ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В ПСТГУ состоялся вечер памяти протопресвитера Александра Киселева (1909-2001 гг.)

13 ноября 2019

Вечер памяти выдающегося деятеля Русского Зарубежья, протопресвитера Александра Киселева (1909-2001 гг.) состоялся 11 ноября в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Мемориальная встреча была приурочена к 110-летию со дня рождения известного православного священника.

"Знаменательно, что наша встреча организована в Соборной палате, где проходили заседания Поместного Собора 1917-1918 гг. В сложную эпоху, которая началась тогда, отец Александр явил образ верности Богу, православию, России", – начал свое выступление епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Он тепло вспоминал об отце Александре и его супруге матушке Каллисте, с которыми общался после их возвращения в Россию в 1991 году. Переехав из США, они жили в маленьком помещении в Донском монастыре, матушка тяжело болела, но даже в таком сложном положении эти два весьма пожилых человека были примером любви, взаимопонимания, настоящей супружеской верности и соработничества. Сам отец Александр был "очень живой человек, отзывчивый на любую беду, готовый помочь, очень искренний, что в церковной среде встретишь далеко не всегда", – сказал выступавший.

Любовь к России, из которой о. Александр был увезен родителями сразу после революции 1917 г., – еще одно замечательное качество этой семьи, продолжил епископ. По его словам, можно было ожидать, что в конце 80-начале 90-х гг., когда наступило время религиозной свободы, многие зарубежные священники вернутся в Россию, чтобы возрождать Русскую Церковь. Но вернулись совсем не многие, и один из первых – о. Александр, который приехал без всяких гарантий, не имея здесь жилья, но как только устроился, продолжил в Москве активную просветительскую деятельность и даже издавал свой журнал "Русское возрождение".

Протоиерей Владимир Воробьёв, ректор ПСТГУ много раз встречался и служил вместе с о. Александром. "Он прошел удивительный путь, полный испытаний, страданий, а его простое лицо всегда сияло радостью, спокойствием, дружелюбием. Рядом с ним ты всегда чувствовал себя на равных, с каждым он говорил, как с близким человеком", – такое впечатление сложилось у о. Владимира от общения с о. Александром в Москве.

Отметив основные вехи жизненного пути семьи Киселевых, ректор акцентировал роль о. Александра в событиях, которые предшествовали воссоединению двух ветвей Русской Церкви в 2007 г. В США о. Александр находился в юрисдикции РПЦЗ. Когда Синод РПЦЗ принял решение о создании приходов РПЦЗ в России, священник "нашел силы выступить против" углубления раскола, отметил о. Владимир. Он также рассказал, что о. Александр и Патриарх Алексий II были очень давно знакомы: юношей Алеша Ридигер прислуживал в алтаре, когда о. Александр, тогда уже молодой священник, служил в Эстонии. Семьи Киселевых и Ридигеров были дружны. Во время визита Патриарха Алексия II в США в ноябре 1991 г. о. Александр подошел под благословение главы Московского патриархата, за что тут же был запрещен в служении митрополитом Виталием, возглавлявшим РПЦЗ. По словам ректора ПСТГУ, это во многом побудило о. Александра "в глубокой старости, оставив прихожан, детей и внуков, возвратиться в Россию", которую он покинул в восьмилетнем возрасте.

Таким образом "о. Александр проторил дорогу для воссоединения Зарубежной Церкви с Церковью в России. Он вступил на путь церковного подвига... Это один из первых шагов примирения и прощения. И это величайший подвиг, который мы пока не оценили, он достоин быть вписанным в историю нашего воссоединения и всего ХХ века", – сказал о. Владимир. По его словам, сейчас многим трудно представить степень отчуждения и враждебности, которая существовала между РПЦЗ и РПЦ. "Нас воспринимали как советскую чуму. Нас даже не пустили на порог храма (РПЦЗ – ред.), и священник не вышел к нам познакомиться", – поделился он впечатлением от своей поездки в США в 1997 г.

В Нью-Йорке храмы РПЦЗ и РПЦ находились буквально через улицу, но их прихожане и клирики никогда не общались, подтвердил протоиерей Петр Холодный, внук протопресвитера Александра Киселева. О. Петр принимал непосредственное участие в процессе переговоров, предшествовавших воссоединению РПЦ и РПЦЗ в 2007 г., и он также считает, что в этом событии сказалось "огромное влияние дедушкиной работы". "Он 40 лет прожил в США, но ни слова не говорил по-английски, все мысли его были о России. Дома нам запрещали говорить по-английски. Вся семья жила глубокой верой в воскресение России", – вспоминал о. Петр.

На вечере он показал ряд фотографий, рассказывающих об о. Александре – его семье (мать – урожденная княгиня Шаховская, о. Александр составил родословное древо, восходящее к Рюрику), о скаутской юности в Таллине, о дружбе с Ридигерами, знаменательном паломничестве на Валаам, женитьбе. Особое внимание о. Петр уделил времени Второй мировой войны, когда Киселевы оказались в Германии, где священник "развернул огромную деятельность", заботясь о советских пленных и остарбайтерах: старался их подкормить, крестил, исповедовал и причащал. В 1945 г., после разгрома Гитлера, в Мюнхене о. Александру удалось получить почти полностью разрушенный дом, в котором он устроил приют "Милосердный самарянин". Со временем там разместился целый комплекс: столовая, школа, мастерские, сестричество милосердия, издательство и домовый храм в честь преп. Серафима Саровского. Это посвящение связано с чудом: на развалинах разбомбленного здания, в котором размещался ранее штаб Гитлерюнгенда, была найдена небольшая фотография с иконы прп. Серафима, которая стала реликвией храма. Эта икона была специально принесена на вечер памяти о. Александра.

"Житие о. Александра Киселева было поистине евангельским, он реализовал Евангелие в своей жизни", – сказал протоиерей Леонид Калинин, который часто навещал о. Александра в Донском монастыре в 90-е г. и участвовал в его просветительских проектах. Уже тогда он "проникся подвигом о. Александра, который пошел против своего руководства (митрополита Виталия – ред.), он действовал как христианин".

Протоиерей Валентин Васечко обратил внимание на то, что о. Леонид совершенно сознательно сказал "житие" о. Александра, а не "жизнь". По словам о. Валентина, одно из условий канонизации – это церковное почитание. "Его мы сейчас и видим. В Донском монастыре, на пустом месте, о. Александр создал общину людей, которые его по сей день помнят", – сказал он, добавив, что священник был для него "символом России, которую мы потеряли".

"Прошло уже много лет, но о. Александра любят и вспоминают", – подтвердил директор Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына Виктор Москвин. Он вспомнил, что в русском зарубежье о. Александра называли "движенцем" – он был активным участником РСХД в Прибалтике в 30-е гг. "Высокие идеалы РСХД он пронес через всю свою жизнь. Созданный им дом "Милосердный самарянин" – это исполнение евангельской заповеди о любви к ближнему", – отметил Москвин.

"Евангельская доминанта жизни о. Александра – помогать людям, где бы он ни оказывался", – сказал священник Игорь Шумилов, который создал сайт, посвященный о. Александру Киселеву, где собраны его автобиографические заметки, многие публикации, семейные фотографии и воспоминания о нем и о матушке Каллисте.

О. Игорь коснулся страницы биографии о. Александра, которая смущает даже некоторых его почитателей: священник принял активное участие в организации Русской освободительной армии (РОА) генерала А. А. Власова, был заместителем Власова на посту президента Общества "Народная Помощь" при КОНР (Комитет освобождения народов России) для оказания социальной помощи семьям чинов РОА, был главным военным священником "власовцев". По словам же о. Игоря, о. Александр использовал любую возможность, чтобы помочь страждущим, пленным, что и делал он в рамках КОНР. А в генерале Власове он "видел патриотизм, а не коллаборационизм". "Для чистых все чисто", – процитировал он в связи с этим апостольское послание.

О. Владимир Воробьев тоже не обошел эту тему: "Генерал Власов считается в России предателем. Но о. Александр увидел в нем человека, достучался до его сердца, оставил свидетельство о его обращении к вере". Священник сотрудничал с Власовым "без политической подоплеки, без антисоветского стремления объединиться с нацистами", он собрался "помочь не в борьбе с СССР, а в борьбе с атеизмом", считает ректор ПСТГУ. Ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН Анастасия Гачева полагает, что участие о. Александра в духовном окормлении РОА продиктовано его стремлением "идти в гущу человеческого страдания". "Он крестил и причащал всех – и власовцев, и интернированных, и пленных. Это подвиг святости. Я убеждена, что мы будем почитать о. Александра в лике святых", – заключила филолог.

По материалам источников: Благовест Инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама