25 декабря 2019 года Второй кассационный суд общей юрисдикции отменил приговор, вынесенный в 1980-м году Татьяне Щипковой, полностью оправдал её и признал за ней право на посмертную реабилитацию.
С предложением прекратить уголовное дело выступила Генпрокуратура России.
По оценке экспертов, до этого момента Щипкова оставалась единственной православной исповедницей веры, не реабилитированной по окончанию советского периода.
В 1980 году Татьяна Щипкова была приговорена Ленинским народным районным судом г. Москвы по статье "Хулиганство" (часть 2 статьи 206 УК РСФСР) к трем годам тюремного заключения. Между тем настоящей причиной ее репрессии стала вера.
Ленинградка и блокадница Татьяна Николаевна Щипкова с 1961 года жила в Смоленске и преподавала в Смоленском педагогическом институте. В своих мемуарах "Женский портрет в тюремном интерьере", написанных в 1984 году и изданных посмертно в 2011 году, она вспоминает, как рассказывала студентам о христианстве в ходе своих лекций по латыни и античной истории. Татьяна Николаевна была убеждена, что иначе невозможно было дать подлинное представление о западно-европейской культуре, насквозь пронизанной христианскими смыслами. Татьяна Щипкова приносила на занятия Евангелие, знакомила студентов с евангельскими сюжетами. Так продолжалось много лет, никто не доносил на своего любимого учителя.
В Смоленске работнику идеологического вуза в храм ходить было небезопасно мгновенно уволили бы с работы. Причащаться ездила в родной Ленинград. В 1970-х годах Татьяна Николаевна много общалась с ищущими правды православными верующими из разных городов. Они встречались в Ленинграде и Москве на частных квартирах, обменивались книгами, изучали богословие и религиозную философию. Пытались выпускать самиздатский православный журнал. В 1978 году эта подпольная жизнь попала в поле зрения властей, за Татьяной Николаевной стали следить и обнаружили, что она рассказывает студентам о Христе. Тут же последовало увольнение, а Высшая аттестационная комиссия (ВАК) лишила Татьяну Щипкову учёной степени кандидата филологических наук. И она стала открыто ходить в храм и продолжила встречаться с единоверцами в других городах. Инцидент, произошедший на одной из таких встреч, стал предлогом для ее уголовного преследования.
"В феврале 1979 года мы собрались на семинар в Москве, в квартире одного из знакомых, рассказывает в своей книге Татьяна Николаевна. Туда пришла группа сотрудников милиции и дружинников, с обыском. Моя несдержанность (дружинник грубо сдавил мне руку, чтобы я разжала пальцы и отдала ему блокнот; я взмахнула рукой, чтобы дать ему пощечину, но лишь мазнула по подбородку) дала им возможность обвинить меня в хулиганстве".
Этот жест был представлен как удар кулаком по лицу, то есть как нападение на дружинника, находившегося при исполнении обязанностей, что позволило суду применить самую тяжелую часть уголовной статьи "злостное хулиганство" и приговорить Татьяну Николаевну к продолжительному сроку. На тот момент ей было 50 лет.
В кассационном представлении Генеральной прокуратуры РФ по делу Щипковой Т.Н. (от 28.11.2019 г.) отмечается, что дружинники, проникшие на семинар для проверки паспортного режима, были в гражданской одежде, без красных повязок. А служитель порядка, который пытался отнять у Татьяны Николаевны блокнот, не только не предъявил документы, но даже не представился. Генпрокуратура квалифицировала его действия как превышение должностных полномочий. В таких условиях реакция Т. Н. Щипковой была естественной женщина всего лишь выразила свою готовность защищаться от неправомерных посягательств незнакомца на ее личную вещь.
В документе также подчеркнуто, что Татьяна Николаевна явно уступала в силе и "дала пощёчину мужчине, действия которого она восприняла как личное оскорбление её достоинства. При этом, никаких действий, направленных на грубое нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу, а тем более имеющих признаки исключительного цинизма или особой дерзости, она не совершала".
Политический философ и публицист Александр Щипков сын Татьяны Щипковой, отвечая на вопросы журналистов по окончанию судебного заседания, отметил, что за прошедшие сорок лет было несколько попыток добиться этой реабилитации: "В 2012 году Святейший Патриарх Кирилл открыл в Смоленске памятную бронзовую доску, посвященную Татьяне Щипковой и благословил меня добиться реабилитации. Последний отказ был получен совсем недавно, в 2019 году. И если бы не личное участие Патриарха Кирилла, то дело бы не сдвинулось с мёртвой точки никогда. Месяц назад мне позвонили из Генеральной прокуратуры и сообщили, что повторный суд назначен на 25 декабря этого года. Я был поражен столь удивительному совпадению. Дело в том, что приговор маме был вынесен 8 января 1980 года, а первое судебное заседание проходило в 1979 году в тот же день 25 декабря. То есть между двумя судами прошло ровно 40 лет. Я благодарю Господа за Его милость к моей маме и всех тех, через кого Он действовал Патриарха Кирилла и Юрия Яковлевича Чайку".
Как отмечают некоторые историки, в своей книге Татьяна Николаевна Щипкова дала новое осмысление репрессиям советского периода. Взамен презрению к этой мрачной странице нашей истории она предложила христианское отношение ко всему случившемуся, и в особенности к людям. Она никого не осуждала ни своих гонителей, ни тех, кто из страха предал её, и вынесла из лагеря любовь и к сотрудникам тюрем, через которые она прошла, и ко всем женщинам, вместе с которыми она волею судьбы оказалась за решеткой.
"Любите врагов ваших..." Один раз в жизни мне было дано это почувствовать полной мерой. Я считаю это переживание самым главным в том духовном опыте, который дал мне лагерь", написала Татьяна Николаевна в своей книге.
То, что она не отказалась от своей веры ради того, чтобы избежать репрессий (а подобные предложения поступали), сохранить свой социальный статус, карьеру и домашнее благополучие, Святейший Патриарх Кирилл оценил как подвиг и написал в предисловии к её книге: "Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется, что эта реальность исповедничества где-то позади в прошлом. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет. Все мы должны твёрдо помнить и знать, что путь служения Христу и Его Церкви всегда связан с исповедничеством и даже мученичеством".
Татьяна Николаевна скончалась в Москве 11 июля 2009 года. Навестить ее могилу с оградой, повторяющей рисунок решетки реки Фонтанки в ее любимом Петербурге, можно на скромном кладбище города Тарусы, где она покоится рядом с другими простыми русскими людьми.
Источник: Всемирный Русский Народный Собор