ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Роль российского ислама в противодействии терроризму

Георгий ЭНГЕЛЬГАРДТ, Институт Религии и политики :: 11 ноября 2004

С конца 1990-х российское общество ощущает необходимость ответа на вызов терроризма, ставшего неотъемлемой чертой отечественной действительности. Терроризм в современной России имеет вполне определенную религиозно-политическую природу – все крупные теракты (взрывы жилых домов в Буйнакске, Волгодонске, Москве осенью 1999, взрывы на рынке Владикавказа, захват заложников в ТЦ на Дубровке в 2002 году, взрыв в московском метро в феврале 2004 года и теракты августа-сентября 2004 года) были совершены приверженцами так называемого "чистого ислама" или "ваххабизма". К настоящему времени именно это направление определяет действия вооруженных противников российской власти на Северном Кавказе.

17 сентября ответственность за серию терактов августа-сентября 2004 года, включая и массовое убийство заложников в Беслане, квалифицированных Президентом РФ как агрессия и объявление России войны, взял на себя лидер чеченских ваххабитов Ш. Басаев, поставив общество и власти страны перед необходимостью сформулировать свое отношение как к исламу, так и к религиозному экстремизму в исламе.

В этой связи вопросы противодействия религиозному экстремизму из области академического интереса узкого круга религиоведов и политологов попали в центр общественного внимания. Сохранение гражданского и межконфессионального мира в стране в немалой степени зависит и от того, будут ли найдены на них верные ответы.

Политическое устройство страны не оказывает прямого влияния на решение этих вопросов. Успешно бороться с терроризмом могут как демократии (США, в известной степени – Индия и Израиль), так и авторитарные режимы (Тунис, Китай, Египет). Одновременно другие демократии (Испания, Филиппины) и авторитарные лидеры (Ш. Бенджедид в Алжире) проиграли или проигрывают эту борьбу.

Россия не единственная страна, столкнувшаяся с глобальной экспансией радикального ислама, который, в том числе, стремится "приватизировать" ислам как таковой. Конечно, вопрос о том, что является исламом, а что – нет, где именно проходит точная граница исламской ортодоксии, находится в компетенции мусульманских богословов. Однако отсутствие единой религиозной иерархии в исламе, его структурная гибкость оставляет значительный простор для существования различных версий религии, в том числе и весьма радикальных.

Само по себе современное движение радикального ислама обладает выраженной инфраструктурой, как в форме множества военных организаций на пространстве от Марокко до Филиппин, так и ряда политических организаций и религиозных структур. Оно обладает разветвленной финансовой системой, обеспечивающей работу множества структурных подразделений по всему миру. Имеет оно и глобальную коммуникационную систему, способную как идеологически обрабатывать сторонников по всему миру, так и поддерживать внутренние связи.

Движение радикального ислама является в том числе движением политическим, сверхзадачей которого является установление глобальной власти в форме всемирного халифата, а промежуточными этапами выступает создание локальных политических структур, прообразом которых был режим движения Талибан в 1994-2001 в Афганистане.

Столь же очевидна и мощь этого движения, нанесшего 11 сентября 2001 года тяжелейший удар единственной сверхдержаве современности. Более того, нет никаких признаков того, что США побеждают в "войне против террора". На осень 2004 года положение США в Ираке и Афганистане все чаще сравнивают с Вьетнамом и с афганской кампанией СССР. Но если в Индокитае Вашингтон имел дело с двумя сверхдержавами – СССР и Китаем, стоявшими за спиной Ханоя, а Советский Союз в Афганистане столкнулся с коалицией США, КНР, Пакистана, Саудовской Аравии и ряда их союзников, то сейчас складывается впечатление, что радикальный ислам действует самостоятельно.

Россия столкнулась с серьезнейшей проблемой, связанной с самим характером функционирования "глобальной антитеррористической коалиции". К сожалению, несмотря на все призывы к солидарному решению проблемы, государства, являющиеся объектами экспансии религиозного экстремизма и терроризма, упорно стремятся решить проблемы своей безопасности поодиночке, зачастую – за счет других.

  • Великобритания достаточно эффективно обеспечила безопасность метрополии за счет легального присутствия на территории страны множества организаций и активистов исламского экстремизма, по праву принесших ей славу европейского оплота "ваххабизма". Именно в Лондоне легально базируется запрещенная во многих мусульманских странах экстремистская "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (Партия исламского освобождения), именно в Лондоне открыто живут экстремисты, выдачи которых добиваются другие страны;

  • США пытаются решить вопрос своей безопасности посредством вынесения борьбы с исламскими экстремистами на территорию других стран, в частности – оккупации Афганистана и Ирака в 2001-2003 годах. Вызванную этим проблему обеспечения безопасности оккупационных группировок в Ираке и Афганистане США стремятся решить в том числе за счет крайне либерального взгляда на действия чеченских ваххабитов (например, демонстративное предоставление убежища И. Ахмадову, эмиссару А. Масхадова);

  • Такие локомотивы Евросоюза как Франция и Германия стремятся обеспечить лояльность влиятельных эмигрантских общин и стабильность на своей территории посредством конфронтации с Соедиенными Штатами по ближневосточному урегулированию и по иракскому вопросу;

  • В Саудовской Аравии правящая элита в последние годы стремится притушить существующий в королевстве радикализм. Происходит масштабная чистка духовенства – до 1700 имамов лишены права читать проповеди, идет серьезный пересмотр учебных программ, ведутся аресты функционеров "Аль-Каиды" и их сторонников. При этом выталкивание радикалов вовне, на "внешние фронты джихада", интересам руководства КСА не противоречит, скорее сглаживая негативные социальные и политические последствия "подавления единоверцев".

Следует ожидать, что такая несогласованность интересов и действий основных участников антитеррористической коалиции сохранится и в обозримом будущем. Потому России не стоит возлагать чрезмерные надежды на эффективность международной борьбы со структурами радикального ислама. Все это позволяет радикалам эффективно маневрировать силами и средствами между фронтами джихада, оттачивая методику борьбы и поодиночке бить свои жертвы. В таких условиях реалистичнее будет максимально сконцентрировать национальные ресурсы на точечном решении таких ключевых вопросов как пресечение каналов финансирования групп религиозных экстремистов и предотвращение радикальной пропаганды внутри страны.

Россия – не первая страна, которая столкнулась с этой проблемой, и зарубежный опыт представляет для нас значительный интерес. В частности, и опыт ряда арабских стран, например – Алжира и Египта.

В 1970-1980-х годах режимы обеих стран, убедившись в неэффективности социалистических экспериментов, взяли курс на сотрудничество с кругами исламских фундаменталистов, вкладывая значительные средства в развитие исламской инфраструктуры своих стран. При этом власти упустили контроль за умонастроениями духовенства и не препятствовали его идейной и финансовой переориентации на религиозные центры стран Персидского залива.

Итогом этой переориентации стало резкое усиление фундаменталистских настроений в среде духовенства и религиозных активистов, что привело к формированию сети влиятельных структур политического ислама.

На рубеже 80-90-х годов фундаменталисты в обеих странах уже реально претендовали на власть. В 1992 году только военный переворот предотвратил приход к власти в Алжире Исламского фронта спасения. Ответом фундаменталистов стала гражданская война, унесшая в 1990-х годах более 100 тысяч жизней, причинившая огромный экономический ущерб Алжиру. В Египте гражданская война такого размаха не достигла, но также серьезнейшим образом потрясла основы государства и общества.

В обеих странах тактика экстремистов строилась как на ударах по военно-полицейским силам и представителям элиты (например, убийства президента Египта А. Садата в 1981), так и на запугивании населения. Навязывая себя как единственный центр реальной власти на Земле, радикалы регулярно устраивали показательные расправы над мирным населением, вырезая целые деревни и кварталы.

На фоне алжирских массовых убийств в (300 жертв) или Сиди-Ахмед (120 погибших) бойня в Беслане для ее организаторов выглядит простым распространением отработанных технологий террора на территорию России. И главным ее смыслом становится запугивание "непокорных" народов Северного Кавказа.

Реальным способом хотя бы затормозить политическую экспансию ваххабизма оказалось наличие у государства дееспособных войск и сил безопасности вкупе с решимостью применять их в гражданском конфликте, широкое привлечение к борьбе с экстремистами местного населения в форме отрядов самообороны или сил "патриотов".

Большое значение лидеры Алжира и Египта придавали взятию под контроль исламской инфраструктуры своих стран, проведению последовательной линии на удаление из мечетей радикальных имамов, а также пресечению каналов внешнего финансирования как вооруженного крыла экстремистов, так и их политических структур.

