"Христиане в политике: глас вопиющего в пустыне?" – дискуссия на такую тему состоялась 17 августа в рамках христианского фестиваля "Время мира", организованного Преображенским братством. Одна из многих фестивальных площадок, посвященная возможности и необходимости христианского голоса в политической жизни общества, собрала экспертов и множество участников-священнослужителей и мирян.
Организаторы исходили из того, что "христиане, не участвуя в борьбе за власть, как и две тысячи лет назад, имеют шанс изменить духовную атмосферу социума, явив мирную альтернативу многим современным конфликтам". Для обсуждения был предложен ряд вопросов: кого мы можем назвать христианскими политиками в мировой и российской истории? Каково было их послание к современникам и потомкам? Могут ли христиане принимать участие в политике не только как избиратели? В чем их ответственность? Какова мера такого участия? В чем заключаются возможности и риски?
Для начала историк Алексей Мазуров, депутат Мособлдумы и член Преображенского братства, представил обзор событий русской истории, начиная с Крещения Руси, которые свидетельствуют о влиянии христиан на политику и даже об их непосредственных политических действиях. Он упомянул о последовательном миротворчестве епископов в Средние века, об их поручительстве за опальных (зачастую – весьма рискованном); об открытом противостоянии митрополита Филиппа репрессивной политике Ивана Грозного; о патриархе Гермогене, которому пришлось взять на себя политическую задачу консолидации народа во время безвластия Смуты. В Синодальный период политические действия со стороны Церкви совсем бы сошли на нет, если бы не яркие имена митрополитов Арсения (Мацеевича) и Филарета (Дроздова), а также зародившееся в конце XIX в. мирянское братское движение в России. Патриарх Тихон и первые годы советской власти – новая страница в политической активности Церкви, которая в период государственного атеизма и репрессий исчезает и лишь в 90-е гг. возобновляется в редких своих проявлениях.
"У нас особая история присутствия христиан в политике", – сказал итальянец Алессандро Салаконе, представитель Общины св. Эгидия в России. Он рассказал о том, как менялись представления о политической активности христиан в Римско-Католической Церкви, начиная с однозначного запрета папы Пия IX (указ "Non Expedit" 1874 г.); пересмотра этой позиции в 1891г. (энциклика Папы Римского Льва XIII "Rerum Novarum"); развития принципов христианской демократии в деятельности Итальянской народной партии, созданной священником Луиджи Стурцо, и в период сорокалетнего правления (1947-1990) в Италии христианско-демократической партии.
Сейчас сама политическая сфера сильно изменилась, продолжил Салаконе: "Эта политика мало созидает, в основном, это "политика против", и она делается не в парламентах, а в Фейсбуке и в кабинетах финансовых магнатов". Но главное – сегодня у политиков отсутствует представление о будущем, считает он. Христиане не могут с этим согласиться, они должны искать новые подходы, основанные на Евангелии. "Когда Церковь не боялась, она всегда находила новые пути", – отметил он, приведя в пример II Ватиканский собор, который до сих пор вдохновляет верующих.
Многим в Италии кажется, что говорить сегодня о христианской политике неуместно, что христианское сознание "оторвано от реальности". Но Салаконе убежден: "Всегда есть путь, чтобы повлиять на политику– это не путь революции, восстания, но всегда можно найти "трещины", чтобы продвигать что-то в политике. Мы знаем, что надо сеять".
И христиане должны "сеять", не дожидаясь мудрых решений политиков и иерархов. "Каждый из нас может заниматься политикой, если начинать с себя", – сказал выступавший и пояснил, что имеет в виду, вслед за известным итальянским христианским политиком-миротворцем Джорджо Ла Пира, "силу молитвы и малые действия христиан".
Опыт Общины св. Эгидия показывает, что на разных уровнях христиане могут выступать как "люди диалога, примирения", они могут "показать силу бескорыстия" в прагматичном рыночном мире. Ведь без человеческого примера политические решения сами по себе не работают. Например, в ситуации с мигрантами: "Если есть самые лучшие политики, но не меняется логика твоего соседа – ничего не меняется. По опыту волонтеров Общины св. Эгидия мы знаем: если в городе все презирают бедных, даже если будет хороший новый мэр, он не сможет этого изменить". Поэтому, как ни покажется это банальным, но надо "говорить о бескорыстии – а это значит говорить о Боге, о любви, о надежде".
"Человеческое измерение" в политике – тема депутата А. Мазурова. "Как член братства я стараюсь привносить [в работу Мособлдумы] другое измерение. Эта работа – возможность получить трибуну, реально делать добрые дела, напрямую общаться с людьми, чувствовать их настроение, в последнее время близкое к унынию", – сказал он, признав при этом, что у христианина в политике "большие риски", потому что политика – это "всегда борьба, навязывание своей воли". Но верующий политик должен помнить, как, какими способами апостолы "навязали свою волю" всей ойкумене, должен учиться договариваться, не скатываясь в конформизм, не подобающий христианину.
Важно искать какой-то "этический минимум политического действия на низовом уровне", реализуя "принципы малых дел", согласился председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак. Он не голословен: как проректору Свято-Филаретовского института (СФИ) ему пришлось оттачивать христианские принципы стратегии и тактики в сложном конфликте с жильцами дома, в котором располагается СФИ. Эти принципы являются ключевыми и для решения политических проблем, считает он: вместе "сопротивляться абсурду"; "абсолютно восставать против вражды, не допускать ее ни при каких условиях"; "жить вместе и жить мирно – простые принципы, которые позволяют сосуществовать с человеком, даже если он не нравится".
"Мирное и непримиримое противостояние злу", – эти слова академика С. С. Аверинцева "помогают обрести какую-то трезвость" христианину в наше сложное время, когда общественная напряженность возрастает, продолжил Д. Гасак. Он выразил сожаление по поводу того, что "Церковь молчит" по поводу протестов в Москве и их подавления: "Епископ г. Москвы никак не отреагировал на эти события. А он должен был высказаться. Сегодня никто не верит в мир. Но должна быть иная точка зрения для того, чтобы нынешнее противостояние не закончилось трагически". "Этого очень не хватает. Мы ждем реакции – в том числе, со стороны патриарха, иерархов, спикеров церковных, чтобы они сказали что-то церковному народу. Не хватает христианской реакции и на социальные вопросы", – отметил также А. Мазуров, подчеркнув при этом, что у простого христианина сегодня "резко расширились возможности заявить свою позицию, реагировать на события".
В завершение встречи участникам было предложено разделиться на небольшие группы и обсудить христианский взгляд на четыре актуальных кейса: экологическая проблематика, общественные конфликты, проблема строительства новых храмов, насилие и несправедливость.
По материалам источников: Благовест Инфо