Едва ли тот, кто пережил 1990-е, в состоянии забыть, как из очень влиятельных инстанций прямым текстом говорилось, что России в новом качестве не нужны прежние наука, культура и индустрия. Они якобы устарели и не вписываются в систему мирового разделения труда.
Нам отведена довольно узкая ниша, такая же, как и странам третьего мира: интеллектуальные продукты России следует получать на стороне, в импортной упаковке, и ей уготовано сужение зоны национальной интеллектуальной ответственности.
Компрадорские группы настаивают на том, что внутренний спрос на результаты интеллектуально-научной деятельности следует переориентировать на интересы зарубежных и глобальных субъектов.
Я помню кампанию, развязанную против Института философии РАН. Институт выселили из здания на Волхонке в пользу Пушкинского музея, создав конфликт между философами и музейщиками.
Про философов говорили: "бездельники", "пережиток совка", "это не ученые, это шарлатаны", "они занимаются не своим делом", "дармоеды", "гоните в шею". Другие подобные ярлыки хлынули в прессу. Неизвестные сорвали со стены вывеску института, глумились над ней. Все было в лучших погромных традициях. Выселение обернулось травлей. В сущности, это был новый "философский пароход". "Респектабельная" общественность предпочла этого не заметить.
Теология внесена Министерством образования и науки в перечень научных специальностей в соответствии с общемировой теорией и практикой. С точки зрения влияния на общее интеллектуальное пространство теология также является одной из важнейших дисциплин.
Ситуация с теологией развивалась менее одиозным образом, нежели с философией, по причине того что у теологии нет так называемого тяжелого советского прошлого. Но активные попытки на скорую руку соорудить еще и "теологический пароход" все же имели место.
Использовался весь спектр аргументов: якобы на Западе теология может быть наукой, а в России нет, неуниверситетское происхождение русской теологии, нехватка профессиональных кадров.
Национальная теология прежде всего мешает интеллектуальным перекупщикам. Создание искусственного дефицита идей в области теологии облегчило бы их задачу – сбывать интеллектуальный секонд-хенд. Тем самым они закрепили бы колониальный статус страны в области гуманитарной мысли.
Без своей теологической школы мы станем покорными и безмолвными потребителями чужих идей. Это влечет за собой утрату самостоятельности или как минимум необходимость платить за то, что можно сделать самому. Если у нас не будет собственной теологии, нам придется учить чужую.
Мировая теология в настоящий момент укрепляет свои позиции.
В конце ХХ века в западной гуманитарной мысли случился "теологический поворот". Алвин Плантинга, Роберт Суинберн, Джон Милбанк. Благодаря им теология овладела современным философским инструментарием. Так же много столетий назад обстояло дело с христианским платонизмом.
Теология выводит религию в социальное и философское пространство, расширяет оперативные возможности и сферу религиозного мышления. Философия, как известно, в свое время вышла из теологии и унесла с собой заимствованные у теологии методы. На этой основе и разрабатывалось научное мировоззрение.
У теологии и философии один предмет: мир, человек, мысль и надмирное. В философии последний пункт может отсутствовать (агностицизм, позитивизм, атеизм). Методология у философии и теологии также едина, просто философия продвинулась дальше в ее разработке. В конечном счете это два рукава одной традиции, но они далеко разошлись в Новое время.
Сейчас теология и философия вновь сходятся, в связи с чем и фиксируется "теологический поворот" на Западе. Начало ему положила знаменитая статья профессора Алвина Плантинга "Совет христианским философам" (1985), в которой ученый подчеркнул наличие у теологов собственной проблематики и собственной повестки.
Дело теологии – рациональное обоснование теистического мировоззрения, философская реконструкция религиозной традиции, изучение рутинной религиозности – так называемой религии повседневности, – а не только ее традиционных и исторических форм.
Русская теология наряду с восточной и западной богословскими традициями непременно будет изучать типологию форм религиозного в культурно-языковом пространстве и когнитивной сфере. Теолог работает на стыке богословского и философского дискурсов, преодолевает изолированное, исторически зауженное понимание "религиозного".
Наступает период нового, продуктивного взаимодействия теологии и философии, период нового взаимовлияния этих дисциплин. Теология может заимствовать у философии ее методы, логическую технику, ее язык. А философия может взять у теологии ее содержание, идеалы, ценности, дух.
Нам, русским, нужны теология, философия, все базовые дисциплины. Мы должны владеть научным инструментарием в полном объеме, чтобы продвигать свои ценности.
Источник: Независимая газета