ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Будущее теологии: почему России надо развивать свою школу

Как русским не стать покорными потребителями чужих идей

Александр Щипков :: 10 апреля 2019

Едва ли тот, кто пережил 1990-е, в состоянии забыть, как из очень влиятельных инстанций прямым текстом говорилось, что России в новом качестве не нужны прежние наука, культура и индустрия. Они якобы устарели и не вписываются в систему мирового разделения труда.

Нам отведена довольно узкая ниша, такая же, как и странам третьего мира: интеллектуальные продукты России следует получать на стороне, в импортной упаковке, и ей уготовано сужение зоны национальной интеллектуальной ответственности.

Компрадорские группы настаивают на том, что внутренний спрос на результаты интеллектуально-научной деятельности следует переориентировать на интересы зарубежных и глобальных субъектов.

Я помню кампанию, развязанную против Института философии РАН. Институт выселили из здания на Волхонке в пользу Пушкинского музея, создав конфликт между философами и музейщиками.

Про философов говорили: "бездельники", "пережиток совка", "это не ученые, это шарлатаны", "они занимаются не своим делом", "дармоеды", "гоните в шею". Другие подобные ярлыки хлынули в прессу. Неизвестные сорвали со стены вывеску института, глумились над ней. Все было в лучших погромных традициях. Выселение обернулось травлей. В сущности, это был новый "философский пароход". "Респектабельная" общественность предпочла этого не заметить.

Теология внесена Министерством образования и науки в перечень научных специальностей в соответствии с общемировой теорией и практикой. С точки зрения влияния на общее интеллектуальное пространство теология также является одной из важнейших дисциплин.

Ситуация с теологией развивалась менее одиозным образом, нежели с философией, по причине того что у теологии нет так называемого тяжелого советского прошлого. Но активные попытки на скорую руку соорудить еще и "теологический пароход" все же имели место.

Использовался весь спектр аргументов: якобы на Западе теология может быть наукой, а в России нет, неуниверситетское происхождение русской теологии, нехватка профессиональных кадров.

Национальная теология прежде всего мешает интеллектуальным перекупщикам. Создание искусственного дефицита идей в области теологии облегчило бы их задачу – сбывать интеллектуальный секонд-хенд. Тем самым они закрепили бы колониальный статус страны в области гуманитарной мысли.

Без своей теологической школы мы станем покорными и безмолвными потребителями чужих идей. Это влечет за собой утрату самостоятельности или как минимум необходимость платить за то, что можно сделать самому. Если у нас не будет собственной теологии, нам придется учить чужую.

Мировая теология в настоящий момент укрепляет свои позиции.

В конце ХХ века в западной гуманитарной мысли случился "теологический поворот". Алвин Плантинга, Роберт Суинберн, Джон Милбанк. Благодаря им теология овладела современным философским инструментарием. Так же много столетий назад обстояло дело с христианским платонизмом.

Теология выводит религию в социальное и философское пространство, расширяет оперативные возможности и сферу религиозного мышления. Философия, как известно, в свое время вышла из теологии и унесла с собой заимствованные у теологии методы. На этой основе и разрабатывалось научное мировоззрение.

У теологии и философии один предмет: мир, человек, мысль и надмирное. В философии последний пункт может отсутствовать (агностицизм, позитивизм, атеизм). Методология у философии и теологии также едина, просто философия продвинулась дальше в ее разработке. В конечном счете это два рукава одной традиции, но они далеко разошлись в Новое время.

Сейчас теология и философия вновь сходятся, в связи с чем и фиксируется "теологический поворот" на Западе. Начало ему положила знаменитая статья профессора Алвина Плантинга "Совет христианским философам" (1985), в которой ученый подчеркнул наличие у теологов собственной проблематики и собственной повестки.

Дело теологии – рациональное обоснование теистического мировоззрения, философская реконструкция религиозной традиции, изучение рутинной религиозности – так называемой религии повседневности, – а не только ее традиционных и исторических форм.

Русская теология наряду с восточной и западной богословскими традициями непременно будет изучать типологию форм религиозного в культурно-языковом пространстве и когнитивной сфере. Теолог работает на стыке богословского и философского дискурсов, преодолевает изолированное, исторически зауженное понимание "религиозного".

Наступает период нового, продуктивного взаимодействия теологии и философии, период нового взаимовлияния этих дисциплин. Теология может заимствовать у философии ее методы, логическую технику, ее язык. А философия может взять у теологии ее содержание, идеалы, ценности, дух.

Нам, русским, нужны теология, философия, все базовые дисциплины. Мы должны владеть научным инструментарием в полном объеме, чтобы продвигать свои ценности.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама