии на проблему постсекулярного языка. По его мнению, деятельность на данном направлении может быть разделена, с одной стороны, на анализ языка традиции, культуры и религии, с другой на противодействие вытеснению подлинной, высокой культуры из общественного сознания.
В свою очередь Д.О.Бабич добавил, что перед ценностным, постсекулярным языком стоит в том числе задача по преодолению различного рода социальных, исторический и культурных расколов, с которыми сталкивалось российское общество в прошедших столетиях.
А.Б.Рудаков обратил особое внимание на одну из глав монографии "Православие и молодежь в XXI веке", отметив, что для передачи молодому поколению представлений о традиционных этических нормах требуется формулировать их на современном молодежном языке.
Т.В.Беспалова прокомментировала главу "Нравственное измерение исторической памяти о репрессиях", отметила актуальность обсуждения разных подходов к интерпретации трагических страниц советской истории, в частности, затронула проблему персонифицированной и коллективной исторической памяти.
Участники дискуссии сошлись на мнении, что само понятие "секулярного" нуждается в дальнейшей научной разработке, его осмысление должно производиться в контексте актуальных культурных и общественных процессов, а книга В.А.Щипкова "Постсекулярная речь" делает еще один шаг в этом направлении.
Источник: МГИМО(У) МИД России