Для сохранения социальной стабильности и гражданского мира в стране все большую необходимость приобретает реальное участие конфессий в борьбе с религиозным экстремизмом. Борьба эта имеет не столько межконфессиональное, сколько внутриконфессиональное измерение.

Причины этому лежат на поверхности:

  • В глазах адептов любой религии взгляды и оценки "иноверцев" в принципе не могут иметь какого-либо вероучительного значения. Тем более это относится к религиозным экстремистам, вся идеология которых построена на радикальном толковании норм своей конфессии;

  • Вмешательство "иноверцев" во внутренние дебаты конфессии способно скорее вызвать у ее последователей комплекс "осажденной крепости" и привести к мобилизации верующих вокруг экстремистов.

В этой связи наиболее продуктивной линией линией является активизация участия исламских структур страны, их лидеров и активистов в борьбе против религиозного экстремизма.

Реальное участие исламских структур России в борьбе с экстремизмом не должно ограничиваться регулярным выпуску заявлений, осуждающих какое-то очередное злодейство, заявлениям о несовместимости терроризма с исламом или осуждению радикальных течений в отечественном исламе. И такие действия важны, но они скорее относятся к межконфессиональной коммуникации, к позиционированию исламских структур РФ в немусульманской среде как лояльных субъектов политической жизни страны. Основная задача таких деклараций – предотвратить репрессии в отношении всей общины.

Однако эффективность только "внешней политической коммуникации" весьма ограничена при сохранении корня проблемы, снова и снова дающего метастазы кровопролития. Неслучайно тезис "у терроризма нет ни национальности, ни религии" вызывает все большие публичные возражения, что особенно явно проявилось после Беслана.

После каждого теракта в обществе растет недовольство. Многие представители мусульманских общин в этой связи говорят о фактах притеснения мусульман, о том, что терроризм направлен против мусульман, чтобы разжигать в обществе антимусульманские настроения. В борьбе с этим могут принимать активное участие общины, в значительной степени выбить почву из-под ног экстремистов и их идеологов.

Большое значение имеет и стратегия реакции исламских структур и СМИ России на происходящие теракты. Естественное стремление отмежеваться от действий радикалов, возмущение их попытками обосновать исламом нападения на мирных граждан, не должны приводить к попыткам переложить вину на разного рода "внешних врагов". Такие шаги способны лишь вызвать в обществе дополнительное раздражение и тем самым сыграть на руку экстремистам.

В этой связи все большее значение приобретает внутриконфессиональный диалог в исламской среде России. Речь идет об установлении руководством российских муфтиятов реального контроля над ситуацией на исламском поле страны, над положением в мечетных общинах, над проповедями и призывами духовенства, над учебными курсами и настроениями в духовных учебных заведениях и над линией религиозных СМИ. Это как раз та область, где возможности исламского духовенства влиять на настроения верующих, разъяснять, что является допустимым, а что запрещено, достаточно велики.

Весьма велики возможности исламского духовенства и в такой важнейшей области, как так называемый "неофициальный ислам".

Известно, что помимо ислама официального, структурированного в форме централизованных религиозных объединений, в стране существует разветвленная сеть "параллельного ислама", неофициальных общин. Такие общины, обычно известные как "джамааты"[1], вместе с подконтрольными им "параллельными" медресе, зачастую являются рассадником экстремистских настроений и кадровым резервом для военных структур экстремистов. Эти общины должны стать объектом особого внимания исламских лидеров страны, а убеждение их активистов в необходимости отказа от экстремизма – основной формой внутриконфессионального диалога в российском исламе.

В этом отношении официальные лидеры российского ислама имеют обширное поле для убеждения верующих как в недопустимости поддержки экстремистских структур, так и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами для предотвращения терроризма. Без создания зоны социального отчуждения вокруг религиозных экстремистов трудно рассчитывать на качественный прорыв в борьбе с ними. Эпизод с вербовкой в 2003 году представителями Ш. Басаева потенциальных камикадзе из числа прихожан Московской соборной мечети должен стать как печальным уроком для духовенства, так и серьезным стимулом усилить работу с верующими.



[1] Хотя термин "джамаат" сам по себе означает лишь общину мусульман, в постсоветской России он получил значение неофициальной или подпольной общины сторонников "чистого ислама"

Источник: интернет-журнал "Новая Политика"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама